Абсолютное большинство детей не представляет жизни без интенсивного движения, и не надо думать, что современные гаджеты так уж сильно на это влияют – все равно велосипеды, самокаты, скейтборды и ролики остаются в топе наиболее желанных подарков. При этом технологии стремительно развиваются, а покупательная способность родителей постепенно возрастает, и сегодня многие взрослые всерьез задумываются над тем, чтобы побаловать свое чадо более серьезным транспортным средством. Можно не сомневаться, что детский бензиновый квадроцикл порадует любого малыша. Впрочем, многие родители немного опасаются приобретать автоматизированное средство передвижения для ребенка, потому попробуем разобраться, что это такое и как выбрать модель, чтобы это было безопасно.

Особенности
Прелесть детского квадроцикла заключается в том, что он с самого раннего возраста дает ребенку азы управления транспортным средством, и впоследствии ему наверняка будет легче освоить вождение того же автомобиля.
При этом, несмотря на серьезную бензиновую сущность детского транспорта, большинство производителей заявляет о многочисленных мерах, принятых для безопасности ребенка, благодаря чему водителем можно стать даже в трехлетнем возрасте!

В первую очередь детский «квадрик» по возможности максимально упрощен. Все управление у него обычно вынесено на рукоятки, потому управление им для ребенка не сложнее, чем езда на велосипеде. Ради той же великой цели трансмиссия обычно устанавливается автоматическая, и даже стартер во многих случаях не ручной, а электрический. Словом, в любой момент сел – и сразу езжай, ведь учиться здесь особо нечему, кроме вписывания в повороты.




Понятно, что детский транспорт создан исключительно для развлекательного катания легковесных пассажиров, а не для выполнения каких-либо серьезных работ, потому на нем нет дополнительного оборудования, и сам по себе такой компактный агрегат весит довольно мало. Благодаря этому квадроцикл очень маневренный, на нем легко объехать любые препятствия.
Если водитель все-таки немного ошибся с прокладкой маршрута, и колеса застряли, вытащить легкий агрегат не составит большого труда даже без посторонней помощи.


При всем желании на таком транспорте и не разгонишься сильно, и не уедешь далеко – скромный двигатель объемом не более 50 «кубиков» просто не позволит. Впрочем, если довольно взрослый и дисциплинированный ребенок с такими техническими данными будет послушно кататься в видимой зоне и не попадет в приключения, то за маленького сорванца родители могут переживать обоснованно, потому производители добавляют в конструкцию дополнительные возможности контроля. Так, родительский контроль позволяет ограничить максимальный разгон как 20 км/ч, так и скромными 5 км/ч, что актуально для самых маленьких. Кроме того, взрослые могут дистанционно отключить двигатель, если видят, что ребенок решил поиграть в беглеца и уехать далеко, невзирая на требования родителей.


Виды
4-контактный детский квадроцикл – транспорт очень простой как в сборке, так и в управлении или обслуживании, и все устройства такого типа примерно одинаковы. Тем не менее маленькие «квадрики» тоже принято делить на некоторые группы, и если грани между ними не всегда прослеживаются четко, то надо хотя бы понимать, что может означать тот или иной эпитет в описании вездехода.


Полноприводные
Полный привод для собственного детского квадроцикла – это, скорее, невиданная роскошь, чем норма, и намного чаще такой бонус можно встретить уже на подростковых или взрослых моделях. Полный привод необходим для улучшенного перемещения в условиях капитального бездорожья – тогда усилие двигателя в равной степени передается и на переднюю ось, и на заднюю. Благодаря этому транспортное средство намного проще вызволить из ловушки – если колеса на одной оси застряли, вторая ось будет продолжать тянуть их и препятствовать дальнейшему увязанию.
Полноприводные квадроциклы стоят заметно дороже и по сути своей предназначены для ралли по бездорожью. Если вы приобретаете транспорт для ребенка не старше десяти лет, то такая характеристика ему вряд ли нужна – родители просто не позволят малышу кататься там, где нужен полный привод.


Мини
Это понятие довольно размытое, но все равно интенсивно используется производителями «квадриков» при описании детских моделей. По понятным причинам все детские модели являются мини по отношению ко взрослым – просто потому, что они рассчитаны на более маленького пассажира и намеренно оборудованы двигателем меньшей мощности.


