Квадроцикл на сегодняшний день является тем видом транспорта, спрос на который постоянно растёт, тем более что на нём можно и просто кататься, и перевозить грузы, и даже использовать его в хозяйственных целях, а модели квадриков бывают не только взрослыми, но и детскими. Сам факт того, что мотовездеход бывает детским, наводит некоторых людей на мысль о том, что это, своего рода, аналог велосипеда, и права для управления им не требуются. Однако не всё так просто, и во избежание неприятных последствий давайте разберёмся во всех тонкостях.


Необходимы ли права?
Это как раз тот вопрос, который заставляет потенциальных владельцев мотовездеходов ломать копья в спорах. Тонкость состоит в том, что конкретного ответа на этот вопрос нет – точнее, он сильно зависит от сферы использования транспортного средства.
Рассмотрим три ситуации, чтобы понять, как это работает. В первом случае речь пойдёт о детском квадроцикле, управлять которым доверили несовершеннолетнему ребёнку. Сознательные родители не только выберут для малыша модель минимальной мощности (не более 50 кубов), но и водить ему позволят только где-то на природе или на территории собственного двора – словом, там, где аварийная ситуация с нанесением вреда окружающим или чужому имуществу практически исключена.


Понятно, что ребёнку права не нужны – он не является участником дорожного движения, да ему их никто и не даст.
Другой пример: квадроцикл используется только на частной территории в качестве эдакого мини-трактора – с его помощью перевозят грузы и чистят снег, но на дороги общего пользования не выезжают. Водить агрегат с двигателем до 500 кубов может и взрослый, но ГАИ вряд ли заедет к вам во двор, чтобы спросить, а есть ли у вас права. То есть, по факту, забегая наперёд, они должны быть, но, по сути, вы никогда не попадётесь.

И, наконец, третий пример – самый важный. Не секрет, что квадроцикл может проехать большое расстояние, а некоторые модели разгоняются до десятков километров в час и способны перевозить значительное количество грузов. В какой-нибудь сельской местности такой транспорт может быть практичен уже с той точки зрения, что на нём удобно ездить в магазин за покупками, даже в соседний населённый пункт. Однако такое использование наверняка предполагает выезд на дороги общего пользования, и речь даже не о грунтовках где-нибудь в полях, ведь магазины всё равно посреди поля не встретишь. Раз уж мы едем по трассе (заметьте – по проезжей части для авто!), то здесь уже можно встретить представителей ГАИ, а те имеют полное право требовать права.


На самом деле часто можно услышать о том, что все квадроциклы до 50 кубиков считаются детскими, и в России права для управления ими не нужны. Так оно и было до 2014 года, но потом это правило отменили – видимо, квадроциклисты отметились в нескольких серьёзных авариях на общественных дорогах. Сегодня вам нужно быть готовыми при встрече с гаишниками предъявить права «мопедной» категории М, если водителю от 16 до 18 лет, или, собственно, «мотовездеходные» категории А1, если водитель совершеннолетний. Демонстрация прав несоответствующей категории приравнивается к их отсутствию, а это, на секундочку, штраф от 5 до 15 тысяч рублей! Кроме того, каждый квадроцикл должен быть зарегистрирован в течение 5 дней с момента покупки.


Со скольких лет можно ездить?
Современные производители квадроциклов выпускают модели, которые якобы доступны водителям с трёхлетнего возраста и хороши тем, что учиться управлению транспортным средством лучше с самых ранних лет. С одной стороны, это верно, но есть существенные сомнения относительно того, что ребёнок в три года может осознанно управлять самоходным транспортным средством, даже с учётом того, что родители могут выставить жёсткие ограничения максимальной скорости (даже до 5 км/ч) и на небольшом расстоянии принудительно глушить двигатель агрегата при помощи пульта.
Конечно, кататься ребёнок может и в три года, но очень ограниченно – фактически вам придется его толкать, не используя двигатель.


Многие специалисты отмечают, что особого толку от обучения управлению не будет вплоть до 6 лет, а самостоятельно ездить ребёнку можно будет ещё позже, при появлении большого опыта, и то лишь на чём-то очень скромном – даже 125 кубов уже будет много. Однако это рассуждения о морали, а на практике закон требует иметь права.
Если вы планируете ездить по дорогам общего пользования, то без прав не обойтись, и минимальный возраст, в котором можно ими обзавестись для управления квадриком – это 16 лет.

Куда обратиться для получения прав?
Как и права любой другой категории, «мотовездеходный» документ можно получить только путём прохождения курса обучения и сдачи экзаменов. Если речь идёт о детском квадроцикле, обращаться надо в ближайшее отделение ГИБДД – обычные автошколы не имеют права выдавать такой документ. Юный водитель обязан пройти полноценный курс обучения, включающий в себя как теорию, так и практику – он платный. Заплатить также придётся за медкомиссию, которая нужна шофёру квадроцикла, как полноправному участнику дорожного движения.


