Многие взрослые не любят зиму из-за холодов, сложных погодных условий, мешающих добраться на работу или повышающихся тарифов на коммунальные услуги, но детство – тот период, когда счастье никак не зависит от времени года. Если взрослые далеко не всегда радуются первому снегу, то для малышей он всегда является огромной радостью – наконец-то можно доставать санки и отправляться кататься с любой ближайшей горки. Сегодня понемногу становится модным покупать детям снегокаты вместо классических саней, но пока не все родители понимают, в чем состоит разница, и существует ли она вообще.


Что это такое?
При всей своей многовековой проверенности, обыкновенные сани – не настолько идеальное изобретение человечества, как могло показаться. Сегодня, в век развитых технологий, этот вид транспорта все чаще критикуют за то, что он не является самоходным, и даже не предусматривает управления пассажиром. Получается, для катания на санках обязательно нужна либо горка (но тогда неизвестно, куда в итоге приедет ребенок), либо тягловая сила в виде родителей или товарищей, чьи силы и желание не бесконечны.

Самый простой снегокат должен решать хотя бы проблему управления. Для него все также нужна будет горка, которая придаст этому транспорту ускорение, но теперь ребенок будет уверен, что сможет увернуться от внезапно возникнувшего прямо по курсу дерева или вовремя остановиться перед проезжей частью, которая оказалась неожиданно близко от точки старта. Соответственно, увереннее чувствуют себя и родители, которым теперь проще решиться и отпустить подросшего ребенка на горку без личного сопровождения старших.
При этом, конечно же, использовать устройство можно и по аналогии с обычными санками – тогда малыша можно везти по снегу даже без уклона.


Более того, к снегокатам относят и некоторые моторизованные модели, которые имеют собственный запас хода и работают, как правило, от электрической батареи. Если речь идет все же о детской модели, то полноценным транспортом ее считать обычно нельзя – запас хода у аккумулятора не столь велик, и его разумнее использовать исключительно для уверенного старта по наклонной трассе.
Существуют и модели, на которых уехать можно действительно далеко, но их обычно продают только в северных регионах и называют снегоходами, а для детей управление таким механизмом окажется слишком сложным.



Если говорить о типичной «детской» комплектации, то мотора обычно нет вовсе, зато есть жесткая металлическая рама, выполняющая функции основной несущей конструкции, и гибкие пластиковые лыжи, способные не ломаться на неровностях рельефа. Многие модели предусматривают и наличие амортизаторов, чтобы катание было максимально комфортным, а ключевой особенностью является передняя поворотная лыжа, расположенная посередине и скрепленная с рулем – благодаря ей можно вписаться практически в любой поворот.

Понимая, что ребенок может перестараться с виражом, производители обычно ограничивают угол возможного поворота, чтобы юного ездока попросту не «выбросило за борт». Другим полезным бонусом является тормоз, а во многих моделях предусмотрен еще и особый стопор, который чувствует момент, в который пассажир выпал, и не позволяет его транспортному средству укатить вдаль налегке.


Средний снегокат для ребенка весит в пределах 5-10 кг, хотя в последнее время выпускаются и более легкие модели из пластика без металлических деталей – такую конструкцию проще тащить самостоятельному малышу. Проектная нагрузка для подобного транспорта обычно находится в пределах 50 кг, но производители и взрослым не отказывают в возможности вернуться в детство – для них выпускаются специальные снегокаты с допустимой нагрузкой до 100 кг.
Следует понимать, что большинство видов пластика не способны выдержать совсем уж трескучие морозы, потому при климате с регулярными похолоданиями ниже 25 градусов следует подбирать специальные модели с усиленными лыжами.



