Логопедические занятия для детей

Содержание

Когда мама замечает, что ребенок пропускает звуки, не выговаривает полностью слова или шепелявит, она обращается к логопеду. Специалист помогает исправить проблемы с помощью логопедических упражнений.

Занятия с логопедом способствуют быстрому освоению правильной речи. Они включают гимнастику для развития речи, пальчиковые игры, стихи, подражание звукам. Давайте детально разберем, какие логопедические занятия лучше всего подойдут для детей и какие упражнения на каждый день способствуют развитию слуха, артикуляции и мелкой моторики.

Почему возникают нарушения речи?

Когда родители замечают, что ребенок разговаривает не совсем так, как положено по возрасту, они в первую очередь идут к педиатру, который направляет кроху на логопедическое обследование.

Однако во многих случаях малыша должен также осмотреть невропатолог, ортодонт и оториноларинголог.

Все причины проблем с развитием речи можно поделить на 2 группы:

  • органические нарушения, к которым привели повреждения ЦНС или органов, формирующих звуки;
  • функциональные нарушения, из-за которых речевой аппарат не может нормально работать.

К появлению обеих групп нарушений могут привести разные факторы, например, инфекция у мамы во время вынашивания ребенка, травма во время родов, воспаление уха в раннем детстве, ДЦП, неправильный рост зубов, короткая уздечка, нарушения зрения и так далее.

Кроме того, кроха может перенимать неправильное произношение, если общается с человеком, у которого имеются речевые дефекты.

Кому нужны логопедические занятия?

Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.

  • В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
  • В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
  • В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
  • В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.

Виды занятий для развития речи

Чтобы стимулировать развитие речи, рекомендуется:

  • выполнять специальную гимнастику для мышц лица, называемую артикуляционной;
  • использовать пальчиковые игры;
  • устраивать игры, в которых малыш будет подражать звукам;
  • учить стихи и пополнять словарный запас другими способами.

    Для выбора наилучшей схемы логопедического занятия, которая подойдет вашему ребенку, стоит обратиться к грамотному специалисту.

    Он проведет диагностику, определив параметры развития крохи, а также учтет интересы малютки. Так как главным видом деятельности детей раннего возраста являются игры, игровой формат подходит для логопедических упражнений как нельзя лучше.

    Если занятия проходят с логопедом, они могут быть как индивидуальными, так и в группах из нескольких деток. Для групповых занятий детей распределяют по возрасту, например, 2-3 года и 4-5 лет. Индивидуально логопед может заниматься с неговорящим ребенком в детском саду или в домашних условиях.

    При небольших нарушениях специалист вовлекает в процесс родителей – показывает и рассказывает, как можно заниматься с малышом каждый день дома. Для эффективных самостоятельных тренировок заводится домашняя тетрадь, в которой отмечаются упражнения, длительность занятия и успехи малыша.

    Логопеды подтверждают, что участие родителей в становлении речи сильно влияет на итоговый результат занятий. Если мама и папа активно включаются в работу, делают домашние упражнения и слушают рекомендации специалистов, ребенок гораздо быстрее осваивает правильную речь. Важно лишь помнить, что это длительный процесс, но терпение обязательно будет вознаграждено хорошими успехами малыша.

    Как построить занятие?

    Одно из важных условий – упражнения должны быть ежедневными. При этом длительность занятия не должна быть слишком большой, чтобы не утомить малыша.

    В возрасте до 4-5 лет достаточно уделять коррекции речи 15-20 минут в день, разделяя это время на несколько небольших занятий.

    Артикуляционная гимнастика

    Такой вид гимнастических упражнений направлен на укрепление мускулатуры лица и рта. Он имеет большое влияние на правильное развитие звукопроизношения и включает достаточно большой список упражнений. Все они делятся на статические (ребенок должен на некоторое время зафиксировать нужное положение) и динамические (малышу следует двигать языком и губами).

