41

Решительный отказ: советы, которые помогут научить ребенка говорить «нет», если его собираются втянуть во что-то опасное или противозаконное

Большинство проблем можно было бы избежать, если бы люди умели говорить «нет». Когда человек боится отказать – это значит, что он уже попал в сети манипулятора, не важно, кто это: взрослый или ребенок.

Если подумать, разве обида на отказ – это нормально? Конечно, нет! Человек – свободное существо, он не закован в кандалы, поэтому может смело отказывать, если ему чего-то не хочется или не нравится. Не все дети (как и взрослые) умеют отказывать, но этому необходимо учиться с ранних лет, иначе в жизни будет много проблем.

В статье поговорим о том, когда ребенку нужно сказать категорическое «нет», например, если его собираются втянуть во что-то противозаконное или опасное.

Варианты отказа

Отказы бывают разными: категоричными, с предложенной альтернативой, грубые и т.д. В данном случае рассмотрим конструктивные отказы, но следовать им получается не всегда, например, если сверстник хочет втянуть ребенка во что-то неприемлемое.

Когда нам предлагают что-то, мы обычно говорим: «Мне приятно, что ты меня пригласил (а), но я не могу пойти». Почему так говорить неправильно в случае, если ребенка хотят вовлечь во что-то противозаконное и аморальное? Во-первых, такая фраза показывает одобрение действий агитирующего (а соглашаться с неприемлемыми вещами не нужно), во-вторых, «но я не могу пойти» не выдает решительность отказа. Создается ощущение, что ребенок бы принял приглашение, но есть какие-то причины, которые ему мешают.

Аргумент: «У меня важная встреча/занятие» не подходит, т.к. может быть воспринят как временная преграда, но ведь ребенок не будет в этом участвовать ни сегодня, ни завтра, когда у него появится свободное время. Ссылаться на занятость не нужно. Можно предложить альтернативу: «Давай лучше не будем лазить по гаражам, а посидим у меня и посмотрим мультики», но нужно иметь в виду, что это выглядит как отсрочка, а не решительный отказ.

Если ребенок никогда не будет участвовать в том, во что его вовлекают, нужно отвечать иначе. Вот вариант отказа: «Я уважаю тебя как друга/подругу/одноклассника/одноклассницу, но я не могу согласиться на такое предложение. Твое предложение противоречит моим ценностям и может привести к серьезным последствиям». Если это уместно, в конце можно предложить положительную альтернативу, например: «Если ты хочешь провести со мной время, давай придумаем что-то более безопасное».

По той же схеме могут действовать и взрослые. Такой отказ подчеркивает серьезность ситуации и показывает собеседнику, что ему не нужно надеяться. Когда нужно твердо ответить «нет», подходит только такая схема. Для сохранения отношений (если это нужно), ребенок может предложить положительную альтернативу. Главное, научить ребенка не поддаваться на давление – если на него обижаются из-за отказов, то стоит ли ему вообще дружить с такими ребятами?

Комментариев нет