Синдром Аспергера: симптомы и особенности воспитания детей

Содержание

Синдром Аспергера – это один из видов расстройств психического развития, при котором наблюдают нарушения коммуникации, ограниченные интересы и трудности в социальной сфере. Симптомы и признаки этой болезни обычно выявляются у детей, но такой синдром не излечивается, поэтому он остается пожизненно и имеет свои особенности у взрослых. Столкнувшись с диагнозом, родителей обычно интересует, как воспитывать ребенка, каким ребенок вырастает при таком расстройстве и чем ему можно помочь.

Что это за синдром и его распространенность

Синдром Аспергера, который также носит название «шизоидное расстройство детского возраста», отнесен в группу расстройств так называемого аутистического спектра. Название патологии связано с психиатром по имени Ганс Аспергер. Он изучал детей с трудностями коммуникации и в 1944 году дал описание расстройству под названием «аутистическая психопатия». Автором термина, предложившим называть его с 1981 года именно «синдромом Аспергера», стала психиатр Лорна Уинг. С 1992 года это официальный диагноз.

Поскольку синдром Аспергера представляет собой нарушение психического развития, то он начинается в раннем детском возрасте и чаще всего диагностируется у пациентов 4-11 лет. У такого заболевания стабильное течение, а распространенность, по разным данным, составляет от 1,6 до 4,3 детей на 1000. При этом у девочек его выявляют в 3 раза реже, чем у мальчиков.

Среди известных людей, у которых имеется синдром Аспергера, называют актрису Ханну Дэрил, мотогонщика Гая Мартина, музыканта Крейга Николлса, японского геймдизайнера Сатоси Тадзири, экологическую активистку Грету Тунберг, актера Дэна Эйкройда.

Причины развития

О точной причине возникновения синдрома ничего неизвестно, но многие исследователи склоняются к тому, что большую роль в его развитии играет генетика. При этом сложно сказать, что именно провоцирует проблемы, ведь зачастую это взаимодействие нескольких генов.

Определенное значение могут иметь и внешние факторы, среди которых экологическая ситуация, инфекционные заболевания, отравляющие вещества, курение, стресс и другие, однако точная связь между ними и появлением аутистического расстройства пока не доказана.

Воспитание и социальные условия на формирование синдрома не влияют.

Во время развития головного мозга ребенка с синдромом Аспергера происходят изменения в разных его системах, но полного понимания, что происходит при такой патологии, еще нет. По мнению ученых, к появлению заболевания приводит множество факторов, которые влияют на нервную систему во время ее развития и затрагивают большинство функциональных систем. Существует много гипотез патофизиологических изменений, но все они на данный момент не доказаны и изучаются.

Признаки у детей

Дети, у которых имеется синдром Аспергера, испытывают затруднения во время взаимодействия с другими людьми, которые проявляются так:

  • при общении они не смотрят прямо в глаза собеседнику;
  • у них практически нет друзей, так как им сложно завязывать и развивать дружеские отношения;
  • им не хочется разделять интересы и радости с другими людьми;
  • им трудно интерпретировать жесты, позу, мимику и другие невербальные элементы общения;
  • они могут долго говорить о чем-то интересном для них, не обращая внимания, как реагирует на это собеседник;
  • активно общаясь с близкими людьми или отдельными знакомыми, они могут полностью игнорировать других людей (это называют избирательный мутизм);
  • они не проявляют эмоциональную взаимность, как будто бы «не видят» эмоции других, из-за чего посторонние могут посчитать их бесчувственными;
  • установив собственные правила, такие дети будут настаивать на их выполнении, а любые изменения в распорядке их расстраивают, вызывают волнение;
  • им трудно участвовать в играх, где требуется притворяться.

Кроме того, для пациентов с синдромом Аспергера характерно ограничение интересов и постоянное повторение определенного поведения. Они могут всецело отдавать свое внимание какому-то одному занятию или интересу, сосредотачиваясь лишь на нем, к примеру, постоянно пересматривают один мультфильм.

У таких деток нередко можно отметить бесцельные движения, которые называют стереотипией, например, раскачивание туловища либо махи руками.

