Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.


Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.


Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.


Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.


Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Статья очень ознакомительная, спасибо!
Все подвели к тому, что нужно отдать кучу денег врачам, логопедам вместе и т.д.
А потом сказать "Ждите, скоро заговорит!"
Мне кажется: основной посыл статьи, что родители должны заниматься как можно чаще со своим ребенком, но если проблема с речью сохраняется, то логично показать ребенка специалисту.
Спасибо, статья очень ознакомительная!
Спасибо за советы.
Нужно заниматься ребенком, а не телевизор смотреть, пока малыш с планшетом часами сидит....
Ребенка до трех лет необходимо категорически дальше держать от телефона, а тем более от телефона с интернетом, это затормаживает когнитивное развитие мозга. А всем легче поставить мультики с интернетом и пускай ребенок "кайфует": тогда его мозг - потребитель, а не созидатель. Лучше рассказывайте чаду, что видите, например, в машине - разговаривайте с ним и задавайте вопросы, меняя интонацию. Пытайтесь заинтересовать беседой, так сказать, заговорить, а не просто музыку слушать ширпотребную - дешевую попсу однообразную. Всех благ!
Надо заниматься с детьми, тогда не придется отдавать деньги врачам. Конечно, удобно когда ребенок смотрит мультфильмы с утра до ночи и не дергает никого...
Статья, конечно, познавательная, но вот мы ходим в сад с года, слышим хорошо, занимаемся индивидуально у педагога и логопеда, мальчику почти три года, но практически не говорит, на уровне 1,5-годовалого, наблюдаемся у невролога, прокалываем уколы и все равно практически не говорит. Что в таком случае делать? Ждать?
Вот и у нас так же. Уже столько пропили, прокололи, прошли физиопроцедуры, занятия с логопедом и всё равно в 3 года уровень 1.5 годовалого ребёнка.
Здравствуйте. И у нас так же: в 3 года говорит на своём каком-то непонятном языке, тоже столько пропили, не знаю что и делать...
Здравствуйте. Писали давно, конечно, вы комментарий, но я бы хотела узнать, как у вас сейчас дела? Как начал разговаривать? У нас ситуация такая же- скоро будет три года, тоже говорит на своем языке. Буду признательна, если ответите. Спасибо.
Доброго времени суток! Сынишке скоро 4 годика. Два года, как ходим в сад. За эти два года сын не заговорил ни с детками, ни с воспитателями, хотя со всеми играет, очень хорошо рисует, лепит, песенки поёт (точнее про себя поёт, рот открывает, а звуки не произносит). Не агрессивен, в ответ на вопросы воспитателей - смотрит им в глаза, улыбается и кивает. Дома разговаривает без умолку, все, что пели в саду и рассказывали - воспроизводит дома. С гостями и родственниками говорит. Ничего не боится. По его словам и поведению, воспитатели ему нравятся, а разговаривать не хочет, потому что стесняется. Логопеды, психологи с ним работают (с ними тоже не разговаривает). Может сталкивались с подобным? Подскажите, что делать. Спасибо.
Правильные советы, и дано четкое определение, что должен уметь ребенок в определенном возрасте. Статью стоит почитать некоторым врачам, которые не замечают серьезных отклонений в развитии ребенка. Моему сыну своевременно не поставили диагноз ЗРР. Конечно, мы пролечились, прокололи курс кортексина, занимаемся у логопеда. Но это можно было сделать и раньше.
По поводу гаджетов могу сказать, что, возможно, от них задерживается речевое развитие, но не умственное! Самое интересное, что моя племянница прекрасно знает все цвета не только на русском, но и на английском, потому что любимые видеоролики - это YouTube, а там есть и на русском, и на английском языке! Но заговорила она полноценно только после 2 лет.
Нам тоже 3 года 8 месяцев: толком не говорим, назначали лекарства, укол, процедуры.
Я наоборот мечтала, чтоб мой ребенок не молчал, а болтал хоть каждую секунду. С нашим ЗРР к этому пришлось идти через назначение врача. Подключили помощь логопеда, кололи уколы, и теперь мы тоже болтуны, как все!
Как долго вы шли от молчания к речи. Нам сейчас 2.6 - прописали ноотропы и логопеда.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, вам помогло лечение? Моему сыну 2 года 10 месяцев - говорит только мама, няня, баба, да, дай и по-своему что-то... Я особо не переживала, так как думала, что это наследственное (папа тоже заговорил после 3-х лет), но последнее время начала переживать.
Добрый день. Скажите, пожалуйста, ваш ребёнок заговорил? Мы тоже такие...
Подскажите, пожалуйста, какие уколы ставили?
Какие уколы кололи?
В Европе до 5 лет не трогают детей, а у нас в три года кричат "караул".
