Дети обманывают, и до определенного возраста (примерно до 3 лет) это норма. Они даже не понимают, что обманывают – малышам свойственно придумывать разные истории, фантазировать.

Стоит бить тревогу, если ребенок уже большой, и понимает, что обманывает. Из-за лжи ему становится трудно доверять, не знаешь, когда он обманывает, а когда говорит правду.
Психолог Анна Серебряная рассказывает отчаявшимся родителям, как вернуть доверие к ребенку, и что делать, чтобы ложь не повторилась.
Понимать
Понимать – не значит соглашаться или все принимать. Любому человеку неприятно осознание, что его обманул тот, кому он доверял. В случае с ребенком следует тщательно разобрать ситуацию – почему он обманул? Может быть, хотел скрыть свои ошибки/проделки, отстоять свои границы или получить внимание?
Объяснять
Может быть, для вас доверие имеет огромное значение, а ребенок просто не понимает, что это такое и зачем оно нужно? Если ребенок в чем-то провинился, он должен знать, почему доверие потеряно. Например, он обещал вам, что выучит какой-то предмет, но принес из школы двойку. Обсудив с ребенком, почему доверие потеряно, можно мотивировать его на изменения своего поведения.

Инструктировать
Есть ли у вас четкое понимание того, что должен делать ребенок, чтобы вернуть ваше доверие? Знает ли он об этом? Многие дети решают, что все потеряно, доверие не вернуть, поэтому очень важно рассказать ребенку о конкретных шагах, которые он должен сделать. Предложите ребенку почаще разговаривать по душам и избегать ситуаций, которые вызовут недоверие.
Прояснять
Для многих понятие «доверие» кажется очевидным, но каждый понимает его по-своему. Доверие, в первую очередь, это договоренность о том, что человек будет делать или не делать. Знает ли ребенок о правилах, которым должен следовать? Проясните, какие правила он должен соблюдать, чтобы не пошатнуть ваше доверие.

Хвалить и подбадривать
Доверие действительно вернуть очень сложно – возможно, ребенок старается, и лучшей наградой для него будет похвала и одобрение. Пусть он видит, что его старания заметны. Проследите, чтобы ложь не повторилась – например, ребенок может бояться говорить вам о плохих оценках, т.к. вы его накажете, и все продолжится по кругу. Пусть он знает, что вы не будете его ругать, и, если ему тяжело дается какой-то предмет – поможете.