Игры на развитие памяти для детей

Содержание

Без сомнений, память – наиболее важный психический процесс для любого человека. Хорошая память нужна и для детей дошкольного возраста, и для младших школьников, и для подростков. Развивать ее никогда не поздно, поэтому предлагаем подборку доступных в любом возрасте упражнений и игр на развитие зрительной, образной, двигательной и другой памяти, а также для занятий на внимание.

Эффективные упражнения

«Назови, что видишь»

Длинные разговоры с ребенком поспособствуют развитию его памяти и внимания, если вы вместе будете обсуждать увиденное. Рассматривайте необычные предметы, картины с множеством деталей, а потом обговаривайте нарисованное, акцентируйте внимание на мельчайших элементах.

Обсуждайте происходящее вокруг в повседневной жизни, например, на летней прогулке рассматривайте цветы, обсуждайте, какими они бывают, смотрите вместе на красивые дома, обговаривайте птиц и так далее. Ребенку будет интересно познавать мир вместе с вами, что положительно скажется на его памяти.

«Делай и рассказывай»

Такое упражнение полезно для развития не только памяти, но и способности концентрировать и удерживать внимание. Примером может быть рисование с комментированием. Скажите ребенку нарисовать, скажем, дом. При этом он должен совершать действия по вашим указаниям – вы говорите, что именно рисовать, а он выполняет. Проговаривая действия малыша, вы научите его последовательности и самостоятельности.

Поиск предмета

Такая игра нацелена на тренировку памяти и внимания. Вам нужно выбрать в помещении предмет, который ребенок хорошо знает, например, часы на стене. Опишите предмет максимально подробно – цвет, размер, форму, что делает, какие имеются детали. Когда ребенок догадается, выберите следующий предмет и так далее. Кроме того, интересно играть и наоборот – ребенок выбирает предмет и дает ему подробное описание, а вы стараетесь угадать.

«Посмотри на друга»

Такое веселое и простое упражнение отлично стимулирует внимательность и память. Если вы играете со своим ребенком, то дайте ему возможность рассмотреть вас несколько секунд. Дальше он должен отвернуться и рассказать, что удалось запомнить – черты лица, одежду, цвет волос, прическу и так далее. Если у малыша плохо получается описать ваш внешний вид, дайте второй шанс – во время повторного изучения ребенок станет рассматривать вас внимательнее, чтобы не упустить никакие детали. Игра хороша и в варианте «наоборот», когда вы рассматриваете ребенка, отворачиваетесь и описываете его в подробностях.

Так ребенок сравнит свой и ваш рассказ, после чего ему будет легче замечать нюансы и давать более точное описание.

Рассказ по памяти

Такое упражнение довольно простое, но отлично подходит для улучшения запоминания. Для него используют изображение, по которому составляют рассказ. Ребенок рассматривает картинку 2–3 минуты и слушает рассказ или придумывает его вместе с учителем (такая игра на память часто используется на уроках чтения в 1–2 классах), после чего закрывает книгу и рассказывает то, что получилось запомнить.

«Запомни и запиши»

Это упражнение подходит для начальной школы, например, для учеников 3–4 классов, которые уже достаточно хорошо пишут. На столе у учителя будет лежать листок с напечатанным небольшим текстом с короткими предложениями. Ребенок должен подойти, прочитать предложения, а затем вернуться за парту и записать все по памяти.

Развивающие игры

«Следопыт»

В такой игре перед ребенком стоит задание запоминать следы животных. Они появляются на экране на несколько секунд в определенном порядке. Когда все отпечатки лап будут показаны, ребенок должен отвечать на вопросы. Игра помогает увеличить объем памяти, повысить точность и скорость запоминания, хорошо развивает кратковременную память. В ней ребенок ощущает себя охотником, концентрируется на увиденном, быстро распознает образы, используя пространственное мышление. Игра интересна и для дошкольников, и для детей постарше.

«Скоростное сравнение»

Такая игра является отличной тренировкой зрительной памяти и внимания, влияет на точность и скорость запоминания, стимулирует логическое мышление. Она заключается в сравнивании предметов, которые последовательно возникают на экране. Они могут быть одинаковыми или разными – другого цвета, другой формы. Если предметы отличаются, то на вопрос о совпадении ребенку нужно выбрать ответ «нет», если они совпадают – ответ «да». Ошибаться разрешено лишь трижды, после третьей ошибки игра заканчивается. Во время игры в работу включается несколько частей мозга, благодаря которым ребенок распознает объект, запоминает его и принимает решение с учетом полученной информации. Вследствие регулярных тренировок процессы в тканях мозга становятся более активными и слаженными.

