Особенности мышления младших школьников

Содержание

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями. Для лучшего понимания детей того или иного возраста важно знать, какой тип мышления преобладает в конкретный отрезок времени. Наиболее ответственным периодом является младший школьный возраст, когда дети кардинально меняют свой уклад жизни и начинают активную познавательную деятельность. Чтобы родители и учителя могли правильно выстраивать модель работы со школьниками, важно знать особенности их мышления в этом возрасте.

Особенности

При поступлении в школу дети имеют разную базовую подготовку: одни учились в садике, другие сидели дома, с кем-то занимались родители или репетиторы, а кто-то совсем не хотел учиться. Чтобы класс развивался более-менее равномерно и ровно, учитель должен максимально уровнять знания всех детей. Сделать это очень непросто, потому как у всех детей разное развитие мышления, свои возрастные особенности и разный базовый уровень знаний. В первую очередь учитель должен понять, кто как мыслит и думает, а потом выбирать стиль подачи нового материала.

В начальной школе объем знаний не очень большой, но для ребенка это колоссальная нагрузка, так как меняется его тип мышления, появляется большой массив новой информации. В школьном возрасте происходят новые процессы, к которым нужно подготовить ребенка, помочь ему правильно подобрать ключи к обучению.

Помимо физического развития, идет активное психологическое развитие, ребенок лучше осознает себя в обществе, учится взаимодействовать с большим количеством новых для себя детей и ориентироваться в разных жизненных ситуациях.

Мышление младших школьников имеет свои особенности:

  • с появлением новых задач мыслительная деятельность характеризуется стремительным развитием;
  • интеллектуальные возможности становятся более масштабными. Ребенок учится воспринимать информацию, обрабатывать ее, структурировать для дальнейшего использования;
  • наглядно-образное и наглядно-действенное мышление приобретают важное значение и активно развиваются у младшего школьника;
  • словесно-логическое мышление начинает занимать значительную часть умственной деятельности ребенка;
  • развитие всех трех форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) происходит постепенно;
  • наработка базы основных понятий и терминов в процессе учебной деятельности;
  • формируется критическое мышление, необходимость в проверке своих суждений;
  • возникает разделение абстрактного и реального, выдуманного и истинного, ребенок начинает осознавать что реально, а что нет.

Если в раннем детстве для малыша главным критерием обучения и познания мира является восприятие (тактильное, вкусовое, звуковое и зрительное), то в дошкольном периоде главенствующим процессом становиться память. Благодаря хорошей способности запоминать, дети в садике хорошо учат стихи, песни, буквы, цифры и активно познают окружающий мир. В школьные годы идет активное развитие мышления. Благодаря определенной базе знаний и условиям для освоения новой информации, ребенок не только запоминает, но и учится анализировать то, что узнал.

Благодаря развитию мышления, у ребенка начинается перестройка памяти и восприятия, что позволяет ему усваивать больше данных, разбираться в их сути и учиться делать умозаключения.

Типы мышления

В процессе своего развития ребенок по-разному осознает все то, что его окружает и что с ним происходит. К 6-7 годам уровень психологического и умственного развития находится на таком уровне, что ему можно давать большие объемы новых знаний и умений, что успешно реализует школа. Чтобы учитель без труда справлялся со всеми учениками, он должен хорошо понимать особенности их мышления. Такие знания помогут и родителям, если у ребенка будут возникать проблемы с обучением.

В школьном возрасте главным психологическим процессом становиться мышление. В дошкольном периоде преобладает наглядно-образный тип, а в школьном идет переход к словесно-логическому и понятийному мышлению. Этот процесс занимает достаточно долгое время и формируется постепенно.

В первом классе дети еще оперируют понятиями и образами, которые знают на протяжении своей жизни, но постепенно они учатся мыслить, думать, делать выводы, прогнозировать, используя при этом подходящие термины.

Наглядно-образное мышление сохраняется на протяжении всей начальной школы, но постепенно от знакомых образов и ощущений ребенок переходит к более взрослому осознанию тех же явлений.