Они испытывают потребность в сохранении привычного порядка, поэтому плохо переносят перемены. Очень часто ребенок с синдромом Аспергера неуклюж. У него плохой почерк, странная походка, могут быть плохо развиты навыки, при которых нужна ловкость.

Что касается речи, то в целом при синдроме Аспергера языковые способности не нарушаются, но дети могут:

  • многословно и долго что-то рассказывать;
  • использовать неподходящую интонацию или громкость (разговаривать излишне быстро, отрывисто или громко);
  • резко менять тему;
  • не делать паузы в своем монологе, чтобы слушатель лучше его понял;
  • буквально интерпретировать текст, не понимая поддразнивание, иронию и юмор;
  • использовать понятные лишь им метафоры;
  • с трудом понимать речь на слух;
  • неправильно понимать нюансы;
  • автоматически повторять чужие слова (такое действие называют эхолалией);
  • не контролировать, заинтересован ли собеседник в разговоре;
  • быть неспособными объяснить выводы из того, что они сказали.

    У некоторых деток с синдромом Аспергера также отмечают проблемы со сном. Им тяжело засыпать, они часто пробуждаются ночью, встают рано утром.

    У подростков могут возникать затруднения с организацией распорядка дня и ухода за собой. Они часто испытывают трудности и в романтических отношениях, беспокоятся из-за неудачного опыта. У них увеличен уровень стресса и тревожности. В некоторых случаях подросток может вообще отказаться от общения, вести себя агрессивно. Возможно развитие аффективных расстройств и депрессии.

    В случае сильного стресса у детей с синдромом Аспергера возникают срывы, которые называют мелтдаунами. Их причиной является перегрузка нервной системы, например, если ребенок находится в помещении с большим количеством людей, на него действует яркое освещение, концентрированный запах или очень громкий звук. К такому состоянию также могут привести внезапные изменения привычного распорядка или повышенные требования со стороны других людей

    Срывы обычно сопровождаются криками, аутоагрессией, самоповреждениями, повторяющимися действиями.

      Помимо этого, ребенок может реагировать на стресс не бурным срывом, а «отключением», во время которого он полностью или частично перестает реагировать на окружающий мир. При таком состоянии пациент уходит к себе в комнату, не отвечает на обращение к нему, смотрит в одну точку. Иногда «отключение» возникает после срыва, помогая ребенку восстановить силы и преодолеть стрессовую ситуацию.

      Признаки у взрослых

      У большинства детей с синдромом Аспергера состояние значительно улучшается, когда они взрослеют. Однако у части пациентов остаются трудности с социализацией и коммуникацией и во взрослом возрасте. При этом многие взрослые не относят такое психическое расстройство к болезням, которые требуют лечения, а предпочитают считать его просто особенностями своей личности. Себя они называют «аспи», а людей без аутистических нарушений – «нейротипичными».

      Взрослые с синдромом Аспергера могут быть одинокими или создавать семьи. Они нередко успешны в работе, если удалось найти деятельность, которая входит в круг их интересов. Им часто больше нравится нехудожественная литература и документальные фильмы, чем художественные произведения.

      Как диагностируют?

      Родители ребенка с синдромом Аспергера обращаются к врачу, когда замечают отклонения в поведении. Для экспертизы привлекают специалистов из области неврологии, генетики, психологии. В интервью с ребенком используют беседу и игры, а родителям предлагают ответить на ряд вопросов о протекании беременности, раннем возрасте, сильных сторонах и слабостях ребенка, его навыках и других нюансах.

      Чтобы поставить диагноз, маленького пациента обследуют и определяют, имеются ли специфические диагностические критерии патологии:

      • есть ли проблемы с социальным взаимодействием;
      • имеются ли повышенные изолированные интересы, стереотипии и повторяющиеся действия;
      • нет ли очевидного замедления речевого и когнитивного развития;
      • отсутствуют ли симптомы, характерные для шизофрении, обсессивно-компульсивного расстройства, шизотипического расстройства и прочих нарушений развития.

      Диагностика во взрослом возрасте несколько сложнее, так как стандартные критерии разработаны для детей, а симптомы патологии с возрастом видоизменяются.

      Чем отличается от аутизма?