    Для лучшего выполнения гимнастики рекомендуется делать ее перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своих губ и языка. Так он быстро поймет, как правильно нужно их располагать, и упражнения будут эффективнее. Также можете дополнить артикуляционную гимнастику дыхательными упражнениями.

    Предлагаем попробовать такие упражнения.

    • Выполняйте каждое движение по 30 секунд. Растяните губы в улыбке, оставив рот закрытым. Затем улыбнитесь, открыв зубы. Откройте рот, высуньте язык и сверните его в «трубочку». Положите расслабленный язык на нижнюю губу.
    • Приоткройте рот, положите язык на нижнюю губу и начните проговаривать слог «пя». Затем, не отрывая язык от губ, медленно проведите его по нижней губе, а потом и по верхней, как будто вы «облизываете варенье».
    • Сделайте языком «часики». Для этого улыбнитесь, немного открыв рот, затем дотроньтесь концом языка правого уголка рта. Двигайте языком к левому уголку и обратно под ритм «тик-так».
    • Представьте, будто чистите языком зубы. Улыбнитесь и слегка откройте рот, после чего прижмите конец языка к внутренней поверхности нижних зубов. Проведите вправо-влево 7-10 раз, а затем повторите для верхних зубов.
    • Имитируйте змейку. Откройте рот, высунув кончик языка и спрятав его назад несколько раз. Не притрагивайтесь к губам и зубам.
    • Сделайте «гармошку». Откройте рот, но язык при этом прижмите к небу. Оттягивайте нижнюю челюсть вниз, стараясь не отрывать язык.

    Пальчиковые игры

    Такие упражнения дадут максимальный эффект, если выполнять их каждый день, пусть даже по 5 минут. Они хорошо сказываются на развитии мелкой моторики, а она, как доказано учеными, напрямую связана с развитием речи.

    Именно поэтому стишки, во время исполнения которых выполняются движения пальчиками, стимулируют воображение, реакцию, мышление, эмоциональное развитие и внимание. В результате малыш запоминает текст, а его речь становится лучше.

    Игры с пальчиками отлично подойдут для физкультминутки во время логопедического занятия. Они переключают ребенка на другую деятельность, но при этом не рассеивают внимание и не мешают обучению.

    Они полезные и веселые, помогают согласовать движения обеих рук, учат повторять за взрослым, положительно сказываются на памяти и усидчивости.

    Вот несколько интересных игр.

    • «Птичка». Скрестите ладони, сцепив их большими пальцами, которые будут «головой» птички, а остальные пальцы станут «крыльями». На слова «Птичка полетела» начните двигать свободными пальцами, будто машете крыльями. Сказав «Села, посидела», прижмите ладони к груди, а затем снова помашите под слова «Дальше полетела».
    • «Кошка». Положите ладони пальцами вниз на стол, сжав их в кулаки. Скажите «Кулачок – ладошка, я иду, как кошка» и в это время, стараясь не оторвать руки от стола, выпрямите пальцы.
    • «Цветочки». Соберите пальцы каждой руки вместе подобно бутонам цветов. Проговаривайте строчки стихотворения «Солнце поднимается – бутончик распускается», разводя в это время пальцы в стороны. Далее скажите «Солнце садится – цветок спать ложится» и сделайте из пальцев опять «бутоны».
    • «Печем торт». Проговаривая строчки стиха, имитируем сказанное. Сожмите и разожмите несколько раз пальцы, сказав «Тесто ручками помнем», затем вообразите, будто мнете тесто, и скажите «Вкусный тортик испечем». Выполняя круговые движения ладонями по столу, проговорите «Серединку смажем джемом», потом потрите одну ладонь о другую тоже круговыми движениями и скажите «А верхушку – сладким кремом». Притворитесь, будто посыпаете торт сверху и проговорите «И украсим мы немножко все кокосовою крошкой». Сказав далее «А потом заварим чай – друга в гости приглашай», пожмите одной рукой другую, как при знакомстве.

