Если несколько десятилетий назад верхом мечтаний для ребенка был обыкновенный велосипед, то в настоящее время его уже может показаться маловато. Сегодня даже малышу уже хочется, чтобы его транспортное средство было самоходным и имело собственный двигатель, а производители квадроциклов оперативно на это реагируют выпуском бензиновых и электрических моделей специально для детей.
Особые модели выпускаются для водителей буквально от 3-х лет, а уж в 10 лет и старше тем более пора обзавестись самоходным конем.
Чтобы родители не ломали голову над тем, как его выбрать, рассмотрим этот вопрос пристальнее.


Критерии выбора
Существует ряд критериев, по которым можно определить, какая модель в вашем случае удачная, а какая не годится. Мы собрали их в одном месте и снабдили логичными рекомендациями.
- Вид двигателя. Честно говоря, решение на аккумуляторе ребенка в возрасте от 10 до 18 лет уже вряд ли удовлетворит – обычно это маломощные модели, рассчитанные на самых легких пассажиров, но даже в этом случае не вытягивающие на одном заряде дольше 40 минут. Для полноценного катания, длительного и по любой поверхности, нужен полноценный детский бензиновый квадроцикл, тем более что он же даст первые навыки работы с топливным двигателем.


- Возраст водителя. Производители обычно пишут на коробке, для какого примерно возраста выпущен данный багги. Однако тут надо понимать, что важны не столько паспортные данные, сколько рост: если ребенок ниже сверстников, то ему и модель нужна «младше», и, соответственно, наоборот. Если «меряете» транспорт лично, соблюдайте два условия: ноги твердо и надежно дотягиваются до подножек, а колени не торчат значительно выше руля.


- Наличие скоростного лимита. Детские квадроциклы и так редко бывают гоночными, но для юного гонщика без страха и дисциплины поначалу лучше ограничить скорость буквально до 7-10 км/ч. Придется уж ему потерпеть, пока не научится всем тонкостям управления – зато и сам цел будет, и транспорт не повредит.

- Мощность и скорость. Эти два понятия взаимосвязаны, но имеют привязку также к весу водителя – чем он тяжелее, тем сложнее будет полноценно разогнать квадрик, какой бы ни была его мощность. При этом модели с двигателем не более 3,5 лошадиных сил считаются «баловством» – они предназначены только для асфальта и хороших грунтовых дорог, и более 40 км/ч не выдадут даже теоретически. Средним классом можно считать моторы с мощностью в 7-12 «лошадок», которые уже осилят песок и траву, да еще и на скорости до 65 км/ч. Для сельской местности обычно вообще берут утилитарники еще более высокой мощности – это уже мини-трактор, который пригодится не только для развлечений, но и для реальной помощи дедушке с бабушкой.

- Наличие пассажирского места. Некоторые детские модели рассчитаны на то, что кататься можно не только самому, но и с пассажиром – так ведь веселее. По понятным причинам такой агрегат крупнее, тяжелее и стоит дороже, а еще он, безусловно, должен быть более мощным, чем одноместный аналог.

- Бамперы. У кого-то из родителей сейчас упадет сердце, но многие юные гонщики буквально любят врезаться в препятствия, вроде деревьев, заборов и бордюров. Даже если ребенок делает это ненамеренно, удивляться этому не надо – внимание у подростков нередко снижено. Пожалейте технику – пусть в таких столкновениях повреждается только сам бампер, но не корпус.

- Фары. Выбранный нами возрастной диапазон достаточно широк, и как-то странно давать ученику старших классов целый квадроцикл, но при этом требовать, чтобы с наступлением темноты он всегда был дома, даже зимой. Соответственно, передние фары ничуть не помешают – они помогут видеть дорогу в любое время суток. Стоп-сигнал сзади очень актуален в том случае, если транспортное средство остановилось, но в него могут въехать другие участники дорожного движения, которые просто не видят коллегу в темноте.

- Площадка для багажа. Не думайте, что дети такие уж безответственные – наоборот, многим начинающим водителям будет приятно помочь взрослым и выглядеть полезными. Кроме того, доставка небольших грузов отнюдь не отменяет того, что владелец багги использует свой транспорт по прямому назначению, то есть катается.

Обзор моделей
Разнообразие моделей детских и подростковых багги весьма велико, но определиться с однозначно лучшей моделью невозможно – у каждого покупателя свои запросы и платежеспособность. По этой причине мы не станем присваивать какому-либо квадроциклу лестное, но сомнительное звание, а вместо этого рассмотрим несколько популярных моделей.
- Motax Х-16 800W. Можно не сомневаться, что многие люди просматривают рейтинги популярных товаров только для того, чтобы найти там именно недорогой, но при этом толковый образец. К числу самых дешевых квадриков для детей от 10 лет смело причисляем эту модель на электрическом двигателе, но будьте готовы, что в 12 лет ребенка уже придется пересаживать на что-то более серьезное – больше 60 кг агрегат не увезет. Скорость у него тоже скромная, всего лишь до 30 км/ч, но при этом есть и отсек для багажа, и передние фары, и полноценный дистанционный родительский контроль. Безусловно, главный плюс данного товара – цена, которая стартует от 25 тысяч рублей.


