Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.
Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Плюсы
- Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
- Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
- Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
- Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
- Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
- При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
- Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
Минусы
- Научной базы по введению такого прикорма не существует.
- Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
- При первых пробах кроха может давиться пищей.
- Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.
О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.
Когда можно начинать?
Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.
Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Когда и с чего начинать?
Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.
- Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
- Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
- Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.
Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм вводят так:
- мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
- кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
- когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
- как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
- малыш ест продукт или выплевывает;
- если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
- в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
- далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

Правила и принципы
- Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
- Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
- Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
- Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
- Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
- Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
- Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
- Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Признаки неправильного введения прикорма
Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.
Мнение Е. Комаровского
Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.
А я не вижу ничего плохого в педагогическом прикорме, если ребенок не аллергийный, а мама присматривает за ним во время еды.
Если Комаровский будет за педприкорм, то многие баночно-пюрешные корпорации разорятся, это реклама(
Хотим с 6 месяцев ввести прикорм. Не знаем как...
Вырастила двоих детей на педприкорме. Никогда не развлекала их, потому что при педприкорме это не надо, с ложечки почти не кормила, отдельную еду не готовила. Огромный плюс этого вида прикорма - аппетит у обоих был хороший, ели всё без уговоров. Есть нюанс - не надо предлагать ребёнку еду, а посадить его на коленки и есть с удовольствием рядом с ним, так формируется правильное отношение, ценность еды, когда ребенок очень хочет, чтоб ему досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает. Если нет аллергии, то спокойно можно вводить этот метод.
А как же быть с солью? Мы же не можем есть пресное, а детям до года категорически нежелательно давать соль и сахар...
Моя старшая ела всё с солью и нормально: жива здорова. С сахаром согласна, он явно лишний. Но и прикорм у нас вышел случайно. Дочь наотрез отказалась от пюрешек и каш, а потом в 9 месяцев стала выпрашивать у меня суп, который я ела. Дала ей бульона попробовать, та стала требовать добавки. Стала готовить ей суп-пюре, потом быстро перешли на суп с очень мелкими кусочками. Позже каши полноценные взрослые стала есть. В общем, сэкономила нам кучу денег на пюрешках и детских кашах. А потом я узнала, что это педагогический прикорм у нас был. Младшая в неё пошла, вроде, начала пюрешки есть, а потом наотрез отказалась. Теперь требует еду из моей тарелки)
Из баночек не кормила, делала своё пюре, а пед. прикорм сам по себе проходит параллельно, садимся кушать все и, естественно, ребёнку интересно, что кушают другие, зачем его кормить отдельно?
Если еду не пересаливать и не давать чай с сахаром, то никакого вреда нет. Соль в разумных пределах нужна подрастающему организму.