    Развитие слуха

    Ребенок не сможет нормально разговаривать, если у него не будет достаточно развитого речевого (его также называют фонематическим) слуха. Именно он отвечает за то, что малыш в норме различает отдельные звуки, понимает их и воспроизводит.

    Если слух развит недостаточно, восприятие речи другого человека будет искажено, поэтому карапуз будет говорить нечетко и неправильно.

    Чтобы улучшить фонематический слух, можно:

    • выбрать несколько предметов, послушать, какие звуки они издают, а затем угадывать каждый предмет, спрятав его за спиной;
    • угадывать с закрытыми глазами, в каком месте комнаты звенит колокольчик в руках у взрослого;
    • подражать голосам животных и птиц (кар-кар, з-з-з, му-у-у, мяу, гав-гав), а также бытовому шуму (кап-кап, дзынь, чик-чик, тук-тук);
    • петь песенки, под которые нужно совершать какие-то движения (таких песен очень много и на русском, и на английском языке).

    Пополнение словарного запаса

    Чтобы развитие речи проходило гармонично и активно, следует заботиться о постоянном изучении новых слов. Для этого малышу стоит читать вслух детские книжки, стихи и сказки. При этом речь родителей должна быть правильной – упрощенные слова используют лишь для общения с младенцем первого года жизни или во время занятий с 2-3-летним ребенком, если он вообще не разговаривает.

    Если сын или дочка картавит, шепелявит или пропускает какие-то буквы, копировать такую речь в разговоре с малышом нельзя.

    С крохой нужно много разговаривать, поощряя попытки ребенка повторять сказанное вами. Предлагайте ребенку дополнять ваши предложения, например, подбирать слова для описания предметов и явлений, которые видит кроха. Это может быть ручка, автомобиль, дерево, какое-то животное, товар в магазине и так далее.

    Потренируйтесь в составлении уменьшительных слов, к примеру, кошка – кошечка, стул – стульчик, мяч – мячик. Называя животных, изучайте и названия их детенышей: кошка – котята, собака – щенята, зайчиха – зайчата, медведица – медвежата. Также учитесь образовывать прилагательные из существительных, например, зима – зимний, солнце – солнечный, дерево – деревянный. Для таких упражнений стоит подобрать подходящие картинки, которые помогут ребенку быстро сообразить, что от него требуется.

    Отлично стимулируют речь и скороговорки. Это небольшие стишки на 1-2 строчки, в которых повторяют определенное сочетание звуков. Их проговаривание способствует улучшению дикции, совершенствованию речевого слуха, развитию грамотной и четкой речи.

    Такие скороговорки представлены в большом количестве в специальной детской литературе. Начинать их изучение надо с небольших стихотворений.

      В 6-7 лет показывайте ребенку картинки и предлагайте придумать по ним истории. Интересным вариантом будет также прослушивание какой-то мелодии, после чего вы будете делиться с дочкой или сыном впечатлениями, которые оставила музыка. Еженедельно учите новые стихотворения, обсуждая их смысл.

      Проговаривайте разные чистоговорки, а в случае проблем с отдельными звуками уделите внимание играм на их распознавание.

      К примеру, если ребенок плохо выговаривает «р», устройте соревнование, кто придумает больше слов на эту букву. Если у крохи трудности со звуками «ж» и «ш», повторяйте слова, в которых есть слоги жи, жо, жа, жу, же, ша, ши, шу, ше.

      Советы

      • Никогда не заставляйте малыша заниматься, чтобы не отбить у него желание. Постарайтесь заинтересовать ребенка занятиями, подобрав увлекательные игры.
      • Не стоит надолго занимать кроху, иначе даже интересная игра ему вскоре наскучит. Лучше пусть задания будут короткими по времени (2-5 минут), но частыми.
      • Не следует резко реагировать на неудачи ребенка. Вы должны относиться к нему с пониманием, не кричать, а пытаться разобраться в причине, почему не получается то или иное упражнения.
      Пример логопедических игр с детьми смотрите в видео.
      Революционная, 71 440000 Пенза
      О-крохе.ру
      Написать комментарий
      Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.