О наследовании группы крови. Какая группа крови будет у ребенка?

Содержание

Распространенной классификацией групп крови является система АВ0. Давайте разберемся, как наследуется группа крови у ребенка и какие бывают варианты, если у родителей одинаковые либо разные группы, а также как передается по наследству резус-фактор.

О том, как сделать анализ на определение группы крови у ребенка, читайте в другой статье.

Закон Менделя

Мендель изучал передачу генов от родителей потомству, в результате чего сделал выводы о том, как наследуются те или иные признаки. Эти выводы он оформил в виде законов.

Он узнал, что от каждого родителя ребенок получает по одному гену, поэтому у ребенка в паре генов один ген материнский, а второй - отцовский. При этом наследуемый признак может проявляться (его называют доминантным) или не проявляться (он является рецессивным).

В отношении групп крови Мендель выяснил, что доминантными выступают гены А и В (они кодируют наличие антигенов на поверхности эритроцитов), а рецессивным – ген 0. Это означает, что при соединении генов А и В оба гена будут кодировать присутствие агглютиногенов, и группа крови будет четвертой. Если же ребенку передадутся гены А и 0 или В и 0, то рецессивный ген проявляться не будет, соответственно, в первом случае будут только агглютиногены А (у ребенка будет 2 группа), а во втором – агглютиногены В (у ребенка будет третья группа).

Девочка с мыльными пузырями на поле

Система AB0

Данную систему для типологии групп крови начали использовать с 1900 года, когда было открыто наличие в крови (на эритроцитах) антигенов, которые назвали агглютиногенами, а также антител к ним, которые начали называть агглютининами. Агглютиногены бывают А и В, а агглютинины обозначают, как альфа и бета. Возможные комбинации таких белков создают 4 группы:

  • 0 (первая) – содержит альфа агглютинин и бета агглютинин.
  • А (вторая) – содержит бета агглютинин и А агглютиноген.
  • В (третья) - содержит альфа агглютинин и В агглютиноген.
  • АВ (четвертая) – содержит А агглютиноген и В агглютиноген.

Система Rh-factor

В 1940 году был обнаружен еще один белок на поверхности эритроцитов, который назвали резусом крови. Он определяется примерно у 85% людей, отмечается как Rh+, а кровь таких людей называют резус-положительной. У оставшихся 15% людей данного антигена в крови не выявляется, их кровь резус-отрицательная и обозначается, как Rh-.

Девочка задумалась

Если группы крови у мамы и папы одинаковые

Даже если группа крови матери и отца совпадает, из-за возможного носительства рецессивного гена 0 вариантов группы крови у малыша может быть несколько.

Группа крови родителей

Генотип

Группа крови ребенка

Первая

00+00

Первая (00)

Вторая

АА+АА

Вторая (АА)

Вторая

АА+А0

Вторая (АА или А0)

Вторая

А0+ А0

Первая (00) или вторая (АА или А0)

Третья

ВВ+ВВ

Третья (ВВ)

Третья

ВВ+В0

Третья (В0 или ВВ)

Третья

В0+В0

Первая (00) или третья (В0 или ВВ)

Четвертая

АВ+АВ

Вторая (АА), третья (ВВ) или четвертая (АВ)

Если группы крови у мамы и папы разные

При разной группе у родителей вариантов передачи генов будет еще больше.

Группа крови мамы

Группа крови отца

Группа крови ребенка

Первая (00)

Вторая (АА)

Вторая (А0)

Первая (00)

Вторая (А0)

Первая (00) или вторая (А0)

Первая (00)

Третья (ВВ)

Третья (В0)

Первая (00)

Третья (В0)

Первая (00) или третья (В0)

Первая (00)

Четвертая (АВ)

Вторая (А0) или третья (В0)

Вторая (АА)

Первая (00)

Вторая (А0)

Вторая (АА)

Третья (ВВ)

Четвертая (АВ)

Вторая (АА)

Третья (В0)

Вторая (А0) или четвертая (АВ)

Вторая (АА)

Четвертая (АВ)

Вторая (АА) или четвертая (АВ)

Вторая (А0)

Первая (00)

Первая (00) или вторая (А0)

Вторая (А0)

Третья (ВВ)

Третья (В0) или четвертая (АВ)

Вторая (А0)

Третья (В0)

Первая (00), вторая (А0), третья (В0) или четвертая (АВ)

Вторая (А0)

