Самооценка играет немаловажную роль в гармоничном развитии личности ребёнка. Её следует пестовать и культивировать, поливать и удобрять как экзотический цветок. Некоторые малыши наделены сверхразвитой самооценкой и имеют обыкновение переоценивать свои возможности, в то время как другие настолько не уверены в себе и в своих силах, что стараются «слиться с обоями на стене».
Как понять, что ваш ребёнок страдает от заниженной самооценки и недостатка уверенности в себе? На что обратить внимание? Как помочь малышу поверить в себя? Детские психологи делятся с родителями списком тревожных звоночков, которые ни в коем случае нельзя игнорировать.

Признаки того, что у вашего малыша заниженная самооценка
- Он занимается самоуничижением. Если ребёнок постоянно ругает себя, свою внешность и свои интеллектуальные способности, то можно со стопроцентной уверенностью сказать, что его самооценка ниже некуда. Такой малыш искренне уверен в том, что он ни на что не способен, и охотно подтвердит это окружающим.
- Он боится вызовов. Некоторые крохи обожают всевозможные челленджи: чем дело безнадёжнее, тем оно для них интереснее! Другие, наоборот, стараются избегать слишком смелых проектов и экспериментов, ведь так им удастся свести к нулю риск поражения.
- Он болезненно относится к критике. Речь не о колкостях и откровенных гадостях, а о конструктивной критике, высказанной мягко и тактично. Дети с низкой самооценкой воспринимают даже самые дружелюбные советы как страшную критику, из-за чего легко обижаются и ещё больше замыкаются в себе.
- Он постоянно ищет одобрения окружающих. Подобных малышей видно издалека: им очень трудно принять какое-либо решение самостоятельно, они изо всех сил стараются понравиться окружающим, ведь их похвала очень много для них значит.
- Он изолируется от других. Опасаясь быть отверженными, некоторые дети с низкой самооценкой стараются свести общение с другими к минимуму. Им проще посидеть с книгой или видеоигрой дома, нежели столкнуться с чужим осуждением.
- Он судит о себе по своим успехам и провалам. В подобных случаях малыш основывает свою ценность на своих победах и поражениях: получив пятёрку, он считает себя молодцом, но принеся на следующий день домой тройку, он теряет уверенность в себе и впадает в депрессию. И не важно, что пятёрок было десять, а тройка всего одна. Ребёнок не принимает во внимание весь свой послужной список: для него важен лишь самый «свежий» результат.
- Он страдает от тревожности и депрессии. Угодив в состояние депрессии, кроха теряет интерес к любимым занятиям, никак не может сфокусировать внимание на том, что делает, и испытывает постоянное чувство грусти. Это уже не тревожный звоночек, а самый настоящий горн!

Что сделать, чтобы помочь ребёнку?
- Хвалите его за его достижения и регулярно напоминайте ему о его качествах.
- Воспитывайте в нём автономность, позволяя ему делать выбор самостоятельно. Если малыш старается переложить эту ответственность на вас, мило, но твёрдо возвращайте флаг ему в руки.
- Напоминайте ему о том, что главное — не результат, а приложенные усилия. Даже если ребёнок не добился успеха, похвалите его за то, что он откликнулся на вызов и попробовал свои силы в чём-то новом и неизведанном. Нельзя приучать кроху к тому, что поражение обнуляет все достоинства человека и приложенные им для достижения цели усилия.
- Не сравнивайте его с другими. Вы можете ставить некоторых людей ему в пример, но не стоит говорить малышу, что тот или тот ребёнок лучше его.
- Позволяйте ему заниматься тем, что ему нравится. Когда ребёнок занимается тем, в чём он преуспевает, он незаметно для себя повышает свою самооценку. Всячески поощряйте подобные поползновения, даже если речь идёт об игре на странном музыкальном инструменте или о современных танцах, которые вам не по душе. Главное — чтобы сам малыш получал от этого позитивные эмоции!