Дети в 6-7 лет не могут еще учитывать все характеристики предмета или явления, они ориентируются на доминантную черту, упуская остальные. Это принцип централизации, который не позволяет учитывать мнения других. Ребенок видит только свою точку зрения и считает ее правильной. Постепенно эта черта уходит, уступая место новому типу мышления.

Осознавая новые знания, изучая объем, вес, размер и другие характеристики, дети формируют базу знаний для основных понятий, при помощи которых будут мыслить в дальнейшем. В 8-10 лет уже начинается новый этап мышления, более осознанного, с опорой на знания, а не на наглядно-образный опыт. С этого возраста начинается формирование понятийного или теоретического мышления. С этого момента школьники могут размышлять в уме, оперировать уже выученными понятиями и анализировать различные ситуации, приходя к логическому выводу. Благодаря готовой словарной базе, они способны правильно, структурировано объяснить свои мысли и умозаключения.

Словесно-логический тип мышления представляет собой эволюцию от наглядного восприятия мира, которое ребенок переживает в первые 3-4 года, до оперирования образами, возникающее в дошкольный период, после чего в школе ученики могут оперировать понятиями, уже не апеллируя к знакомым образам. Дети начинают осознавать значения слов «гордость», «честь» и др.

Благодаря растущему словарному запасу возникает возможность не только правильно думать, но и грамотно говорить, выражая свою точку зрения, доказывая ее, размышляя над ней.

В психологии выделяют три типа мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие

Понятие – это способность воспринимать наиболее важные черты какого-либо предмета или явления, видеть в нем главное, существенное. Понятий может быть много, они бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими. В процессе развития ребенок учится выделять разные понятия в вещах, которые его окружают, тем самым лучше познавая окружающий мир. Усвоить понятия помогают родители, другие дети и жизненные ситуации.

Понятие имеет обобщенный, абстрактный вид, оно не конкретно.

Суждение

Суждение – это словесное выражение понятий. В процессе суждения ребенок отрицает или утверждает какие-либо связи явлений действительности, анализирует их свойства и признаки. Суждения могут быть верными, ложными, общими, частными, единичными. Благодаря пониманию того, что является правильным, а что нет, кто может иметь какие-то признаки, а кто нет, по выделению конкретной особенности у кого-то по отношению к другим, ребенок учится различать все то, что его окружает, анализировать и выводить собственные суждения;

Умозаключение

Умозаключение – процесс выведения нового суждения на основе уже имеющихся ранее суждениях о понятных и знакомых вещах. Бывает умозаключение индивидуальное, дедуктивное и по аналогии. При индивидуальном ребенок воспринимает единичные факты о чем-то и приводит их к общему выводу. Дедуктивное умозаключение предполагает работу с готовым фактом и расчленение его на вспомогательные мелкие элементы. Проводить умозаключение по аналогии можно в том случае, если есть совпадение каких-либо параметров в сходном явлении, остальные факторы при этом не учитываются.

Критическое мышление в этом возрасте еще развито слабо, но постепенно начинают формироваться его зачатки. Чтобы процесс обучения шел в нужном темпе и ребенок хорошо развивался, важно использовать подходящие методы обучения. Развивать ребенка в этом возрасте лучше всего при помощи игр.

Виды игровой деятельности

Чтобы одинаково хорошо развивать творческое и пространственное мышление, необходимо использовать игры. Не стоит забывать и про упражнения, направленные на развитие музыкального, абстрактного мышления, логики, воображения, понятийного мышления. Если для дошкольника игры носят развлекательно-учебный характер, то в школе необходимо давать интересные задачи и задания, которые сделают уроки живыми, поддержат интерес к учебе и позволят быстрее и легче усвоить знания.

Существуют такие виды дидактических игр:

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы.

Существуют рекомендации относительно подачи игрового материала.

Есть игры, в которых существуют четко определенные и неизменные правила, а есть те, где правила устанавливают по ходу процесса. Есть и такая разновидность игр, которая сочетает в себе оба предыдущих варианта. Учитель подбирает под каждую игру тип ее проведения. Чтобы задания не были скучными или слишком сложными, достаточно перевести их в игровую плоскость, и дети с удовольствием все выполнят.