Четвертая (АВ)

Вторая (АА или А0), третья (В0) или четвертая (АВ)

Третья (ВВ)

Первая (00)

Третья (В0)

Третья (ВВ)

Вторая (АА)

Четвертая (АВ)

Третья (ВВ)

Вторая (А0)

Третья (В0) или четвертая (АВ)

Третья (ВВ)

Четвертая (АВ)

Третья (ВВ) или четвертая (АВ)

Третья (В0)

Первая (00)

Первая (00) или третья (В0)

Третья (В0)

Вторая (АА)

Вторая (А0) или четвертая (АВ)

Третья (В0)

Вторая (А0)

Первая (00), вторая (А0), третья (В0) или четвертая (АВ)

Третья (В0)

Четвертая (АВ)

Вторая (А0), третья (ВВ или В0) или четвертая (АВ)

Четвертая (АВ)

Первая (00)

Вторая (А0) или третья (В0)

Четвертая (АВ)

Вторая (АА)

Вторая (АА) или четвертая (АВ)

Четвертая (АВ)

Вторая (А0)

Вторая (АА или А0), третья (В0) или четвертая (АВ)

Четвертая (АВ)

Третья (ВВ)

Третья (ВВ) или четвертая (АВ)

Четвертая (АВ)

Третья (В0)

Вторая (А0), третья (ВВ или В0) или четвертая (АВ)

Наследование резус-фактора

Данный белок наследуется по доминантному принципу, то есть его наличие кодируется доминантным геном. К примеру, если этот ген обозначить буквой D, то у резус-положительного человека возможен генотип DD или Dd. При генотипе dd кровь будет резус-отрицательной.

Резус-фактор у мамы

Резус-фактор у отца

Резус-фактор у ребенка

Минус (dd)

Плюс (DD)

Плюс (Dd)

Минус (dd)

Плюс (Dd)

Плюс (Dd) или минус (dd)

Плюс (DD)

Плюс (DD)

Плюс (DD)

Плюс (DD)

Плюс (Dd)

Плюс (DD или Dd)

Плюс (Dd)

Плюс (DD)

Плюс (DD или Dd)

Плюс (DD)

Минус (dd)

Плюс (Dd)

Плюс (Dd)

Минус (dd)

Плюс (Dd) или минус (dd)

Таблица возможных вариантов

Группа крови у отца

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Группа крови у мамы

Первая

I

I или II

I или III

II или III

Вторая

I или II

I или II

Любая

II, III или IV

Третья

I или III

Любая

I или III

II, III или IV

Четвертая

II или III

II, III или IV

II, III или IV

II, III или IV

Какова вероятность мутации?

Мутация, в результате которой у родителя с четвертой группы может родиться ребенок с первой группой, бывает в 0,001% случаев. Также существует так называемый бомбейский феномен (его название обусловлено частым выявлением у индусов), согласно которому у ребенка могут быть гены А или В, но фенотипически они не проявляются. Частота такого феномена – 0,0005%.

95 комментариев
Антон 03.11.2015 00:00
0

Да, тут все так сложно. Думал, будет попроще :) Но посидел 15 минут и все понял. Спасибо!

Сергей 29.09.2017 17:16
0

Спасибо! Очень содержательная статья!

Марина 04.11.2017 23:45
0

Почему моему сыну врачи сказали, что не может у троих людей в семье быть одинаковая кровь, если, допустим, у мамы 4- а у папы 2+, то у нас у двух сыновей 4- а одного 4+. Это что - детей подменили? Объясните.

Наталья 28.12.2017 01:18
0

У матери 1- , а ребенок родился с 4 -.Как такое может быть?

Мама 23.02.2018 23:14
0

Очень испугалась, что у моей девочки четвертая отрицательная, а у меня и папы вторая положительная и третья отрицательная, спасибо за ваши разяснения, иначе бы были большие недоразумения

Снигирева Вера 26.05.2018 09:59
0

У матери группа крови 2 положительная, у отца 3 положительная, а у ребенка 1 положительная. Может ли быть такое, что группа крови у ребенка бабушкина по материной линии?

Эвелина ↩ Снигирева Вера 31.03.2021 03:31
0

У матери и отца 2 группа отрицательная, а дочери 1 группа положительная.

Дионисия 12.07.2018 17:15
0

У отца первая положительная, у матери третья отрицательная, у ребенка четвертая положительная, согласно статьи это не возможно, а с учетом групп крови бабушек и дедушек?