Как и положено большинству современных товаров, снегокаты существенно отличаются по дизайну – потребитель имеет право выбрать ту расцветку, которая больше пришлась ему по вкусу или просто позволит эффективнее отыскать своего ребенка в толпе чужих ребятишек на горке.
При необходимости можно ориентироваться и на дополнительную комплектацию: одни предпочитают озаботиться максимальным комфортом в виде мягкой накладки для сидения, другим нужно удобство транспортировки на автомобиле, чему способствует буксировочный трос, третьи хотят максимальной безопасности со стороны других участников движения, потому выбирают модели со встроенными задними фарами.
Виды
Для нашей страны снегокат пока кажется большой редкостью, но на самом деле производители уже придумали множество разновидностей этого транспорта, каждая из которых предполагает определенные улучшения для потребителя, и ориентирована на определенную группу населения.


На большей части густозаселенной территории нашей страны климат все же не настолько суров, чтобы люди покупали для себя полноценный зимний транспорт, так что наибольшим спросом пользуются именно детские модели, представляющие собой несколько усовершенствованные санки. Снегокаты для детей редко можно назвать чудом техники – обычно это довольно простая конструкция для одного ребенка, оснащенная вышеописанными удобствами – сидением, спинкой, рулем и тормозами.
Если же детей в семье двое, они примерно одинакового возраста и хорошо ладят между собой, можно не создавать им специальную причину для конфликта из-за катания, а просто купить двухместный снегокат. Конструкция для двоих принципиально ничем от одноместной не отличается – здесь просто увеличены габариты и усилены все основные детали, чтобы выдержать повышенную нагрузку. Стоит заметить, что модель для двоих может быть рассчитана как на двух детей, так и на ребенка в сопровождении взрослого.


Совершенно иные условия предлагает снегокат с мотором, который в условиях города в идеале должен быть электрическим – так и дешевле, и проще. Огромным преимуществом такого устройства является то, что он уже является самоходным транспортом, а потому может использоваться и на ровной поверхности без тягловой силы. Совсем маленьким детям подобную технику обычно не доверяют, ведь есть риск, что те не справятся с управлением или, чего доброго, станут жертвами злоумышленников, которые и убежать могут на том же снегокате.
Стоит такое чудо значительно дороже обычного, и чаще все-таки приобретается для подростков и взрослых по аналогии с мопедом или мотоциклом.
Исключительно ради удобства хранения разработаны даже складные снегокаты, хотя к таковым обычно относятся только те, что никаким мотором не оснащены. В сложенном виде такой транспорт занимает намного меньше места, что очень практично в тесной квартирке, расположенной в городе, где снег лежит далеко не круглый год.

Кроме того, снегокаты классифицируются еще и по тому, насколько они низкие или высокие относительно уровня лыж, насколько широко те расставлены и так далее. Впрочем, это уже техническая информация, которую мы рассмотрим ниже – в разделе о правилах выбора такого транспорта.
Напоследок следует сказать и о том, что выше мы все время говорили о снегокатах, выпускаемых промышленными предприятиями массово. Однако, до сих пор остались народные умельцы, способные смастерить нечто подобное своими руками. Пожалуй, заниматься собственноручным созданием моторизованного самоходного транспорта не станет никто, но вот приварить к старому велосипедному рулю лыжу, а затем сам руль приварить к санкам – это задача, вполне решаемая для человека, умеющего и любящего работать руками.


Для создания такой конструкции необходимо минимальное инженерное мышление, и хотя бы какой-нибудь пример в виде других хороших снегокатов. В интернете можно найти немало текстовых инструкций и обучающих видео касательно того, как избежать распространенных ошибок.
Как выбрать?
Снегокат – это приспособление для своего рода спортивных занятий, потому выбирать его нужно тщательно, ведь изделие испытывает повышенную нагрузку и должно быть безопасным для ребенка. По этой причине недопустимо выбирать первую попавшуюся на глаза модель – все варианты следует изучить со всех сторон, чтобы остановить свой выбор на идеальном.