      Специалисты считают, что синдром Аспергера и детский аутизм – это патологии с общей причиной, вызванные одинаковыми нарушениями, но с разной симптоматикой. У аспи имеются практически все характерные для аутизма черты, но они выражены в легкой форме. По сравнению с аутизмом, у пациентов с синдромом Аспергера:

      • лучше развита речь;
      • выше IQ;
      • отсутствует задержка когнитивного развития;
      • нормально развиваются навыки самообслуживания;
      • имеется любопытство по отношению к внешнему миру.

      Лечение

      Единой тактики терапии синдрома Аспергера не существует. Так как заболевание не излечивается, то лечение направлено лишь на поддержку детей и взрослых, благодаря которой симптомы патологии сглаживаются. Основную роль в этом играет психотерапия.

      Чтобы наладить взаимодействие с другими людьми, пациентам рекомендуются тренинги социальных навыков.

      Благодаря когнитивно-поведенческой психотерапии люди с синдромом Аспергера лучше справляются со стрессом. Использование лечебной физкультуры улучшает координацию движений и учит контролировать свое тело.

      Лекарственная терапия используется лишь в сочетании с нелекарственной, в основном для коррекции депрессии, невроза, агрессии или невнимательности. Некоторые лекарства из группы антипсихотиков и антидепрессантов показали свою эффективность в смягчении симптомов, но подобная терапия может приводить к осложнениям и побочным эффектам, поэтому требует повышенной осторожности.

      Рекомендации родителям

      Специалисты считают, что у родителей, столкнувшимся с синдромом Аспергера у своих детей, уровень стресса значительно повышен. Их обращение к психологм для личной консультации значительно улучшает общую ситуацию, влияет на поведение ребенка, улучшает прогноз. После посещения они начинают лучше понимать, почему у их ребенка такой диагноз, как справляться с трудностями, чего ожидать в будущем.

      Поддерживайте ребенка во время обучения в школе. Из-за странного поведения аспи часто становятся изгоями и могут страдать от буллинга. Когда они показывают знания и получают хорошие оценки, то одновременно могут приобрести и прозвище «ботаника».

      При наличии глубоких знаний по одному предмету ученик с синдромом Аспергера может отставать по другому предмету, а учителя считают это странным и записывают ребенка в проблемные. К тому же на уроках такие дети могут заниматься посторонним делом, например, рисовать, а если получают замечание, «закрываются», а иногда и срываются.

      Не изолируйте ребенка от общества. Напротив, помогите ему наладить контакты со сверстниками. Обращайте внимание на его интересы, постарайтесь превратить «особенности» его личности в сильные стороны.

      Помогите сыну или дочке выбрать профессию по душе, так как для аспи заниматься любимым делом действительно важно. Пусть ребенок получит образование в той области, к которой у него есть максимальный интерес.

      При синдроме Аспергера возможна успешная реализация в таких профессиях, как программист, дизайнер, математик, мастер ремонтных работ, фотограф, музыкант, библиотекарь, редактор, работник архива, физик, бухгалтер.

      Лучше избегать деятельности, при которой нужна хорошая краткосрочная память и есть необходимость общения с большим количеством людей, например, не стоит выбирать профессию кассира, администратора, официанта, диспетчера.

      И еще несколько советов:

      • Позаботьтесь и о своем психическом состоянии. Если мама будет постоянно раздражена или ребенок регулярно будет наблюдать ссоры между родителями, это будет способствовать появлению срывов.
      • Не допускайте гиперопеки. Постепенно обучайте ребенка навыкам, которые ему понадобятся в будущем, например, совершать покупки в магазине. Начинайте с небольших заданий, а потом усложняйте.
      • Не сравнивайте сына или дочь с другим ребенком, даже если у него то же самое расстройство и такие же симптомы. Вам не подойдут те способы решения проблем, которыми воспользовались другие родители, придется подыскать свои – эффективные именно для вашего чада.
      • Не пытайтесь социализировать ребенка насильно. Если у малыша есть трудности в детском саду, поищите альтернативу, чтобы он смог нормально развиваться в том темпе, который будет для него комфортным. Постарайтесь, чтобы любые контакты со сверстниками приносили ребенку положительные эмоции, а не вызывали перегрузку нервной системы.
      Комментариев нет
      Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.