Елена ↩ Дионисия 16.06.2023 09:15
0

Либо ошибка в определении крови родителей или ребёнка, либо отец не тот. Группа крови бабушек и дедушек влияет на группу крови родителей, а не внуков. Но в конце статьи сказано, что возможны мутации, но с крайне малой вероятностью.

Анонимно 09.11.2018 08:52
0

Может ли у ребенка быть 2-. Если у матери 1+. А у отца 2-?

Светлана ↩ Анонимно 29.05.2021 22:24
0

У мамы 1+, у папы 2+, какая группа должна быть у ребенка?

Светлана ↩ Светлана 12.09.2021 22:57
0

1

Зинаида ↩ Светлана 28.10.2021 00:28
0

У мамы 1 группа, у папы 2, а ребёнок с 3 группой.

Алёна ↩ Светлана 08.03.2022 17:26
0

У нас так же- у ребёнка 2+

Елена ↩ Светлана 13.09.2022 17:40
0

У мамы 1+, у папы 2+, у сына 4.

Эльмира ↩ Светлана 02.10.2023 21:59
0

У мамы первая группа крови, у папы вторая, а дочь имеет третью.

Гость ↩ Анонимно 15.09.2021 12:29
0

Да.

Оксана 16.11.2018 22:53
0

Здравствуйте у матери 1+, у отца 3+, у ребёнка 2+. Может быть такое?

Геннадий ↩ Оксана 10.11.2021 08:36
0

В таблицах только 1 или 3.

Надежда 29.11.2018 18:50
0

У мамы 4 положительная, у папы - 2 отрицательная...

Анжела 02.12.2018 03:00
0

У отца 1+, у матери 3+. Какая должна быть группа крови у ребенка?

Рамис 07.01.2019 19:30
0

У моей жены (хотя она говорит, что бывшая), вторая полож., а у меня четвертая полож. У первого ребенка вторая полож. группа крови, а у второго ребенка третья полож. Как понять?

Валентина 06.05.2019 13:52
0

У отца 1+, у матери 3-, у первого ребенка 4+, у двух детей 1+. Как такое может быть?

Альбина 27.10.2020 22:10
0

У меня группа крови 1+, у папы 2+, а у нашей дочки 4+. Как так? Может она передаться от деда, тети или дяди?

Елена ↩ Альбина 06.12.2021 11:50
0

У меня первая группа, а у дочки четвертая. А пишут, что невозможно. Как понять?

Любовь 15.11.2020 17:01
0

У родителей положительный резус-фактор, у дочки отрицательный. Так может быть?

Настя ↩ Любовь 08.12.2020 15:49
0

Да, у нас такое и это точно может быть.

Татьяна ↩ Любовь 19.04.2021 11:38
0

У родителей группа крови 1 положительная, у ребёнка 1 отрицательная. Может быть такое?

Зинаида ↩ Любовь 02.11.2021 08:40
0

У родителей 2 и 3 положительная, а у сына 4 отрицательная может быть.

Вячеслав ↩ Зинаида 03.01.2022 06:08
0

У меня 2 положительная, а у подруги 3 положительная. У ребёнка 4 отрицательная.

Василий 20.12.2020 01:32
0

У меня 1+, у жены 3-, у дочери 4+. Может такое быть?

Анна ↩ Василий 20.12.2020 23:40
0

Василий, конечно, может.

Илья ↩ Василий 24.03.2023 12:25
0

Нет, это невозможно.

Космос ↩ Илья 31.08.2023 10:42
0

Все может.

Иван 01.01.2021 14:58
0

Если у отца группа крови 1 отрицательная, у мамы - 2 положительная, а у ребёнка - 3 положительная. Такое может быть?

Нина 07.01.2021 06:17
0

У меня 1+, у мужа тоже 1+, у дочери 2+, как такое возможно?

Ася ↩ Нина 23.01.2021 21:23
0

У меня сначала по справкам была 3-, а потом переделали и оказалось 3+.

Наталья ↩ Нина 06.02.2021 21:11
0

У папы и мамы 1 группа крови, а у дочери 2. Может быть такое?

Нина ↩ Наталья 01.04.2021 00:15
0

Может или не может, но есть так. Думаем, как такое возможно?

