Проект «Киноуроки» помогает сформировать подрастающему поколению свой взгляд на окружающий мир, не забывая о таких понятиях, как нравственность и духовность. Основываясь на конкретных примерах, детям проще прийти к пониманию того, как следует поступать в тех или иных ситуациях, как сделать правильный выбор.
Проект начал успешно реализоваться в некоторых российских школах, чему наша редакция очень рада. Но семейный просмотр с последующим обсуждением может иметь гораздо больший эффект, поэтому предлагаем вам посмотреть фильмы дома вместе с ребенком. На официальном сайте проекта «Киноуроки» https://kinouroki.org/films есть описание каждого фильма и указано, какие качества он воспитывает.

История
Инициатива создания такого проекта принадлежит Виктору Александровичу Меркулову, который сумел увлечь учителей и детей киносъемкой.
Старт проекту «Киноуроки» был дан в 2015 году. Именно на этот год приходится создание первого детского художественного короткометражного фильма в рамках нового проекта «За руку с Богом». Уже на следующий год представители общественности, педагоги и журналисты смогли увидеть премьеру, которая прошла в Санкт-Петербурге. Далее фильм разошелся по школам, а в некоторых из них в качестве эксперимента, например, в школах Санкт-Петербурга, Симферополя, Севастополя, Ижевска, педагоги организовали обсуждение увиденного, где красной нитью проходила тема бескорыстия.
Это событие и послужило отправной точкой развития нового проекта, авторы фильма получили высокую оценку за свою работу.
Педагоги отметили, что воспитательная работа, основанная на просмотре подобных фильмов, имеет все шансы на успех. Проект является некоммерческим, поэтому развитию проекта помогло получение гранта.

Реализация проекта проходит в несколько этапов.
- Главе региона или города педагоги направляют письмо с предложением поучаствовать в проекте. За положительным ответом следует встреча, на которой оговариваются все детали презентации проекта в городе и конкретной школе, тема киноурока.
- Далее готовят сценарий с учетом обозначенной проблемы. На подготовку фильма уходит около 6 месяцев со съемками, монтажом и озвучиванием.
- Первыми зрителями фильма становятся представители Роскомнадзора и Академии постдипломного педагогического образования в Санкт-Петербурге. После получения экспертной оценки фильм направляют в регион для премьерного показа.
Миссия и задачи проекта
Основной миссией проекта «Киноуроки» является воспитание полноценного, здорового в плане нравственности поколения, знакомого с понятием «совесть», умеющее дружить, любить, сопереживать, знать ту грань, за которую переступать нельзя.
В задачи входит охватить как можно большее количество детей и помочь им в психологическом развитии.

Продолжительность фильма может составлять от 6 до 25 минут в зависимости от возрастной аудитории, для которой он предназначен. Это фильмы высокого качества, над ними работают профессионалы, включая сценаристов, режиссеров и актеров. Нередко к созданию таких фильмов привлекают известных музыкантов, популярные группы.
Всех детей делят на три возрастные категории: младшая школа, среднее звено, старшеклассники. Исходя из этих параметров создают фильмы, актуальные для конкретной группы ребят.
В идеале каждый месяц должен проводится один киноурок, в рамках одного короткометражного фильма рассматривается одно понятие или качество человека.
Существует специальная таблица духовно-нравственных и моральных понятий, в которой присутствует 100 пунктов. Ей дали экспертную оценку специалисты Академии постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург) и рекомендовали к использованию в процессе подготовки фильмов и проведения киноуроков.
В задачи проекта входит охватить как можно большее число ребят как младшего школьного возраста, так и подростков. Проект успешно реализовывается во многих регионах. Уже до 2025 года есть в планах создать 99 короткометражных фильмов, оказывающих помощь в формировании нравственных, культурных и интеллектуальных ценностей.
Благодаря проекту учителя более 43000 школ имеют возможность развивать лучшие качества у детей с помощью фильмов, подключать к этом процессу и родителей.

Почему фильмы стоит смотреть каждому?
В нашей жизни огромную роль играет кино. Порой впечатление от качественного фильма с хорошей игрой актеров даже взрослого заставляет пересмотреть некоторые аспекты своей жизни. Именно поэтому детей фильмы воспитывают мягко и ненавязчиво. Произведения кинематографа с четко выстроенной идеей способны донести очень многое до ребенка. Развитие ситуации, происходящей на экране, гораздо красноречивее любых слов может продемонстрировать, насколько важны те или иные качества человека, и к какой трагедии может привести их отсутствие.
Фильмы с правильно расставленными акцентами и профессиональной игрой актеров учат детей (да и взрослых тоже) сопереживать, на некоторое время погружаться в мир героя, пытаться оценить и понять его поступки: что им движет в тот или иной момент, почему в его жизни происходят определенные события, как он находит выход из сложной ситуации и многое другое.
Очень полезен просмотр фильмов не только в школе на уроках, но и совместно с родителями, когда есть возможность подробно обсудить увиденное, задать вопросы, иногда даже поспорить.
Тематика фильмов настолько обширна, что очень многие вещи, которые в обычной жизни ускользают из виду, позволяют обратить на себя внимание именно с помощью произведений кинематографа. А талантливая игра актеров помогает погрузиться в мир героя и сопереживать ему в процессе просмотра.
По-настоящему качественные фильмы, в которых автор сумел реализовать свою задумку и донести основной смысл до зрителя, обязательно оставляют след в душе, и не сиюминутный, а такой, что заставляет что-то менять в себе.