«Движение на скорость»

Игра похожа на предыдущую, так как заключается в сравнении двух изображений по форме и цвету. При этом постепенно скорость показа картинок увеличивается, а после трех неверных ответов игра завершается. Регулярно упражняясь, ребенок улучшит свою рабочую память и увеличит ее объем. Кроме того, такая игра положительно сказывается на концентрации внимания.

Запоминание чисел в таблице

Игра хорошо повышает концентрацию, учит, как быстро и надолго запоминать цифры, расширяет рабочую память, увеличивает ее точность. Ребенку предлагается таблица с расположенными в случайном порядке числами, которую он некоторое время рассматривает. Когда все цифры пропадают с экрана, требуется прокликать по ячейкам от наименьшего числа до наибольшего, вспоминая их порядок. При правильном ответе будут зачислены очки и игра продолжится.

Числовой охват

Игра заключается в запоминании и воспроизведении показанного ранее набора чисел. Ребенок смотрит на экран с цифрами, которые нужно зафиксировать в памяти. Когда числа исчезают, их нужно вписать в пустое окно. Если ответ будет правильным, игрок получит очки и продолжит угадывание чисел. После трех ошибочных введений игра закончится. Она помогает развить объем памяти, совершенствуя зрительную память.

«Матрица памяти»

Эта игра направлена на развитие пространственной и зрительной памяти. На экране появляются квадратики, среди которых есть закрашенные и пустые. Перед ребенком стоит задача запомнить, где находятся зарисованные ячейки, а потом отметить их на пустом игровом поле. Если все закрашенные элементы указаны правильно, игра продолжается и ребенок получает баллы. Со временем размеры поля увеличиваются, а время рассматривания исходной картинки укорачивается.

Во время такого упражнения активизируется не только кратковременная рабочая память, но и произвольное внимание, и скорость мышления.

 Другие игровые методики

Вот еще несколько других вариантов тренировок для улучшения памяти.

  • Для проверки и развития слуховой памяти можно прочитать ребенку шесть чисел. Ребенок должен повторить все числа именно в том порядке, в котором он их услышал. Сначала числа будут однозначными, а позже получится перейти на двух- или трехзначные. Неплохо развивают слуховую память и упражнения со словами, например, ребенку читают цепочку из 10 слов, которую он должен воспроизвести по памяти. А также хорошим упражнением будет запоминание пар слов, после чего взрослый называет первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить второе.
  • Отличным способом улучшить запоминание имен станет игра «давайте знакомиться» с группой детей. Все участники должны стать в круг. Первый ребенок называет собственное имя, второй – повторяет его имя и называет свое имя, третий – повторяет уже два названных имени и собственное имя, и так далее. Второй вариант – игра «кто ушел». Для нее нужно выбрать водящего, который посмотрит на всех детей и постарается их запомнить. Затем ненадолго выйдет из комнаты, пока один игрок спрячется, а потом будет угадывать, кто отсутствует. При правильном ответе он становится к детям, выбирая другого водящего.
  • Чтобы ребенок лучше запоминал стихотворения, его можно научить представлять картинки, по которым он позже сможет легко вспомнить все строчки. Для этого зачитывают каждую строчку по очереди и дают возможность мысленно представить то, что в ней описано. Проработав каждую строку четверостишия, вспоминают образы, которые с ними связаны. После этого ребенку будет просто прочесть стих наизусть, вызывая в памяти вымышленные картинки, которые он создал ранее.

Отлично стимулируют развитие памяти потешки, считалки, загадки, скороговорки. Не менее полезно разгадывать кроссворды, так как они способствуют развитию логического мышления и помогают обогащать словарный запас неизвестными словами и терминами. В раннем возрасте можно предложить ребенку кубики и конструктор. Такие игрушки помогут запомнить цвета, геометрические фигуры, понятия «больше-меньше».

Помимо специальных упражнений и веселых игр, развивать память следует и в повседневной жизни, между делом. Отправляясь с ребенком в магазин, обсуждайте список покупок, а дома раскладывайте вместе все предметы по своим местам. Расспрашивайте вечером ребенка, как прошел его день. При этом сначала обсудите, что было утром, потом вспомните события середины дня, после – то, что было вечером.

Следите, чтобы ребенок рассказывал все последовательно, не перескакивая с одной темы на другую.

Посмотрев вместе передачу, мультфильм или детский фильм, обязательно обговаривайте увиденное. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего понравилось, а что совсем не понравилось. Постепенно увеличивайте время, например, расспросите о фильме, увиденном вчера. Такая беседа хорошо подходит для ситуаций, когда нужно занять ребенка, например, если вы стоите в очереди или куда-то долго идете.

Как еще можно тренировать внимание ребенка, вы можете увидеть в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.