Школьникам, с одной стороны, везет – все, что от них требуется, это учиться, с другой – в школе они получают травмирующий опыт, который неизвестно, как скажется на них в будущем…

Конечно, вместе с ним они получают и положительный опыт, многому учатся, но крайне важно знать о вещах, которые плохо сказываются на детях.
Малыши сами не в состоянии справиться – им нужна помощь взрослых. Родители должны обращать внимание на состояние школьника, не обесценивать его переживания – в безопасной обстановке и, чувствуя поддержку, ребенку будет легче проходить этот жизненный этап.
Страх одиночества
Когда крутые ребята не принимают ребенка в свою компанию или одноклассники объявляют ему бойкот, у него возникает один из самых сильных страхов – страх одиночества, быть изгнанным. Что-то древнее в нас говорит, что изгнание из племени грозит гибелью, поэтому ребенок, с которым не хотят дружить, испытывает огромный стресс. Это может привести к тому, что он начнет всем угождать, лишь бы его приняли.
Вы должны дать понять ребенку, что он – не один, его любят и ценят. Всегда напоминайте ему, что у него есть вы, семья, вы его любите и всегда поддержите. Скажите, что, если от него отвернулись сверстники – это не навсегда.
Синдром отличника
В семьях, где родители выставляют высокие требования, растут тревожные дети, которые боятся совершить малейшую ошибку. Просто они не хотят разочаровать маму и папу, особенно, если те их обвиняют: «Мы столько денег вложили в твое образование, а ты!» За любой неуспех ребенок чувствует вину, но ошибки – часть нашей жизни, странно, что в нашем образовании акцент делается на их исправлении, а достоинства учеников не подчеркиваются, воспринимаются как данность. Ребенок с синдромом отличника вырастает трудоголиком и перфекционистом, переживает из-за каждой мелочи и бросает идеи из-за страха сделать плохо.
Объясните ребенку, что ошибаться – это нормально, даже вы ошибаетесь. Важно исправлять ошибки и выносить полученный опыт, но страдать из-за этого нельзя. Это поможет ребенку идти к своим целям, не опуская руки из-за неудач.

Синдром самозванца
Личность учителя для ребенка – авторитет, и когда он говорит: «Ты что тут самый умный?», «Я – последняя буква алфавита», школьник привыкает обесценивать свои старания и начинает считать себя ничтожеством. Учитель – это взрослый, умный человек, а кто он такой по сравнению с ним? Со временем начинает казаться, что старания не важны, а когда ребенка кто-то хвалит, он испытывает чувство неловкости, будто не за что.
Замечайте и подчеркивайте успехи ребенка, его достоинства. Делайте комплименты и проявляйте безусловную любовь. Объясните ему, что подобные слова учителя – лишь от усталости, его самооценка не должна формироваться от слов учителей.
Страх публичности
Многие взрослые, которые лет 20 назад закончили школу, до сих пор с ужасом вспоминают слова учителя: «К доске идет…» Этот страх проистекает из другого – быть отвергнутым. Ребенок боится сказать «что-то не то», сделать «что-то не так» и плохо выглядеть, выразить мнение, с которым не согласятся. Из-за этого в будущем он не будет проявлять инициативу на работе, предлагать стоящие идеи, оставаясь в тени.
Поощряйте выступления ребенка, разрешайте выражать ему мнение, что-то решать в семье. Начните с малого – пусть он решает, что вы будете есть на ужин и куда пойдете на выходных. Дарите ребенку чувство безусловной любви.

Желание быть «хорошим»
Общество учит детей быть «хорошими»: мальчикам не разрешают плакать, а девочкам баловаться, но все делается не ради их блага, а, чтобы малыши были удобными. Привыкая к игнорированию своих чувств, ребенок теряет контакт с эмоциональной частью, но невыраженные эмоции в нем остаются. Они накапливаются, приводя к психосоматическим заболеваниям и пассивно-агрессивному поведению.
Ребенок должен знать, что все эмоции нужны и важны. Не запрещайте ребенку проявлять злость или агрессию, и подчеркивайте словами то, что он испытывает: «Я вижу, тебе сейчас грустно. Ты расстроился из-за…»