Предназначение
Невозможно купить хороший товар, не имея четкого представления о том, что хочешь получить. Дело в том, что снегокаты обычно воспринимаются как транспорт для сидячего управления, но бывают и стоячие модели, а по ошибке можно купить совсем не то, чего хотелось.

Возраст пассажира
Большинство моделей снегокатов имеют вполне конкретные рекомендации относительно того, сколько примерно лет должно быть пассажиру. Например, на санках детей можно возить даже в 1-2 года, но тут уж без тягловой силы в виде родителей не обойтись, а потому и руль не особо нужен. Поэтому полезными считаются модели, у которых руль есть, но его можно зафиксировать, чтобы пока не мешал.
Такие модели обычно приобретают несколько на вырост, но помните, что сидение должно быть комфортным для ребенка, а для этого оно обязано подходить по размеру.

Примерно в 3-4 года ребенок начинает понимать назначение руля, но уверенно рулить на большой скорости он обычно не может вплоть до 6 лет, когда снегокат с рулем и тормозами, запущенный с крутой горки, начинает полностью себя оправдывать. Что же касается транспорта с моторчиком, то сроки его покупки следует определять, отталкиваясь от скорости взросления малыша, но, пожалуй, раньше десяти лет такой подарок все же неуместен. В целом кататься на снегокате может и взрослый, но стоит обратить внимание на то, какой максимальный вес способна выдержать конструкция.
Материалы
Несложно догадаться, что спускающийся с горки на огромной скорости снегокат в значительной степени подвержен механическим повреждениям, но опасность подстерегает изделие и с другой стороны. Дети редко склонны бережно относиться к вещам, иногда они готовы целенаправленно что-то сломать ради удовлетворения простого детского любопытства. По этой причине еще в момент покупки будет разумным оценить на глаз прочность такого изделия и поинтересоваться, выпускаются ли к нему сменные детали, и где их можно приобрести.
Особое внимание следует обратить на пластиковые детали – даже в лучшем случае они все же более слабы, нежели металлические, а в худшем их и вовсе не назовешь надежными.


Вес
В отличие от санок, снегокат предполагает определенную самостоятельность ребенка, который даже при быстром спуске способен управлять своим транспортом. Было бы странно, если бы такой малыш ходил гулять исключительно в сопровождении родителей, но тогда его спортивный снаряд должен быть достаточно легким, чтобы опускать и поднимать его по ступенькам или втаскивать на горку.

Особое значение имеет вес и при опрокидывании – более тяжелая конструкция с большей вероятностью нанесет малышу травму. Именно поэтому хорошим спросом пользуются те модели, где пластиковых деталей как можно больше – в среднем они весят заметно меньше тех, где каркас выполнен из металла.
Расположение сидения и его характеристики
Действует общее правило, согласно которому низко посаженное сидение обеспечивает повышенную устойчивость всей конструкции, но заставляет прочувствовать все неровности рельефа. Соответственно, более высокое место для пассажира обеспечивает повышенную мягкость качения, но при этом опрокинуть такой снегокат куда легче. К самому сидению определенные требования также выдвигаются – оно не должно быть ни тесным, ни слишком просторным, а утепление и мягкие накладки приветствуются.
У некоторых моделей сидение специально увеличено ради того, чтобы вместить сразу двоих пассажиров.

Лыжи
Именно эта часть снегоката обычно испытывает максимальную нагрузку, тем более что для мягкости хода ее часто делают из эластичного пластика. Задача родителей – найти некий баланс между жесткостью, достаточной для долговечной службы, и мягкостью, которая убережет ребенка от синяков на «пятой точке». Стоит обратить внимание и на расположение лыж: чем шире они раздвинуты, тем меньше вероятность опрокидывания конструкции, однако, от этого падает маневренность устройства и эффективность руля.
Модель же на лыжах, расположенных близко, не столь устойчива, но зато на ней при отточенном чувстве равновесия можно вписаться в любой поворот.


