72

«Я сам все смогу!»: открытые вопросы, отвечая на которые, ребенок учится легко находить выход из любой ситуации, а не чувствовать себя беспомощным

У каждого ребенка время от времени происходят сложные ситуации. Многие родители бросаются малышам на помощь, не понимая, что этим только вредят.

Безусловно, есть ситуации, в которых помощь мамы и папы необходима, но, если ребенок не может сам решить задачку или завязать шнурки – не стоит бросаться ему помогать.

Кроме того, дети – те еще маленькие манипуляторы! Если они чувствуют, что маме и папе легче решить за него задачку, чем объяснять, запоминают это и пользуются.

Эти открытые вопросы научат ребенка легко находить выход из любой ситуации. Задавайте ему их почаще, тогда вряд ли он будет чувствовать себя беспомощным и постоянно звать на помощь.

«Что ты чувствуешь?»

Всем полезен самоанализ – дети не исключение. Малыши часто впадают в крайности: они либо истерят, либо хохочут безостановочно. Ваша задача – помочь ему понять, что он чувствует в данный момент. Например, ваш сын расстроен, что ему не позвонила понравившаяся девочка. Ребенку нужно выговориться. Когда мы называем свои чувства, то снижаем их заряд. Это позволяет вернуться назад и увидеть ситуацию полностью.

«В чем проблема?»

Попробуйте попросить ребенка описать проблему. Если вы видите, что он тревожится, злится, места себе не находит – это поможет ему «заземлиться», перестать прокручивать в голове одни и те же тревожащие мысли. Пусть ребенок возьмет на себя ответственность за свое поведение, а не показывает пальцем на виноватых. Например, если на носу контрольная – подчеркните, что если бы он вникал в материал и делал домашнюю работу, то был бы спокоен.

«Какие есть решения?»

Ну здесь все понятно. Есть какая-либо проблемная ситуация, а ребенок не находит выхода. Помогите ему в этом! Допустим, ваша дочка наябедничала, теперь с ней никто не хочет общаться. Поищите вместе решение проблемы: она может принести в школу конфеты, всех угостить и попросить прощения, выручить кого-то (тогда о ней начнут говорить хорошо), подежурить вместо других, тем самым загладить вину и т.д.

«Что произойдет, если…?»

Итак, решения перечислены. Теперь можно подогнать разные сценарии под реальность. Хорошо бы обсудить с ребенком, что будет, если он поступит так или иначе. Это своего рода ролевая игра. Полезно ответить на следующие вопрос: является ли это безопасным? Сработает ли это? Как будут чувствовать себя другие люди?

«Что ты будешь пробовать?»

Попросите ребенка выбрать и попробовать одно решение. Если это не сработает – значит, нужно менять тактику! Ничего страшного, если решение сразу не находится. Обсуждайте с ребенком, почему то или иное не может сработать, и поощряйте его за попытки найти верное решение проблемы. Продолжайте до тех пор, пока он не поймет, как действовать правильно.

Комментариев нет