Обучение в среднем продолжается от 2 до 6 недель, пройти его можно либо на специальной площадке, либо при Гостехнадзоре. Такая разница обусловлена тем, что кто-то открывает первую категорию в своей жизни, а кто-то уже имеет права другой категории и значительный опыт вождения – во втором случае вместо полноценной программы проводится короткая переподготовка. Если специально проходить теорию повторно не надо, то практические тренировки перед сдачей обязательны с 2015 года, и только под контролем – самостоятельно тренироваться не положено.
Хотя обучение стоит денег, сдать сам экзамен можно совершенно бесплатно – по крайней мере, по закону его сдача не требует материальной компенсации.


Перед тем, как идти на экзамен, надо собрать внушительный пакет документов:
- медицинскую справку, разрешающую управление самоходными транспортными средствами;
- свидетельство об успешном и полном прохождении курсов теоретической и практической подготовки;
- паспорт или другое удостоверение личности;
- подтверждение оплаты стоимости самого документа в виде чека;
- три фотографии размером 3 на 4;
- заявление в ГИБДД с просьбой принять экзамен.


Органы проводят подобные экзамены регулярно с определённой частотой, поэтому о точной дате и месте сдачи потенциальный водитель будет уведомлён отдельно, когда его пакет бумаг рассмотрят и одобрят допуск с экзамену.
Экзаменаторы будут тестировать желающего обзавестись водительским удостоверением со всех сторон, и хотя, с одной стороны, это усложняет процедуру сдачи, с другой – оно же упрощает её, потому что процедура оказывается предсказуемой. Надо быть готовым:
- отвечать на теоретические вопросы касательно вождения как такового, и, в частности, управления квадроциклом, а также понимать принципы повседневного обслуживания такой техники;
- продемонстрировать уверенное ориентирование в правилах дорожного движения, позволяющее не создавать аварийные ситуации на дороге;
- доказать наличие практических навыков управления мотовездеходом.


Если первые два пункта – это сухая теория, которую, в принципе, можно было бы выучить и дома, по книгам и источникам из интернета, то третья часть экзамена – практика в чистом виде.
Просто катаясь в свободное время за городом, и даже имея опыт в сотни часов накатки, вы можете оказаться не готовыми к тому, что попросят сделать в практической части экзамена. К счастью, это тоже давно не секрет, и процедура демонстрации практических навыков установлена чётко – она состоит из пяти заданий, каждое из которых показывает, что вы умеете более сложные вещи, нежели просто разгоняться по прямой и останавливаться.

Экзаменаторы обязательно попросят развернуться «на носовом платке», и это действительно практичный навык, который многократно пригодится в жизни. Придётся также проехать на квадрике по узкой эстакаде, что тоже доказывает умение водителя вписываться в ограниченные пространства. Попросят и заехать в гараж задом – даже если у вас нет гаража, уметь это надо, потому что парковка всё равно с большой долей вероятности вас найдёт. Четвёртый момент на самом деле нужен далеко не всем, потому что представляет собой агрегатирование прицепной машины, но так уж получилось, что мотовездеход по-своему считается мини-трактором, так что его водитель с соответствующими правами должен знать все тонкости.
Наконец, последний момент – демонстрация умения тормозить, в том числе и на большой скорости, так, чтобы не было заносов и опрокидываний.

Поскольку получить увольнение для обучения и сдачи экзаменов для военнослужащего может быть проблематично, отдельно оговаривается, что обучиться и получить удостоверение он может непосредственно на территории той военной части, где проходит службу – если она, конечно, вообще предоставляет такую возможность. В любом случае, после сдачи описанного экзамена остаётся только обратиться в Гостехнадзор, чтобы в обозначенный срок получить права.

Рекомендации
Хотя квадроцикл воспринимается чаще всего как игрушка, об этом надо забыть раз и навсегда – это даже не велосипед, а серьёзное транспортное средство, которое при неумелом управлении может создать полноценное ДТП со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что касается езды по городу под управлением детей или просто без прав, то это очень и очень опасная практика – ввиду большого количества случайных прохожих и возможности мгновенно повредить чужое имущество, даже обучать ребёнка ездить на квадроцикле объёмом до 50 кубиков здесь не стоит. Помните, что последствия могут оказаться куда более серьёзными, чем просто штраф за езду без удостоверения.


Обратите внимание, что квадроцикл, независимо от того, кем является его водитель и есть ли у него права, при выезде на дорогу общественного пользования автоматически становится полноправным участником движения, и на него распространяются все те же правила и ограничения, что и на автомобили или мотоциклы с мопедами. При этом езда по пешеходным тротуарам или велодорожкам для него запрещена, и теоретически родителей, устроивших курсы вождения для ребенка в парке, могут оштрафовать.
Нужны ли права на детский квадроцикл смотрите далее.