Руль
Поворотная лыжа является обязательной частью любого снегоката, именно она отличает его от обыкновенных саней, но удобство управления у разных моделей может существенно различаться. Так, хороший руль имеет ограничение угла поворота, которое запрещает поворачивать слишком резко – от этого, как известно, опрокинется практически любой транспорт, а у низко посаженного и устойчивого может оторваться поворотная лыжа.
Ребенок быстро растет, из-за чего ему в каждом году нужна новая высота руля, так что хороший механизм должен предусматривать возможность регулирования. Наконец, амортизация нужна не только сидению, но и рулю – без этого его может слишком сильно трясти, из-за чего управлять транспортным средством окажется не слишком просто.



Тормоза
Надежность этого компонента не проверишь, пока не выйдешь на трассу, но стандартная комплектация предполагает лишь ножной механизм, тогда как у лучших моделей присутствует еще и ручной дублер. Сразу два тормоза кажутся не столь необходимыми лишь до тех пор, пока прямо перед снегокатом внезапно не возникнет дерево – в этот момент дополнительный ручной механизм может оказаться последним шансом избежать столкновения.


Возможность складывания
Снегокат, особенно рассчитанный на пассажиров довольно сознательного возраста, может занимать в квартире значительное количество свободного места, что не всегда удобно, ведь так будет на протяжении большей части года. По этой причине повышенным спросом пользуются те модели, у которых хотя бы лыжи можно снять.
Следует заметить, что хорошая компактность ценится не только в условиях домашнего хранения, но и при транспортировке, ведь хороший снегокат обязательно нужно взять в гости к бабушке, а то и на зимний отдых в горах.


Цветовая гамма
Производители сегодня выпускают снегокаты в ярком оформлении. Они могут быть как однотонными – синими, красными, желтыми, так и с определенным рисунком. У родителей есть возможность подобрать дизайн для мальчика или девочки, следуя вкусам ребенка, что не может не понравиться маленькому потребителю. Кроме того, специалисты настаивают, что выбор яркой модели – это не только дань внешней красоте, но еще и обязательное условие для безопасности, поскольку цветастый транспорт издалека заметен на снежной горке, а это помогает избежать столкновений или просто быстрее найти своего ребенка.


Напоследок скажем о том, что иногда в интернете можно встретить критику в адрес отдельных снегокатов, у которых тормоза оказались недостаточно резкими, что привело либо к выезду на проезжую часть, либо к столкновению с другим детским транспортом. Нужно понимать, что подобная критика в адрес конкретной модели обычно не слишком справедлива, потому что ни один тормоз снегоката не обеспечит торможения без соответствующего тормозного пути.
Это даже не столько несовершенство механизма, сколько забота о безопасности пассажира – родители вряд ли хотят, чтобы ребенка при слишком резкой остановке выбросило из седла. По этой причине наличие тормозов и руля следует воспринимать лишь как некий бонус безопасности, а не как ее гарантию – в качестве последней лучше подойдет соблюдение элементарных правил катания, которые заключаются в выборе трассы подальше от автомобильных дорог, и соблюдении дистанции между снегокатами и санками.


Как хранить?
Принцип хранения снегоката в целом аналогичен тем принципам, которых следует придерживаться для длительной сохранности обыкновенных санок.
Для начала следует понимать, что во многих городах нашей страны в зимнее время активно используют химические реактивы, которые отрицательно сказываются на целостности деталей механизма. Понятно, что горки, с которых любят кататься дети, никто специально не посыпает, но до такой горки обычно еще нужно добраться, а маршрут пролегает по тропинкам общественного пользования, которые коммунальные работники обычно посыпают.
Используемая химия одинаково вредна как для металла, так и для пластика, потому для увеличения срока службы покупки желательно после каждого возвращения с улицы производить минимальную чистку лыж. После очередной эксплуатации изделие необходимо мыть теплой водой, а затем сушить, чтобы причиной потенциальных проблем не стала теперь уже ржавчина.


