Красивые слова порой остаются для детей пустым звуком, в худшем случае – вредят.

Мы знаем, что ругать и критиковать ребенка нужно осторожно, чтобы не навредить ему, а вот о том, что похвала может вызвать негативный эффект – слышим нечасто.
Выяснилось, что у похвалы может быть обратная сторона. Родители, конечно, хотят подбодрить ребенка, мотивировать его что-то сделать, но, увы, «сладкие» слова не всегда несут пользу.
Как хвалить ребенка, чтобы напрочь отбить у него желание что-то делать?
Ставить свою персону в центр похвалы
Ребенок впервые старается сделать что-то сложное, например, нарисовать замок. Он приносит законченный рисунок маме и папе – они понимают, что ему предстоит еще много рисовать, чтобы он достиг успеха в этом деле, но показательно высказывают восторг: «Это ты нарисовал (а)? Не верю! Это какой-то художник!», «Вот это да! Какой красивый рисунок!»
Чем больше акцента родители делают на своих эмоциях, тем больше игнорируют чувства ребенка. Теперь для ребенка станет не важно, как и что сделал, главное – угодить маме и папе. Похвала может вызвать у него тревогу, что так хорошо нарисовать/сделать больше не получится. В некоторых случаях лучше вообще не хвалить, а, например, поинтересоваться: «Какие приятные тона. Почему ты выбрал (а) именно их?»

Преувеличивать
Родители склонны преувеличивать заслуги ребенка – все для того, чтобы он поверил в себя, порадовался. Взрослым приятно видеть, как малыш берет в руки тесто и лепит пельмени или моет посуду, поэтому восхищенно произносят: «Какой (ая) ты молодец!», «Как здорово у тебя получается!» Это мешает объективно посмотреть на вещи – действительно ли ребенок сделал что-то прекрасное не по годам? Излишние восхваления не дают ребенку видеть недостатки.
Не замечать важного
Взрослые так заняты, что не успевают поинтересоваться у ребенка, как он провел день в садике/школе, какие сделал успехи. А ведь он может сделать то, над чем так долго старался! Например, ребенок долго не мог решить какую-то задачу, а теперь разгадал ее решение! Мимолетное: «Ты молодец!» может сильно его расстроить. Похвала бывает тоже разного качества. Ребенок должен понимать, что родители разделяют его чувства, лучше от души сказать: «Я понимаю, как тебе было непросто, но ты справился (ась), поздравляю!»

Хвалить за результат, а не за старание
Пятерки – это хорошо, и вполне объяснимо, почему родители так довольны, когда ребенок приносит их из школы. Родители не скупятся на комплименты: «Ты такой (ая) умный (ая), молодец!», «Ты все можешь!» и т.д. Когда ребенок приносит оценки ниже – почему-то похвалы нет, хотя ребенок мог стараться.
Поощряя только отличные результаты, родители дают понять ребенку, что он нравится им только, когда идеален. Такая похвала может вызвать у малыша комплекс отличника, а во взрослой жизни у него появятся неврозы. Лучше подчеркнуть старания ребенка, как он, несмотря на то, что сложно, не бросил дело/занятие – похвалить именно за это.