Каждого человека можно представить отдельным государством со своими законами и порядками. Между ними проложены границы, за которые лучше не заступать, иначе исход будет плачевным…

Без очерченных границ человек (в том числе ребенок) теряет ощущение собственной ценности, не может полностью почувствовать себя счастливым. Он считает, что делает не то, что хочет, а что от него хотят другие.
С детьми тоже нужно выстраивать границы – эти ситуации знакомы многим родителям, и почему-то они считают, что поступают правильно.
Ситуация 1: заставляют есть
Насильно кормить и тем более перекармливать ребенка – это нарушение границ. Малыш сам знает, когда ему достаточно, даже если родители считают иначе. Почему-то родители убеждают ребенка, что он должен верить не собственному желудку, а им, хотя они не могут понять, сыт он или голоден. Если ребенок отодвигает тарелку в сторону – это не из вредности. Нарушение границ также проявляется в лазании в телефоне и укладывании спать.
Ситуация 2: запрещают плакать
Родители могут запретить ребенку плакать, злиться, смеяться – и все из-за того, что его эмоции им просто мешают. Но в этом случае эмоциональные границы ребенка страдают, он подавляет свои эмоции, и поэтому они в них копятся. Кто знает, во что это выльется… Задача родителей не запрещать ребенку проявлять эмоции, а научить его безопасно для других их выплескивать.

Ситуация 3: отнимают время
Если родителям кажется, что их ребенок занимается ерундой, это только их мнение. Хорошо, когда ребенок помогает по дому, делает уроки, но это не должно занимать большую часть его времени. Он должен заниматься и своими делами, хобби, даже если в них входит наклеивание картинок в тетрадку или взгляд на потолок полчаса (то, что родителям кажется глупостью).
Ситуация 4: стыдят
На детей нередко происходит давление в собственных семьях. Родители могут проговаривать следующее: «Тебе жалко сестренке/братику дать зайчика поиграть?», «Ты все равно это не будешь носить, давай отдадим кому-нибудь!» и прочее. Ребенок может отказаться делиться чем-то, отдавать свои игрушки и вещи, и это нормально.

Ситуация 5: водят на кружки
Может быть, ребенок вовсе не хочет ходить в спортивную секцию или в художественную школу, но родители заставляют его это делать, считая, что ему пойдет на пользу. Но ребенок имеет право на свое мировоззрение, увлечения, образ мыслей. Важно прислушаться к ребенку и понять, к чему он больше тяготеет. Создать для его увлечения комфортные условия.