А к кому вы обращались? К неврологу?
Доброго времени суток. Моей дочке 3 года и 1 месяц. В 2 года и 9 месяцев была подрезана уздечка под языком, и дочка стала говорить 30 слов, но сформулировать слова не может и словосочетания тоже не произносит. Я пошла к нашему местному фельдшеру - она сказала, что нужно ребенка сводить к логопеду.
Вот думаю, с чего начать? Поделитесь, пожалуйста, опытом. Я понимаю, что у всех проходит по-разному, просто переживаю за своего ребенка...(
Бывает, дети не общаются с воспитателями и детьми, стесняются... Можно к детскому психологу сводить и к психиатру, чтобы исключить аутизм на всякий случай. Говорю как воспитатель.
До 5 лет не трогают. В 5 лет это уже грубые нарушения.
Сегодня наш уважаемый педиатр сравнивала своего общительного внука с моим сыном, говорила что в 3 года он сказки рассказывает, а мой молчит...
Держите в курсе.
Очень неэтично со стороны врача.
У меня внучке 3 года 10месяцев. Говорит только "папа", "мама", "тата", "Катя", "няня", больше ничего не говорит, а может и не хочет. Ходит в садик уже почти год, с ней занимаются в садике, по словам мамы, но ничего не выходит. Просишь: "Скажи буквы" - она просто уходит и сердится, многие буквы она знает, но не говорит. Что делать, не знаю.
Моей дочке 3 года 2 месяца. Только-только начала говорить "мяу" и "ав-ав".
Здравствуйте. Как ваш ребенок разговаривает? У меня тоже такая проблема.
И у нас такая же проблема: подражание животным и самые простые слова типа "мама, папа, ав-ав, бибика". Нам 3.1 года. Проходили 2 курса уколов кортексина, недавно прошли курс актовегина, разные ноотропы питьевые, физио, курс занятий со специалистами. В сад ходим 2 года. Все дети у нас в группе начали говорить, мы все на том же месте топчемся.
У вас заговорил ребёнок? Такая же проблема у нас сейчас.
Внучке 3,2. По-русски не говорит ни одного слова, хотя понимает абсолютно всё.
У нас тоже проблемы с речью. Я сына спрашиваю: это какая буква, он отвечает «а». Неврологи советуют убрать из лексикона слово «скажи». Удачи вам!
Спасибо за познавательную статью! Вот и мы ходили с дочкой от специалиста к специалисту, кто-то отправлял домой, якобы, все прекрасно, перерастет, кто-то наоборот пытался залечить. Устали от этой неопределенности.
Мальчику 2 года 10 месяцев. Говорит только "мама", "баба", звуки животных знает. Были у невролога, выписал "Пантогам". В сад ходит, общается жестами, звуками "а", "э", "у"...
Младшая дочь практически не говорила до трёх лет, хотя ее развитием занимались с рождения и много времени проводили с ребенком за занятиями, играми и прогулками. Пришло время посещать детский сад и нам поставили ЗРР, логопеды отказывали, говоря, ребенок мал, неврологи говорили: здорова. Муж случайно вышел на логопеда-дефектолога, молоденькую девушку, работающую с детками разной степени «уникальности». После первого часа занятий она вышла из комнаты ребёнка и поставила диагноз ей - амбидекстрия. Через три месяца занятий по два часа в неделю дочь рассказывала на утреннике в саду стихи! Спасибо за речь ребенка не устаю говорить до сих пор. Пришлось исправлять правшу, но когда сломала палец на рабочей выбранной руке, без труда писала в школе левой. А отсутствие связной речи нам объяснили конфликтом полушарий у детей без ведущей руки.
Ольга добрый день, у нас также сын амбидекстр. Уже 3 года, а разговаривает очень плохо, ещё и злится, когда что-то не получается.
А можете контакт логопеда дать? Буду вам признателен Selhana@mail.ru
У нас ребенок в 3,5 года плохо произносит слова, хотя некоторые нормально...
Сыну 3,3 года. РЦН, моторная алалия, понимает всё. Проставили 2 курса кортексина, ноотропы, 2 раза в неделю психолог, раз в неделю логопед, общий массаж, физиолечение, Транскраниальная микрополяризация, ТНЧ-терапия на корень языка. Говорит "мама", "папа", "яу" (мяу), "бах", "бух" (что-то упало), "где" (когда что-то ищет), "здесь", "вот", "ав", "неа", "уа" (да), в основном, звукоподражание. Знает цвета, формы, цифры, животных, фрукты, овощи. Я так поняла, нам надо бить на РЦН. Всем желаю выздоровления.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, с какого врача вы начинали?
