119

Вещи, которые детям бесполезно объяснять (и как действовать вместо этого)

Детское восприятие мира сильно отличается от взрослого.

Есть вещи, которые ребенок физически не может понять – в силу возраста, особенностей развития или просто потому, что его мозг еще не готов к таким концепциям.

Вот список таких ситуаций и альтернативные способы реагирования, которые работают лучше, чем долгие объяснения.

«Почему ты должен ложиться спать вовремя»

Почему бесполезно объяснять: дети не осознают последствий недосыпа (капризы, плохой иммунитет, проблемы с ростом). Для них «еще 5 минут» – это просто «хочу играть». 

Что делать вместо этого:

  • создайте ритуал (купание, сказка, сон);
  • используйте таймер («когда прозвонит будильник, пора в кровать»);
  • сделайте отход ко сну приятным (ночник, любимая игрушка). 

«Почему нельзя есть конфеты вместо супа»  

Почему бесполезно объяснять: детский мозг не понимает абстрактных понятий вроде «витамины» или «польза». Сладости = мгновенное удовольствие, а суп = «скучно».

Что делать вместо этого:

  • предлагайте выбор: «Ты хочешь суп с гренками или с сыром?»
  • свяжите еду с приятным: «После супа будет вкусный компот!»
  • подавайте пример**: Ешьте то же самое за общим столом.

«Почему нельзя бить других детей»  

Почему бесполезно объяснять: малыши (до 4–5 лет) не всегда осознают, что другим больно. Их эмоции сильнее, чем способность к самоконтролю.

Что делать вместо этого:

  • останавливайте действие сразу: «Стоп! Так делать нельзя»;
  • показывайте альтернативу: «Если злишься, можно топнуть ногой или порвать бумагу»;
  • учите эмпатии: «Посмотри, Маше сейчас грустно. Давай обнимем ее».

«Почему нельзя кричать в магазине»

Почему бесполезно объяснять: дети не понимают «социальных норм». Им все равно, что подумают окружающие.

Что делать вместо этого:

  • отвлекайте: «О, смотри, какие красные яблоки! Давай выберем три штуки»;
  • давайте задание: «Помоги мне найти молоко»;
  • избегайте долгих походов по магазинам с малышами.

«Почему надо сидеть тихо в поликлинике»

Почему бесполезно объяснять: дети не могут долго концентрироваться и сидеть без движения.

Что делать вместо этого:

  • возьмите «тихие» развлечения: книжку, раскраску, маленькую игрушку;
  • играйте в «наблюдателей»: «Давай посчитаем, сколько людей в белых халатах пройдет».
  • хвалите за терпение: «Ты так здорово вел себя сегодня!»

«Почему нельзя смотреть мультики целый день»

Почему бесполезно объяснять: дети не понимают «вреда для глаз» или «зависимости». Для них мультики = веселье.

Что делать вместо этого:

  • ставьте четкие границы: «2 серии, потом выключаем»;
  • предлагайте альтернативу: «после мультиков пойдем лепить из пластилина!»;
  • используйте таймер: «Когда прозвенит звонок, экран выключается».

  «Почему нельзя выбегать на дорогу»

Почему бесполезно объяснять: дети до 6–7 лет плохо оценивают скорость машин и расстояние.

Что делать вместо этого:

  • держите за руку у дороги;
  • играйте в «красный/зеленый» на пешеходном переходе;
  • повторяйте правило: «Сначала стоп, смотрим по сторонам, потом идем».

«Почему надо одеваться по погоде»

Почему бесполезно объяснять: ребенок не чувствует холода так, как взрослый (из-за подвижности).

Что делать вместо этого:

  • давайте выбор: «Ты наденешь синюю куртку или красную?»;
  • используйте образы: «Сегодня холодно, как у пингвинов на льдине! Давай утеплимся»;
  • берите запасную одежду, если ребенок уверяет, что ему не холодно.

Главное правило: дети живут здесь и сейчас, вместо долгих объяснений показывайте на примерах, давайте выбор и делайте правила игрой.

Фраза, которая работает: «Я понимаю, что ты хочешь играть/не хочешь спать/злишься. Давай сделаем так…»

Комментариев нет