Nurbanu ↩ Нина 16.02.2022 08:27
0

У нас такая же история. У родителей- 1 группа, а у сына- вторая. У моего отца была 2 группа. Сын очень похож на деда. Видно, унаследовал гены деда...

Светлана ↩ Нина 10.04.2021 15:34
0

У меня тоже 2+, а у родителей 1+.

Ольга ↩ Светлана 11.10.2021 09:35
0

У меня и у мужа тоже 1+, ребёнок родился 2+.

Антон 14.01.2021 14:46
0

У жены 2+, у меня 1+, а у дочки 4+. Такое может быть?

Юлита ↩ Антон 20.03.2021 12:34
0

У родителей с I и II группой крови дети могут быть только с данными группами. Но лучше сходить к врачу, очень редко такое случается.

Гость 08.03.2021 19:49
0

У мамы 3+, у папы 2+, у меня оказалась 3-... Такое может быть?

Гость ↩ Гость 20.03.2021 12:35
0

Может.

Ирина 13.03.2021 18:19
0

Кому очень надо - сделайте анализ ДНК и забудьте свои вопросы про кровь.

Екатерина 04.04.2021 22:45
0

У меня 1+, у мужа 1+, у дочери 3+. Как-то не соответствует табличке.

Елена ↩ Екатерина 05.12.2021 22:35
0

У нас так же! Причём сдавала я многократно и сыну раз 10 в разных местах! Не понимаю(

Гостья 05.04.2021 18:03
0

У меня 3+, у мужа 2+, у сына 4-. И что не наш ребёнок? Да он - копия папы.

Леонид ↩ Гостья 10.04.2022 15:55
0

Жду ответа.

Елена ↩ Гостья 16.06.2023 09:38
0

С резусом вариант 1 не дописали просто. Может быть, как у вас. 2 и 3 легко дают 4 группу, а резус у вас с мужем Dd у обоих, что даёт шанс минуса у детей.

Ирина 07.04.2021 21:36
0

У меня 1-, у мужа 3+, а у ребёнка 2-. Такое может быть?

Кира 19.04.2021 14:16
0

У мамы и у папы 1+, у ребёнка 2-. Как?

Оксана 12.05.2021 17:51
0

Скажите, пожалуйста, может ли быть у одних родителей дети с разным резусом? У старшего 2 минус, у младшего 2 плюс, у мамы 2 плюс?

Ольга 30.05.2021 17:19
0

У меня 2+, у мужа 4-, а у сына 3+. Как такое возможно?

Екатерина 02.06.2021 16:43
0

У меня 3+, у мужа 4-, у детей 1+. Возможно ли такое?

Анна 17.06.2021 19:36
0

Мама 4-, папа 3+, ребёнок 1+.

Марина 20.06.2021 00:55
0

У мамы 2-, у папы 2+, у первой дочери 2+, у сына 1+, у остальных четверых детей 2+. Может ли быть такое, что у сына 1+?

Лидия 24.09.2021 21:03
0

У мужа 1 положительная, а у жены- вторая положительная. У ребенка какая кровь будет?

Людмила ↩ Лидия 20.11.2021 15:44
0

Может ли быть 3 группа у сына?

Вячеслав 28.09.2021 13:50
0

Резус-фактор может быть любым при любых раскладах. У родителей с 1 и 2 группами дети будут либо с 1, либо со 2 (никаких 3 и 4). У родителей с 3 и 1 дети будут либо 3, либо 1 (никаких 2 и 4). Если у обоих 1, то у ребенка только 1. Если у родителей 2 и 3, то у ребенка может быть любая группа. Если хотя бы у одного родителя 4, то у ребенка не может быть 1. И так далее...

Наташа 30.09.2021 13:09
0

У отца 2 группа крови, а у мамы- 4. У меня 1 группа крови. По Вашей таблице получается, что мои родителя не являются моими биологическими родителями. Это действительно так?

Гость ↩ Наташа 04.10.2022 08:26
0

У меня то же самое. У мамы -4, а у меня +1.

Елизавета 26.10.2021 03:41
0

У папы 1+, у мамы 3-, у ребёнка 3-

Оксана 29.12.2021 23:55
0

У меня первая, у мужа вторая. У дочки третья. Сомнений в отцовстве нет. Нарушен закон Менделя?

Галина ↩ Оксана 06.04.2022 13:01
0

У меня 1 группа, у супруга 2, а у дочки 3...