Какой фильм выбрать для просмотра?
В настоящее время снято 45 фильмов, любой из них можно выбрать для просмотра и обсудить со школьником. В зависимости от выбранного варианта можно рассмотреть слабые стороны ребенка. Есть немало картин, где указаны основные качества, которые необходимо воспитывать в подрастающем человеке. Для каждого возраста можно выбрать определенный сюжет и обсудить его.
Начальная школа
Рассмотрим некоторые варианты фильмов, предназначенных для просмотра детьми 1-4 классов.
-
«Первое дело». События, происходящие с мальчиком в течение дня, приводят его к мыслям, которые имеют огромное влияние на его дальнейшую жизнь. В фильме рассматриваются такие качества, как убежденность и идейность.
-
«Не трус и не предатель». Основной посыл – рассказать детям о таком важном понятии, как дружба. Сюжет фильма о том, как жизнь подкидывает двум друзьям проверку, насколько крепки их отношения.
-
«Друг в беде не бросит». В этом случае важным моментом является научить детей, что в определенных ситуациях стоит не осудить человека, а протянуть ему руку помощи – это гораздо ценнее и важнее.
-
«Стеша». Фильм о том, как девочка, приехавшая из глубинки в большой город, помогает своим сверстникам открыть новый взгляд на мир и оценить самые простые, но такие важные вещи, которые нас окружают. Это касается и природы, и человеческих отношений.
-
«Хорошие песни». Фильм формирует такое важное понятие, как доброжелательность. Он рассказывает о том, что даже просто хорошие песни способны сблизить людей.


Средние классы
Для детей постарше можно выбрать более сложные сюжеты, но не менее интересные темы.
-
«Школьные ботаны». Фильм позволяет осознать актуальность темы научного творчества и воспитать понятие целеустремленности.
-
«Если бы не я». Картина расскажет о том, как важно формировать силу воли. Всего лишь одна вечеринка в жизни двух девочек ставит все с ног на голову. Но верное решение помогает справиться с непростой ситуацией.
-
«Экзамен». У слова «аккуратность» может быть несколько значений. Рассказ о мальчике, который научился самодисциплине, станет полезным многим детям.
-
«Мой друг Дима Зорин». Этот сюжет научит школьников благородству. При целеустремленности и благих намерениях можно повести за собой большое количество людей, главное, чтобы помыслы были чистыми.

Старшие классы
Многие фильмы из категории для средней школы рекомендованы педагогами к просмотру и для старшеклассников. Вот несколько вариантов, которые могут быть интересны детям.
-
«Пять дней». Каждый подросток, посмотрев фильм, удивится тому, сколько может сделать один человек, когда у него есть желание принести пользу окружающим.
-
«Письма». История девочки, которая после домашнего обучения по болезни попадает спустя много лет в школу. Как поведут себя сверстники, и удастся ли ей сохранить свои лучшие качества – тема, актуальная для подростков.
-
«БВ». События в фильме развиваются таким образом, что школьники приходят к пониманию того, как важно уметь прощать.

Обсуждение фильма с ребенком после просмотра
Сам просмотр фильма является лишь первым шагом к осознанию каких-то важных моментов ребенком. Непременно нужно обсудить увиденное, это может произойти как в классе непосредственно после просмотра фильма, так и дома с родителями, братьями, сестрами.
Ребенку важно поделиться своим мнением, а если по каким-то причинам он этого делать не хочет, стоит помочь ему, и рассказать о своем видении ситуации. Возможно, это будет не просто обмен мнениями, а даже небольшой спор. Все позиции и мнения стоит рассмотреть подробно и объяснить ребенку, почему правильнее поступать так, а не иначе.

Конечной целью любого такого обсуждения должно стать то, чтобы ребенок не просто научился сопереживать героям, делать правильные выводы, но и уметь применять их на практике, а также самостоятельно воспитывать в себе самые лучшие качества.
Конечно, с помощью одного фильма нельзя добиться всего и сразу. Именно поэтому программа рассчитана на длительный период, и все взрослые вместе с детьми имеют возможность к ней подключиться.
Прекрасный проект! Огромная благодарность его создателям за столь важный вклад в воспитание детей! Посмотрели все фильмы. Есть очень трогательные моменты, когда и мы, взрослые, пускали слезу. Рекомендуем всем-всем-всем смотреть обязательно!