Играть можно с использованием дополнительных материалов или без них, занятия могут проходить в классе или на улице, в зависимости от необходимости и обстоятельств. В процессе игры учителем может быть проведена диагностика уровня знаний и подготовки детей к учебному году. Помимо самого хода игры, самой важной дидактической функцией является обсуждение итогов игрового процесса.

В процессе игровой деятельности дети учатся:

  • выделять главные признаки предметов и явлений;
  • сравнивать и сопоставлять поставленные учителем условия;
  • обобщать предметы исходя из определенного признака;
  • различать реальное и вымышленное;
  • различать слова на слух, воспитывая фонематический слух, реакцию и смекалку.

Мышление младших школьников развивается очень быстро и стремительно, потому важно использовать правильные средства, чтобы дать ребенку необходимый массив знаний, научить ими пользоваться и строить собственные суждения на основе доказанных фактов. Изучение всех типов мышления и их развернутая характеристика позволяет учителю и родителям понять своего ребенка, найти правильный подход в обучении и облегчить учебу ребенку, сделав ее интересной и содержательной. Игровая деятельность является неотъемлемой частью обучения с 1 класса и до 10-11 лет, когда школьники переходят в среднее звено обучения.

Дидактические игры

В младшем школьном звене дети изучают небольшое количество предметов, но познают при этом огромный пласт информации из разных сфер. Помимо общей информации на уроках, обязательным видом деятельности являются игры. Благодаря разнообразным игровым заданиям, школьники могут выполнять задания на внимание, развитие речи, решать логические задачи. На уроках математики тоже можно применять игры, чтобы сделать изложение материала более живым и понятным для младших школьников.

Благодаря тому, что логика, внимание, память и мышление работают вместе, удается добиться наилучшего эффекта в процессе обучения.

Среди наиболее популярных и полезных игр можно выделить:

  • Cоединение несоединяемого. Учитель задает детям несколько слов, которые друг с другом никак не связаны, а дети должны их как-нибудь связать. Например: курица и столб, они никак не сочетаются, но можно придумать такие ассоциации, как: курица гуляла около столба, курицу не видно за столбом и т. д.
  • Разбивание слова на слова. Учитель предлагает детям одно большое слово, из которого школьники должны вычленить более мелкие реально существующие слова.
  • Ребусы, интересные задания, имеющие свою специфику разгадывания. Учитель знакомит детей с принципом разгадывания, а потом задает задания.
  • Анаграммы, задания в которых необходимо из одного слова или словосочетания сделать другое путем перестановки букв или слогов.
  • Логические задачи, в которых нужно найти недостающую картинку, отсутствующий элемент, понять закономерность расположения объектов и т. д.
  • Головоломки из спичек, где дается рисунок, который нужно преобразовать другой узор, перекладывая строго определенное количество спичек.
  • Правда или ложь, игра в которой есть задача и вопросы к ней, а дети должны ответить, правда на изображении или ложь.
  • Создание инструкции – детям дается простой предмет, которым они пользуются в быту, и здание написать для него инструкцию по эксплуатации.
  • Составление рассказа: учитель может дать школьникам картинку или ряд слов, при помощи чего дети составляют свой рассказ.
  • Неведение порядка: игра, в которой учитель загадывает известные пословицы и поговорки, но слова в них перемешаны, нужно поставить их в правильной последовательности.

Играя с детьми на уроке, учитель может не только научить их новому материалу, развить в них важные качества, но и определить, как думает и мыслит каждый ребенок. Если в классе есть отстающие, то можно дать рекомендации родителям, чтобы они играли в подобные игры дома, что ускорит развитие мыслительной деятельности и школьник быстрее начнет успевать на уроках. При правильном построении учебы в младшей школе, мягком переходе от наглядно-образного к словесно-логическому типу мышления, дети хорошо запоминают новый материал и надолго сохраняют в памяти все то, что дает им учитель.

О психологических особенностях младшего школьного возраста смотрите в следующем видео.

1 комментарий
Александра 18.11.2022 12:58
0

Согласна, что для детей обучение в начальной школе - это сильный психологический дискомфорт и кардинальная смена обстановки. Мне нравится система дошкольной подготовки. Крестница ходит в сад при международной школе, там упор делают на развитие и подготовку к школе и дают мощную базу знаний, которую не даст ни один обычный сад.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.