При этом можно найти и другое объяснение понятия «мини». Во-первых, это наверняка принципиально одноместный квадроцикл в противовес существующим двухместным. Во-вторых, такая конструкция жестко ограничивает вес пассажира – грубо говоря, это даже теоретически не может быть средний взрослый, и даже крупного малыша компактный транспорт не увезет. В-третьих, у устройства убраны все необязательные аксессуары – это модель для катания, не предназначенная для установки хоть какого-нибудь дополнительного оборудования, перевозок груза и так далее.

Утилитарные
Такая характеристика, как и полный привод, редко относится к собственно детским моделям, зато может быть актуальной для подростковых. Утилитарность означает возможность практичного использования для решения максимально широкого круга задач, потому речь уже не идет о транспорте сугубо для катания.
Взрослый утилитарный квадроцикл отличается повышенной грузоподъемностью, может перевозить пассажиров и грузы, годится для езды по бездорожью и спортивных тренировок, а благодаря дополнительному навесному оборудованию может использоваться даже в качестве снегоочистителя – словом, универсальный солдат.


По такому принципу детский «утилитарник» отличается от взрослого только чуть более скромной грузоподъемностью, которая, впрочем, все равно выше, чем у классических детских моделей в расчете на дополнительных пассажиров, грузы и оборудование. Дошкольникам такие модели никогда не покупают, потому что они не бывают сильно маленькими – это уже больше подарок для подростка, который может нести ответственность за перевозимых людей. Ввиду повышенной грузоподъемности агрегат вполне может использоваться и взрослым водителем, но тогда дополнительная нагрузка, понятно, должна быть более скромной.


Производители
Многие наши сограждане до сих пор считают, что китайские товары не блещут выдающимся качеством, и на самом деле с этим даже можно было бы согласиться, если бы не одно но: сегодня практически все товары являются именно китайскими, даже если формально бренд зарегистрирован в Европе, США или Японии.
Это особенно актуально для детских квадроциклов, на которых многие родители хотят сэкономить, воспринимая их не более чем игрушку.


Далеко не всегда этого нужно бояться – не зря ведь китайские товары заполонили мир, просто в этой стране тоже, наконец, научились делать неплохо. При этом надо понимать, что у одних фирм продукция значительно лучше, чем у других, и ориентироваться на популярные названия. При этом надо быть готовыми к тому, что некоторые компании выпускают исключительно квадроциклы, и потому покупателю будут незнакомы, хотя в своей сфере считаются очень уважаемыми. Это, например, Motax, Dongma и «польский» Farfello, также производимый именно в Поднебесной.



Примечательно, что в последние годы производство детских квадроциклов освоили и у нас, а ведь отечественная продукция всегда достаточно доступная ввиду низких зарплат на производстве и отсутствия больших логистических затрат. Приобретая «квадрик» российского производства, родители получают повышенные шансы на полноценное сервисное обслуживание, растет также вероятность покупки сертифицированных запчастей в случае поломки. При этом названия российских брендов обычно не выдают в них наших земляков – особого успеха добились такие фирмы, как Avantis и Stalker.


Как выбрать?
Как и в случае с любым другим транспортным средством, от выбора конкретной модели зависит очень многое – можно купить толковый квадроцикл, а можно зря выбросить деньги, если покупка просто не подходит, некачественная или быстро сломается. По этой причине сразу забываем о принципе «чем дешевле – тем лучше» и больше внимания обращаем на технические характеристики каждой модели.
- Даже не вдаваясь в детали, можно примерно выбрать детский квадроцикл по возрасту ребенка, для которого он предназначен. Производители нередко указывают, сколько лет должно быть водителю. При этом вы должны понимать, что такие прикидки лишь очень условны, и агрегат для возраста 7-8 лет не будет достаточным для ребенка, которому действительно столько, но он крупнее своих сверстников – тогда лучше сразу брать модель с прицелом на 9-11 лет. В широкое понятие описанных возрастных рамок обычно входит все – и размеры посадочного места, непосредственно влияющие на комфорт, и мощность агрегата, и даже сложность управления им.
- Лучшие модели в каждой категории обычно обладают всеми необходимыми качествами, но необязательно брать только раскрученные «квадрики» – достаточно определиться, почему именно они пользуются спросом, и поискать аналоги. Например, в моделях для дошкольников важна автоматическая коробка передач, сильно упрощающая управление транспортом, и низкий центр тяжести, препятствующий опрокидыванию. У такой конструкции все потенциально опасные узлы изначально закрыты кожухами. Пульт, позволяющий дистанционно остановить недисциплинированного двигателя, должен присутствовать в комплекте. Мощность двигателя у таких транспортных средств всегда на уровне электрического аккумулятора, а значит, они еще не каждую скромную горку смогут взять.
- Если ребенок немного старше, да у него это еще и не первый вездеход, наверняка он будет ездить чуть быстрее и при меньшем родительском контроле. Вы можете доверять малышу и приобрести модель с более мощным двигателем, но пусть тогда в конструкции хотя бы будет больше обвесов – они защищают от брызг грязи и отлетающих камешков, которых может быть много на дороге.
- Если же водитель уже достиг школьного возраста и имеет предварительный опыт вождения более скромного квадроцикла, родители просто обязаны купить ему чуть более технологичную и сложную модель – она станет отличной базой для будущего обучения вождению авто. Как правило, усложнение конструкции не касается непосредственно управления – и автоматическую трансмиссию, и тормоза на ручках руля оставляют как есть. Зато добавляют разные виды стартеров, габаритные огни, разные виды освещения, указатели поворотов, зеркала заднего вида и клаксон. Особенно крутым дети считают наличие задней передачи – она превращает детскую игрушку в полноценный транспорт. Такие мелочи понемногу вырабатывают культуру водителя, а потому реально пригодятся в будущем.