Особенно тщательной должна быть чистка перед тем, как снегокат отправится на хранение вплоть до следующей зимы. В этот момент желательно снять все детали, которые в принципе снимаются у этой модели, и провести полную очистку всех соединений, куда мог попасть песок, мелкие камешки или любые другие реактивы. Если на металлических поверхностях появилась ржавчина, поврежденные места желательно заполировать. Тщательно вымытый и хорошо просушенный снегокат можно отправлять на хранение.
В качестве места временного хранения транспорта желательно выбирать такие помещения, где повышенной влажности не наблюдается. Современные производители часто используют нержавеющие материалы или специальные защитные составы, которые наносятся на поверхность металлических частей, но в случае с дешевыми моделями слишком полагаться на это не следует. Если же вы на сто процентов уверены в том, что с детским транспортом ничего плохого не случится, можно закрепить его на балконе с наружной стороны – так он точно не будет мешаться.
Последний фактор тоже довольно важен, поскольку постоянно задевая пластиковые части хранящейся конструкции, можно значительно увеличить степень их изношенности.


Производители
В наши дни очень многие потребители не желают вникать в подробности того, как именно следует выбирать тот или иной товар – они предпочитают просто довериться проверенному производителю, который на протяжении многих лет собирает абсолютное большинство положительных отзывов со стороны клиентов. Иногда такой подход не совсем правильный, если искомый товар должен быть узкоспециальным, и соответствовать определенным нестандартным требованиям. Но в случае со снегокатами и снегоходами такой проблемы обычно не возникает – в этой ситуации вполне можно положиться на профессионалов, знающих свое дело.
Одним из лучших отечественных изделий такого типа считается знаменитый в определенных кругах «Аргамак». Это настоящий «зверь»: при весе до 7 кг такая конструкция способна выдержать до 100 кг полезной нагрузки, потому на ней запросто может кататься ребенок вместе с одним из родителей. Самостоятельное катание детей на этой модели допускается с трех лет, поскольку управление довольно простое, а уж руль, стилизованный под самолетный штурвал, вызовет у малыша настоящую бурю положительных эмоций.


В целом эта модель годится практически для любых условий эксплуатации – она спокойно выдерживает до 40 градусов мороза, а стальные и пластиковые детали отличаются повышенной ударопрочностью. Высокая устойчивость конструкции и прекрасная проходимость по рыхлому снегу, а также удобный ножной тормоз и мягкая амортизация делают управление этим чудом конструкторской мысли максимально комфортным.
Хорошей альтернативой «Аргамаку» является еще один отечественный снегокат – «Барс». Эта модель тоже выдерживает до 100 кг, а сами производители в инструкции к транспорту указывают, что оптимальным возрастом для управления будет от 3 до 14 лет – такое ограничение вызвано уменьшением грузоподъемности до 80 кг в условиях стремительного спуска.


Некоторым недостатком «Барса» является его сравнительно слабая устойчивость к сильным морозам (температуры ниже -25 градусов для него уже опасны), однако, его преимущества заключаются в другом – например, здесь сидение обтянуто тканью. В некоторых модификациях присутствует еще и складная спинка, которую в любой момент можно сложить, чтобы она не выпирала при хранении. Особой популярностью пользуется модель, получившая название Vanessa Comfort.


Среди российских потребителей пользуется определенным успехом и «Ника», хотя ее характеристики многим могут показаться не самыми идеальными. Если относительно невысокая температура эксплуатации (не ниже 25 градусов мороза) считается типичной для большинства снегокатов, то пониженная проходимость по рыхлому снегу, вызванная абсолютно плоской нижней поверхностью лыжи, наверняка не будет оценена теми же родителями, которые хотели бы использовать покупку и в качестве обыкновенных детских санок на веревке.
Те же, кто все-таки готов отдать деньги за такую конструкцию, указывают на плюсы, которые тоже можно найти – например, сидение очень мягкое и удобное, при этом не промокает даже при прямом попадании снега или воды. Производитель также предлагает на выбор огромное количество разных модификаций, отличающихся не только по цвету корпуса, но и по предполагаемому возрасту пассажира.


