Букварь Надежды Жуковой

Содержание

Малыш, который, казалось бы, только появился на свет, очень быстро подрастает и уже совсем скоро пойдет в школу. Родители понимают, что наступило время учить ребенка читать, чтобы он был подготовлен к этому важному этапу его жизни. Конечно, воспитатели в детском саду и педагоги дополнительного образования окажут посильную помощь в этом.

Однако далеко не всегда кроха может справиться с этим нелегким умением без помощи родителей. Подбирая первый учебник для своего малыша, родители часто останавливают свой выбор на классическом «Букваре» Надежды Сергеевны Жуковой. Предлагаю познакомиться с ним поближе.

Об авторе

Надежда Сергеевна родилась в 1924 году. В 1976 году успешно защитила квалификационную работу по теме «Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушении речи» и стала кандидатом педагогических наук.

Более 30 лет своей жизни Н.С. Жукова посвятила логопедической деятельности и стала довольно известным специалистом в этом направлении. Под ее авторством был выпущен в свет ни один миллион экземпляров пособий, оказывающих родителям помощь в обучении детей.

С 1960 по 1990 годы она трудилась в Московской детской психиатрической больнице. Надежда Жукова осуществляла особенные исследования поступательных процессов развития речи у дошкольников. Публикации ее научных работ можно встретить как в российских изданиях по ее профилю, так и в зарубежных.

Надежда Сергеевна выступала активисткой в общественной деятельности. В 1960-х годах она со своими коллегами-психоневрологами в составе инициативной группы решала вопросы о том, как организовать в дошкольных учреждениях специализированные группы для детей, у которых имеются нарушения речи.

Итогом этой деятельности стал список показаний, согласно которому малышей зачисляют в логопедическую группу. Инициативной группой также были разработаны все нужные для этого документы и установлен регламент работы отборочных комиссий. Благодаря работе Н.С. Жуковой и ее коллег-активистов по всей стране начали создаваться логопедические группы и целые детские логопедические сады, которые подчинялись Министерству Просвещения.

О методике

Надежда Сергеевна создала свою особенную методику обучения чтению детей. За основу в ней принят традиционный подход, который является продолжением работы известных логопедов-практиков Е.Ф. Рау, А.Г. Ипполитовой. В «Букваре» Н.С. Жуковой такой подход гармонично сочетается с необычным способом изучения буквосочетаний, которые ребенок принимает за единый графический элемент.

Таким образом, слоги выступают в качестве единицы чтения и письма. При помощи метода Н.С. Жуковой малышу намного проще усвоить навыки правильного чтения и легче потом перейти к грамотному письму.

«Букварь»

Этот широко известный учебник является образцом классического учебного пособия, которое знакомо уже трем поколениям детей. Составляя его, автор постаралась сочетать свою оригинальную методику с мерами, предупреждающими возникновение ошибок на письме, которые появляются у школьников. С помощью этого малыш, научившийся читать, сможет постепенно перейти к обучению письму.

Этот популярный учебник для дошкольников выпускается издательством ЭКСМО. Качество изготовления отличное. Твердый переплет, яркая обложка, крупный шрифт, который как раз подходит для обучения дошколят, высокое качество бумаги – все это является основными характеристиками книги. Цена «Букваря» колеблется в пределах 250 рублей. Изначально он назывался «Логопедическим букварем».

В книге нет моментов игры, развлечений – ничего, что могло бы отвлечь внимание ребенка от занятий. Это учебное пособие рассчитано не только на веселое изучение букв ребенком, как в азбуках, но и на быстрое обучение чтению детей-дошкольников. Для родителей внизу страниц предлагаются методические рекомендации по проведению занятия.

Научить ребенка читать родители смогут тогда, когда речь и фонематический слух ребенка будут достаточно развиты. Для того чтобы обучение проходило более успешно, будет лучше, если ребенок не будет знать буквы до знакомства с учебником. За основу обучения Надежда Жукова приняла звуко-буквенный метод обучения, который уже для нескольких поколений обучающихся читать становится традиционным.

