Перед началом учебного года большинство детей испытывают смешанные чувства: восторг от встречи с друзьями сменяется страхом перед новыми испытаниями.

Задача родителей – оказать поддержку и вселить уверенность, а не добавить тревожности неуместными высказываниями.
Рассмотрим распространенные фразы, способные ухудшить самочувствие ребенка перед посещением школы.
«Ты что, правда испугался? Подумаешь, школа!»
Родители пытаются уменьшить беспокойство ребенка, утверждая, что школа – пустяк. Подобное заявление игнорирует реальные переживания ребенка и создает ощущение одиночества. Ведь страхи кажутся ребенку значимыми, и его мнение заслуживает уважения.
Лучше поговорить открыто: обсудите ожидания ребенка, выслушайте опасения и постарайтесь выяснить истинные причины тревоги.
«Да ладно тебе переживать! Первый класс – это фигня! Потом страшнее будет!»
Эта фраза уменьшает масштаб события, которое воспринимается ребенком серьезно. Иногда родители вспоминают собственные школьные кошмары, пытаясь подготовить ребенка к возможным проблемам. Проблема в том, что подобный подход формирует негативное ожидание и усиливает стресс.
Правильным решением будет спокойное обсуждение будущего опыта и поддержки ребенка в любых ситуациях.
«Учительница сказала, что ты хуже всех? Надо быстрее подтягиваться!»
Подобные комментарии унижают ребенка и вызывают чувство вины. Обвинения в недостаточной успеваемости приводят к снижению самооценки и усиливают нежелание идти в школу.
Лучше подчеркнуть сильные стороны ребенка и разработать совместно программу улучшения успеваемости, сохраняя позитивный настрой.

«Что за истерика?! Всем нравится ходить в школу, а ты капризничаешь!»
Ребенок чувствует давление и вину за негативные эмоции. Такая реакция усиливает чувство неполноценности и подавляет доверительность в отношениях с родителями.
Попытайтесь мягко поддержать ребенка, выразив понимание его переживаний и предложив совместное преодоление страхов.
«Будь мужчиной! Перестань ныть!»
Такие фразы нацелены на усиление мужественности, но они заставляют ребенка подавлять эмоции. Игнорируя право ребенка испытывать и выражать чувства, родители провоцируют комплексы и замкнутость.
Позвольте ребенку выразить свои мысли и чувства свободно, поддерживая и ободряя его.
«Зачем жаловаться? Учителя важнее твоих прихотей!»
Такая формулировка вынуждает ребенка сомневаться в собственной значимости. Чувство ненужности снижает способность противостоять трудностям и мешает установлению контакта с педагогами.
Лучшее решение – внимательно выслушать жалобы ребенка и попытаться разрешить проблему конструктивно.

«Это тебе не детские развлечения! Теперь придется отвечать за себя!»
Отсутствие гибкости и чрезмерные требования могут вызвать сильное напряжение и снижение мотивации. Напоминание о новом статусе учащегося вызывает дополнительный стресс, связанный с чувством давления и завышенных ожиданий.
Создавайте комфортные условия дома, давая ребенку необходимую свободу и возможность адаптироваться постепенно.
Началом школьных занятий дети воспринимают переход в новую фазу жизни, полную новых открытий и испытаний. Поддерживающая обстановка позволит ребенку уверенно встретить предстоящие перемены и насладиться всеми возможностями, которые открывает образование.