Как управлять?
- По понятным причинам для управления квадроциклом, а тем более детским, не нужны права, учитывая, что водителем потенциально может быть даже трехлетний ребенок. Другое дело, что есть определенные правила, которые стоит помнить в первую очередь взрослым, усаживающим малыша за руль.
- Экипировка. Квадроцикл априори предназначен для езды по неровной дороге, и вам вряд ли удастся сделать так, чтобы ребенок нарезал круги диаметром в 10 метров по двору – он обязательно найдет для себя приключения, и, как и в случае с велосипедом, может упасть с квадроцикла или опрокинуть транспорт. Значит, шлем, очки, перчатки, длинные штаны и рукава – это обязательные элементы защиты. Объясните ребенку, что ношение шлема – ваше принципиальное требование, и снимать его нельзя даже тогда, когда вы этого не видите.
- Парковочная передача. Первое обязательное умение для водителя «квадрика» – делать так, чтобы транспорт точно не покатился во время стоянки. Сажая малыша за руль, убедитесь, что вездеход стоит именно на парковочной передаче, и обучение ребенка начинайте именно с того, как ее включать.
- Посадка. Чтобы не выпасть во время движения, нужно сначала правильно сесть. Делается это так: нужно поставить ногу на ближнюю подножку, потом забросить вторую ногу на дальнюю подножку. При езде ноги всегда на подножках, а обе руки – на руле, смотреть надо вперед по курсу движения.
- Полный курс обучения. Перед тем как впервые завести движок, расскажите малышу о назначении всех кнопок и элементов управления. Сначала стоит пройти полный курс теории, даже если вы уверены, что для одного кружка по двору некоторые функции знать необязательно! Пропустив этот момент, вы убедите ребенка в том, что он и так все умеет, и он при первой же возможности уедет далеко, так и не освоив управление полностью.
- Повороты. Этот маневр – самый опасный во время езды, потому его тренировать нужно особенно тщательно. Начинайте с выключенным двигателем, просто толкая транспорт с водителем перед собой и прося его поворачивать. Выберите для тренировок ровную площадку, без асфальта, но и без каких-либо препятствий. Объясните малышу, что перед поворотом всегда надо сначала повернуть голову и посмотреть, куда собираешься ехать.
- Старт и глушение. С психологической точки зрения для малыша это самый сложный момент – вы будете его учить заводить и глушить мотор, но ездить еще не разрешите. Убедитесь, что ребенок правильно заводит двигатель и умеет его глушить – без этого никуда ехать нельзя.
- Медленные поездки. Установите ограничение скорости на минимальное значение, например, до 5 км/ч. Позвольте ребенку самому заводить двигатель и ехать, но сами все время будьте рядом – буквально следуйте за квадроциклом. Контролируйте процесс, подсказывайте и будьте готовы помочь. Просите ребенка делать плавные повороты, постепенно сужая радиус, тренируйте езду «восьмерками».
- Дальнейшее развитие навыков. Когда все предыдущие этапы пройдены, остается только постепенно совершенствовать умения. Плавно повышайте допустимый лимит скорости, а когда увидите, что ребенок уже уверенно маневрирует, переходите на площадки с более сложным рельефом. Со временем малыша можно будет отпускать кататься без присмотра.




О том, как правильно выбрать детский квадрокцикл, смотрите в следующем видео.