Малыш сначала знакомится со звуком, который обозначает буква (не ЭМ, а М, не БЭ, а Б). С правильным названием буквы его можно познакомить позже. Это продумано для того, чтобы у крохи не возникала путаница в голове при начале обучения чтению по слогам. Ему будет непонятно, как из букв БЭ и А можно получить БА, он так и будет читать БЭ-А.

Уровень сложности заданий в «Букваре» повышается постепенно, что дает крохе возможность понять принципы чтения и хорошо усвоить их, применяя на практике. В процессе обучения не следует долго и помногу пропевать слоги. Необходимо объяснить ребенку, что между словами, предложениями необходимо делать паузу, так же как и соблюдать знаки препинания.

Обратите внимание ученика на маленькие слова (союзы, предлоги) в предложении. Расскажите ему о необходимости их выделения коротенькими остановками при чтении. Постарайтесь не использовать сразу несколько разных методик, это может запутать малыша в процессе обучения.

Для пояснения материала хорошо подобраны картинки, которые соответствую изучаемой теме, и могут использоваться в образовательном процессе. Когда ребенок начнет читать, рекомендуется в первое время закрывать прочитанный текст линейкой или чистым листом. Это нужно чтобы избежать возвращения взгляда ребенка к прочитанному, что может сильно мешать ему. И, самое главное, не торопите кроху. Каждый малыш учится в своем темпе. Не заставляйте его читать тексты, если кроха еще плохо читает слоги. Этим вы можете только навредить ему.

Главным героем пособия является веселый мальчик, бегущий от одной буквы к другой.

Малыш должен сопровождать мальчика, сопровождая его по дорожке от первой буквы ко второй пальчиком и тянуть первую букву, произнося ее до тех пор, пока не добежит к следующей. Получается своеобразный пропев слога.

Порядок изучения букв - не алфавитный. Вначале изучаются несколько гласных и, одновременно с этим, ребенок начинает учиться читать буквосочетания из них. Начиная с буквосочетаний из гласных, ему будет проще понять смысл складывания слогов с согласными. Далее постепенно вводятся согласные. Общий порядок изучения букв такой: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Надежда Сергеевна предлагает обучать ребенка читать не только в строчку, но и столбиками. Пальчик должен быть строго под прочитываемыми буквой или слогом. Красная линия подсказывает направление чтения слева направо. Рассматривая картинки, попросите малыша выделить первый и последний звук из названия изображенных предметов. Легче всего крохе это будет сделать, если первый гласный, который под ударением. Сложнее справиться с выделением начального согласного, и самое трудное – это конечный гласный звук.

В дополнение Надежда Жукова предлагает использовать магнитную азбуку и прописи к «Букварю». С их помощью процесс обучения ребенка станет намного проще. В прописях также предложены комментарии для тех, кто обучает ребенка. После того, как вы закончили «Букварь», продолжить можно по «Первой после Букваря книге для чтения» того же автора.

Смотрите краткий видеообзор букваря Н. Жуковой.

Отзывы

В целом, отзывы родителей и педагогов о данном пособии положительные. Родителям нравится методика складывания слогов, которую предлагает Н. Жукова. Также многие отмечают высокое качество печати, хорошие иллюстрации, удачно подобранные тексты, крупный шрифт, интересные задания для детей и полезные методические рекомендации родителям.

Многие отмечают приемлемую цену книги. Большинство родителей говорит о том, что дети научились читать легко и быстро. Педагоги, узкие специалисты рекомендуют приобретать этот учебник для занятий с родителями, которые хотят научить ребенка читать.

Однако среди недостатков можно отметить то, что это пособие подходит не для каждого ребенка. Встречаются дети, которым заниматься по «Букварю» совсем не хочется ввиду отсутствия развлекательных моментов. Им обучение по этой книге кажется скучным и неинтересным.

Родителей удивил подбор имен, например, женское имя Мура. Дети, не сталкиваясь с такими именами в жизни, не понимали, о чем читают.

Изучая отзывы, можно встретить таких взрослых, которые просто не смогли самостоятельно научить ребенка читать. При этом они использовали не только методику Жуковой, но и другие. Справиться с этой задачей смогли только педагоги дополнительного образования.

В следующем видео смотрите небольшой отзыв-обзор родителей о букваре.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.