Важно понимать, что дворянское воспитание и образование в XVIII–XIX веках – это не педагогическая система, а больше культурная традиция.

Юные дворяне воспитывались в строгих условиях, что шокирует – даже любовь им приходилось заслуживать!
Давайте узнаем, какие специфические особенности воспитания дворян применялись, и почему современные родители с трудом такое понимают.
Заслуживание любви
Взаимоотношения в семьях строились таким образом, что ребенку приходилось заслуживать внимание и проявление теплых чувств. Это значило, что ребенку нужно было хорошо себя вести, не беспокоить родителей без надобности. Очень хорошо показывается тип отношений с границами в романе «Война и мир», когда Андрей ожидал того времени, когда может увидеться с родителями.
Раннее обучение
Когда ребенку исполнялось 7 лет, он уже воспринимался как взрослый человек – неудивительно, что и с родителями и их друзьями им разрешалось проводить больше времени. Дети могли присутствовать при разговорах взрослых, читать те же книги, что и они. За игры после 7 лет могли наказывать. К 16 годам начиналась полноценная взрослая жизнь.

Любовь к холоду
Для укрепления здоровья были полезны прогулки в любую погоду. Детей одевали легко в холода, чтобы они привыкали к холоду, и у них вырабатывался иммунитет и сила духа. Например, Филипп Вигель пишет в своих мемуарах, что в семье князей Голицыных обливание детей водой по утрам – привычная процедура. Девушки тоже носили легкую одежду в любую погоду – для закалки.
Обучение танцам
Чтобы не опозориться в светском обществе, детей с ранних лет обучали танцам. Где-то с 5-6 лет. Часто обучение было мучительным и напоминало жесткую тренировку спортсмена. Все дворяне должны были знать бальный этикет. Например, во время мазурки можно было говорить о любви, а, танцуя кадрили, разрешалось говорить только об общественных делах и повседневных.

Поощрение бесстрашия
Дворянские дети были очень смелыми и храбрыми – в них поощрялись эти качества. Даже девушки должны были уверенно сидеть на коне – в романе «Война и мир» Наташа Ростова ловко обращается с конем. Было очень важно воспитывать в детях силу духа – Екатерина Мещерская пишет, что ее брат знал, как она боится грозы. И однажды он открыл окно и посадил ее на подоконник прямо под дождь. После этого Катя перестала бояться.