Здравствуйте. Нам будет 3 года, ребёнок понимает речь, знает цвета, овощи, животных, но не говорит.
Мой внук плохо говорит или совсем молчит. Слух у него великолепный- фальшь в музыке чувствует сразу. Алфавит в 3 года выучил и считать умеет до 10-ти. Все самостоятельно. А вот говорить предложения отказывается! Но когда ему чего-то сильно хочется, то может сказать большие предложения (например : "Я это не надену!").
Мамочки, прошу Вашей помощи...Ребёнок (мальчик) 3,3 года не говорит вообще. Слышит, понимает, знает, но не говорит. С 1,6 года мотаемся по врачам- результата 0. Посоветуйте, пожалуйста, грамотного невролога, логопеда-дефектолога, чтобы вновь начать поиски решения нашей проблемы. Подозреваю, но не утверждаю, что после третьей прививки, которая тяжело прошла, получился откат назад в речи, до этого было все в норме. Есть только тарабарский язык.
У нас так же. Нам 3.2, тоже на своём языке болтает, в сад только начали ходить.
Нам 3,2. Тоже говорит на своём "тарабарском" и ещё психует, что мы её не понимаем. Пропили Пантогам- результата ноль. Психолог, невролог- никаких изменений. Что делать ума не приложу. Заниматься не хочет, убегает. Все понимает, делает, что попрошу, а словарный запас на нуле(((Уже год ходит в сад...и молчит, или что-то лепечет непонятное (да ещё так бурно!).
Добрый день ! Уже два года прошло конечно , но все же интересно , как обстоят ваши дела ? Когда заговорили? Какие действия предприняли?Вот читаю и прям, как будто про моего сына
А почему не пишут те, у кого ребенок заговорил с опозданием? 1-й внук не говорил в 3 года, сейчас в 1 классе обычной школы и учится не плохо. 2-й внук (3 года) не говорит. Платим по 40000 рублей в неделю за процедуры, а заговорит ли? А если просто заговорит сам по себе, как узнать, что помогли процедуры?
Боже, читаю и не верю, что не мы одни такие😞 Сыну 3,3 года, все понимает, знает счёт до 10, больше/меньше, выше/ниже и так далее. Все прекрасно слышит, идеально понимает нашу речь, даже иногда встревает в разговор на своём языке, когда что-то с дочкой обсуждаем, но не говорит, совсем-совсем, только "мама", "бой", "отдай" и все 😢 Никакое лечение не проводили, читаю комментарии мамочек, которые прошли курсы лечения, даже уколы, но все ровно нет улучшения, жалко стало колоть малыша, если все безрезультативно. Занимаемся дома через игру много, невероятно любит Лего, рисовать, лепить и так далее, а говорить не говорит(
Моему сыну 3,4 года, почти не говорит. Изначально логопед говорил, что дело в уздечке, и ее надо подрезать. А в поликлинике сказали, что подрезать под наркозом надо, а наркоз только с 4-х лет. Сходили к другому логопеду, сказали, что дело не в уздечке вовсе. В развитии он не отстаёт, всё понимает, всё делает. Вот только с разговором проблема. Всё, что мне сказали, это обращаться в центр помощи детям. Запись у них на прием на два месяца вперед, и документов нужно очень много.
Читаю и появляется чувство безысходности и беспросветности! Вопрос (просто крик): "Почему?! Почему так много детей страдает этим диагнозом?" У меня два внука (одному 2 и 10 месяцев, а второму 1 и 10 мес.): оба эмоциональны, младший вообще общительный, а старший замкнутый- и оба молчат!!! Только- ууу, эээ, сиии...Когда прочитала, что столько процедур и без успеха, мне стало плохо. Я давно тереблю дочь, чтобы обратила внимание, что надо обращаться к специалистам и врачам, но залечить таблетками и безрезультатно- я в шоке! И теперь не знаю, хочу ли я, чтобы моя дочь, гонимая и науськанная мной, прошла через все это- и без успеха. Понятное дело, что детей нужно показать специалистам, и покажем. Записались уже на прием в область. Но мне непонятно, откуда такая беда. Иногда у меня возникает впечатление, что это из-за обязательного приема медикаментов беременными мамами. Почему? Не знаю...Раньше не рекомендовали столько витаминов и препаратов принимать для развития плода ещё в утробе матери, как сейчас. Может, это побочка от лекарств? Не знаю...
Вот моей дочке 2 года и 11 месяцев. Она говорит предложениями, словарный запас большой, стихи может рассказать и песенку спеть, но из согласных букв у неё только М и Н. Слух в норме, проверяли, здорова. Куда копать?
Нормально у вас всё с ребенком, не надо копать никуда)) Посмотрите в интернете какие-нибудь упражнения для речевого аппарата.