- Motax Gekkon 1300W. Если считаете, что электрическая тяга все-таки безопаснее бензиновой, но хотите добавить мощности, обратите внимание на эту модель за 50 тысяч рублей. Пассажирское место только одно, но зато есть петля для крепления полезных грузов. Водитель может разогнать транспорт до 38 км/ч, но одной зарядки хватит примерно на 25 км пути, а потом придется ждать несколько часов до восстановления заряда. Мощность – достаточная для езды даже по бездорожью, а также для преодоления горок.


- ATV Classic 8+. В этом случае допустимый возраст ребенка вынесен прямо в название модели, но на самом деле кататься на нем сможет и подросток вплоть до 14-16 лет. Это уже бензиновый агрегат, а они по умолчанию заметно дороже, потому такая модель, несмотря на свою принадлежность к категории бюджетных, все равно стоит от 45 тысяч рублей. Потребителям очень нравится «агрессивный» дизайн этого железного коня, но у него есть и другие очевидные преимущества – например, надежная система амортизаторов для повышенного комфорта при езде и вместительные площадки для багажа. Критикуя эту модель, сравнивают ее обычно уже с полноценными взрослыми багги.


- Avantis Hunter 8+. Еще одна бензиновая модель, и теперь уже даже более дорогая – от 65 тысяч рублей. Это уже мощь – четырехтактный движок выдает мощность в 10 лошадиных сил, что позволяет разгоняться до приличных 60 км/ч. Продолжительную работу двигателя на 124 «кубика» обеспечивает запас бензина, хранящийся в баке на 3,5 литра. Внушительный агрегат способен увезти до 150 килограмм полезного груза, причем даже в условиях бездорожья – диски диаметром по 8 дюймов дают такую возможность. Электростартер и автоматическая коробка передач упрощают управление, а если надо, такой транспорт может двигаться даже задним ходом.


Правила управления
Согласно действующим правилам, типичный детский квадроцикл, если объем его двигателя не превышает скромные 50 «кубиков», не предполагает наличия прав у водителя – именно поэтому кататься на вездеходе могут даже самые маленькие.
Тем не менее у подростка «зверь» может быть и мощнее – тогда надо либо полноценное водительское удостоверение, либо сознательно уйти от выбора «слишком» мощного транспорта.
Хотя дети в возрасте от 10 лет уже кажутся более понятными и менее избалованными, всегда надо делать скидку на типично детское отсутствие дисциплины. Ввиду этого родители, особенно если для их малыша это вообще первый опыт езды на квадроцикле, обязаны истолковать ребенку все принципы и правила езды.

В первую очередь надо усвоить с малышом, что защитная экипировка в виде шлема, очков, перчаток, длинных рукавов и штанов – это то, что носится для себя же.
Проследите, чтобы перед первой же посадкой малыш все это на себя надел, и следите за этим постоянно.
Будьте уверены – каждый ребенок считает, что экипировка только мешает, а сам он уже является уверенным водителем, но мы-то понимаем, что это не так. Кроме того, посадка маленького водителя осуществляется только при условии, что транспорт стоит на парковочной передаче.


Малыш наверняка будет очень разочарован, но первое занятие вполне может пройти вообще без езды. Проследите, чтобы он все равно не отвлекался и правильно усвоил материал.
Для начала объясните, как правильно садиться на квадрик: нога на ближнюю подножку, потом перебросить вторую ногу на дальнюю подножку, в процессе езды ноги с подножек не убирать.
Объясните правила посадки в седле – плечи расслабить, руки всегда на руле, голова смотрит вперед, кроме случаев, когда надо повернуть. Пройдитесь по назначению всех кнопок, рычагов, педалей, убедитесь, что ребенок понимает их назначение и все правильно запомнил.

Собственно езда начинается без запуска двигателя – поначалу, выбрав подходящую площадку, ровную и без препятствий, ребенка придется толкать, пока он учится рулить и вписываться в повороты.
Радиусы надо уменьшать постепенно – чем больше опыта, тем резче повороты.
Отдельно надо на стоянке научить малыша заводить и глушить мотор – обязательно проверьте несколько раз, закреплен ли этот навык, и только потом разрешайте кататься самостоятельно.
Учитывая, что ваш ребенок уже довольно взрослый, попросите его в первое время тренироваться на удобной местности и при невысокой скорости. Если малыш еще не достиг подросткового возраста и минимальной ответственности, можно применить жесткие меры ограничения – на многих детских моделях есть ограничители максимальной скорости. Однако в целом на втором десятилетии жизни человек уже неплохо понимает, что чрезмерный риск неуместен, потому надо не столько давить и запрещать, сколько делать упор на логику.
Смотрите видео о том, как выбрать квадроцикл подростку.