Елена 02.04.2022 15:00
0

У супруга 2 "-", у меня 2 "+" Как может ребёнок родиться с 4 "+" группой?

Надежда 14.04.2022 16:24
0

У мамы с папой группа крови вторая (-)(+), а у меня и сестры 4(+)(-). Как такое может быть? Мы тоже подкидыши?

Наталья 14.04.2022 19:05
0

Мама - 3, папа +2, дочь +4. Родители в недоумении.

Наталья 25.04.2022 18:52
0

У меня 3+, у мужа 4+, а у дочери 4-. Такое может быть?

Гость 02.06.2022 08:15
0

Я сын. У мамы 1- , а у папы 3+, у меня 1+. Так может быть?

Светлана 10.06.2022 00:08
0

Обратила внимание, не мало людей отмечают, что у 4 группы есть дети с 1 группой. Это и мой случай. Поэтому вопрос: "Как так может быть?"

Нина ↩ Светлана 13.07.2022 03:04
0

У мужа 1-, у меня 4+, а у сына 2+

Алёна 25.07.2022 23:22
0

Если мутация, медики говорят, что ребёнок не может унаследовать кровь бабушек или дедушек. И если у одного из родителей кровь 1+, а у другого 2-, у одного ребёнка 2-, а у другого 3-, чья же кровь у второго ребёнка?

Людмила 10.09.2022 16:37
0

У матери - 1 группа положительная, у отца - 2 группа положительная, а у сына - 1 группа отрицательная. Может такое быть??

Елена 04.11.2022 11:48
0

Трое детей и у всех разная группа, у папы 4+, у мамы 1+, дети: 3-, 3+, и 1-. Как так?

Илья ↩ Елена 23.03.2023 17:16
0

1 из детей не сходится по группам крови.

Алексей 30.11.2022 00:43
0

У меня вторая положительная группа крови, у жены вторая отрицательная, родился сын с первой отрицательной. Такое может быть?

Елена ↩ Алексей 16.06.2023 09:27
0

Если у вас вторая типа А0 и у жены вторая типа А0, то у ребёнка может быть либо первая (00), либо вторая (А0 либо АА).

Екатерина 02.12.2022 20:37
0

Мама 3+, папа 3+, дети: первый ребенок - 1 группа, второй ребенок - 2 группа, третий ребенок - 1 группа, четвертый ребенок - 2 группа, пятый ребенок - 3 группа. Может ли быть такое?

Илья ↩ Екатерина 23.03.2023 17:18
0

У мамы с папой не сходится с 2 детьми. Они, наверное, несовместные. Или, может, сделаете повторные анализы на группу крови.

Елена 17.02.2023 12:31
0

У моих родителей 1 и 2 положительные группы крови, а у меня 3+. Как такое возможно?

Илья ↩ Елена 23.03.2023 17:14
0

Нет, невозможно...

Илья 23.03.2023 16:01
0

У родителей с 1 и 2 группами крови рождаются дети с 1 или 2. Все, у кого такие странные ситуации, расспросить родителей.

Елена 16.06.2023 09:23
0

По резус-фактору нет варианта, в котором у матери Dd(+) и у отца Dd(+). Т.е. плюс у обоих родителей, а у ребенка может быть DD(+),Dd(+) и dd(-).

Нина 28.09.2023 17:43
0

Почему ребёнок +4 группы (мальчик), мама -1 группы и папы +2 группы окажутся?

Виталий 07.10.2023 09:52
0

А как так, у меня 2 отрицательная, а у жены 2 положительная? Может быть так, что у ребенка 3 группа?

Гость 29.10.2023 17:50
0

С какой группой крови родится первый ребёнок, если у мамы 4+, у папы 2+?

Екатерина 21.11.2023 13:57
0

У мамы 2+, у папы 3+. У первого ребёнка 2-, у второго ребёнка 4+. Скажите, пожалуйста, как так может быть?

Руслан 05.12.2023 00:57
0

Если у матери вторая положительная, а у отца первая отрицательная, у ребенка какая будет?

Павел 12.01.2024 19:59
0

У обоих родителей 1+, а у ребенка 2+. Как так может быть?

Вета 22.04.2024 23:52
0

Класс) мы с дочерью входим в этот 0.001% у меня 4-, у папы 2+, у дочи 1+

Ольга 29.07.2024 15:27
0

У бабушки моей 4-, у деда 2+, у их дочки( моей мамы)-1+. Бомбейский синдром?

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.