Snowstorm, вопреки якобы импортному названию, на самом деле является российским продуктом – такие снегокаты выпускают в Калининграде. Характерной особенностью модели является то, что она установлена на широкие карвинговые лыжи, которые способны ехать не только вперед, но и назад. Интересным решением разработчиков становится и то, что они сделали буксировочный трос вмонтированным в каркас, потому его невозможно забыть или потерять.


Если все эти снегокаты для относительно слабых морозов не подходят вам по причине проживания в зоне куда более сурового климата, обратите внимание на продукцию марки «Снежок». Можно с большой уверенностью утверждать, что еще более морозоустойчивый снегокат вам найти не удастся – производитель заявляет, что все детали его конструкции выдерживают морозы вплоть до 70 градусов!
Такие характеристики позволяют использовать модель в условиях любого региона России, да и в Антарктиде он, скорее всего, смог бы пригодиться.


Серьезность подхода производителя к изготовлению подобной техники выражается еще и в том, что он благоразумно позаботился о запасных деталях – при поломке каких-либо комплектующих их всегда можно заменить, купив новые в профильных магазинах. Понятно, что в столь экстремальных условиях даже дети обычно не горят желанием гулять, равно как и родители не особо стремятся отпускать малышей на трескучий мороз. Так что производитель предпочел выпустить свой снегокат в основном для подростков 14-16 лет, у которых зимние виды спорта в крови.
Yamaha – это уже техника совершенно иного уровня, поскольку такой снегокат с тем же успехом можно было бы назвать снегоходом. В конструкции предусмотрены даже фары, расположенные сзади и спереди, благодаря чему объект остается хорошо видимым даже в темное время суток, и с меньшей вероятностью останется незамеченным другими движущимися объектами.


Многие модели этого производителя оснащены тем самым моторчиком, который способен стать настоящей мечтой любого мальчишки, даже невзирая на то, что объем заряда здесь весьма невелик, и далеко уехать не позволит. Другим важным преимуществом продукции этой японской фирмы является дизайн – больше никто не усомнится, что этот снаряд предназначен для быстрой спортивной езды. Как и положено быстроходному спортивному транспорту, такой снегокат оснащен отлично работающей системой тормозов, а для более удобной транспортировки к ближайшему горнолыжному курорту предусмотрен даже буксировочный трос.
Импортные снегокаты других брендов встречаются сравнительно редко, но если уж доверия к отечественным производителям нет, стремитесь хотя бы выбирать те бренды, которые зарегистрированы в снежных северных странах. Относительной популярностью в нашей стране пользуются, например, шведские снегокаты Stiga и канадские Snow Moto, а также немецкие KHW. Первые хороши многообразием своих модификаций – вот уж где можно свободно выбирать между металлическими или чисто пластиковыми каркасами.
Другим плюсом шведской продукции является использование все тех же карвинговых лыж, благодаря чему маневренность такого транспорта существенно возрастает.



Упомянутый канадский бренд, вопреки названию, ориентируется все же не на моторизованные модели, а упоминание слова «мото» – всего лишь дань дизайну, который имитирует самоходные средства. У такой продукции есть огромный минус в виде допустимой нагрузки не более 70 кг, однако, важным преимуществом является возможность регулирования сидения по высоте.
Что же касается немецких снегокатов, то их ценят за современный и очень стильный дизайн, а также за невиданную грузоподъемность в 110 кг, но нужно понимать, что в Германии типичных российских морозов нет, так что на эксплуатацию при температурах ниже -20 градусов подобная продукция не рассчитана. Фактически это означает, что она пригодна для зимы на всем ее протяжении только в южных регионах нашей страны.
Обзор снегоката «Барс» смотрите в следующем видео.