Очень часто температура у взрослых и детей поднимается беспричинно, при этом горло не болит, нет насморка, но градусник показывает повышение температуры тела. В этом случае специалисты говорят о лихорадке на нервной почве, точнее, о психогенном повышении температуры.
Общие сведения
Повышение температуры тела – это защитный механизм, который организм активирует в период вирусного или бактериального заболевания. Он необходим, ведь при повышенной температуре среда внутри организма человека становится менее «привлекательной» для болезнетворных организмов и вирусных агентов, к тому же жар стимулирует выработку защитных клеток иммунитета, в частности, интерферона.

Чем больше этого белка, тем быстрее иммунитету удается расправиться с нежеланными «гостями» и вернуть нормальное состояние.
В норме температура тела здорового взрослого или ребенка составляет от 36 до 37 градусов. Субфебрильной температурой называется ее повышение с 37 градусов, а высокой температурой – от 38 градусов и выше. Есть люди с индивидуальными особенностями физиологии, для которых повседневной считается пониженная температура – от 35,3 до 35,8 градусов, либо у них постоянно присутствует субфебрильная температура, но при этом они отлично себя чувствуют.
Повышение температуры тела относительно обычной нормы воспринимается и ощущается человеком по-разному. Чаще всего появляется слабость, ломота в теле, болит голова, есть ощущение озноба, головокружение, болезненное ощущение в глазах.
Если есть признаки ОРВИ, гриппа или другого заболевания, повышение температуры будет важным диагностическим признаком при оценке состояния пациента. Если же других симптомов нет и, кроме повышенной температуры, ничего не происходит, следует особое внимание уделить психосоматике этого состояния.

Психосоматические причины
Психосоматическая повышенная температура тела психотерапевтами и психологами расценивается, как индивидуальная реакция организма на пережитый или переживаемый стресс. Специалисты склонны видеть в такой температуре «побег». Человек подсознательно или осознанно старается спрятаться в болезнь, прикрыться ею. Но объективных физиологических причин для заболевания нет, поэтому организм создает единственный явный симптом, который позволит человеку считать себя больным, – температуру.
Человеку может потребоваться болезнь для того, чтобы не делать чего-то, что предстоит, но вызывает страх и неуверенность. Температура поможет остаться дома, получить больничный, на законных основаниях можно отказать делать то, что так смущает или пугает. У ребенка внезапная температура может появиться накануне важного экзамена или соревнований, если он чувствует, что не уверен в позитивном исходе испытания. Часто такие «побеги» совершают маленькие дети, которые очень сильно не хотят идти в садик или ехать к бабушке в гости.
Второй причиной психогенного повышения температуры считается утилизация негативной накопленной энергии. Такая лихорадка развивается после важного или неприятного события, когда человек полон неприятных ощущений, невыраженных страхов, сомнений, а, может, и обиды. Как все устаревшее, такие деструктивные, уже отжитые эмоции, должны быть утилизированы. Организм устраивает им «крематорий» – как следствие, повышается температура тела.

В этой ситуации у организма, по сути, есть два выхода – истерика или жар. Если человек не умеет словами выражать свои переживания, ему не с кем поделиться пережитыми событиями, нет должной степени доверия, чтобы рассказать близким, что они чувствуют, начинается жар. У более открытых людей стартует плач, слезы, истерика – именно таким путем эмоциональный «хлам» выводится наружу без иных последствий для организма.
Психогенная температура может подняться у людей с лабильной психикой, повышенной эмоциональностью и чувствительностью, ей подвержены почти все дети в силу возрастных особенностей нервной системы.
Синдром хронической усталости и некоторые депрессивные состояния, сопровождающиеся субфебрильной температурой, более свойственны людям, которые привыкли не демонстрировать окружающим своих истинных чувств. У них обычно температура всегда имеет довольно высокие значения.
Психология болезни, точнее, состояния, такова, что она напрямую указывает на адаптивные трудности, поэтому у детей психосоматический жар может появиться внезапно в ответ на смену привычной обстановке (семья меняет место жительства, ребенка отдали в детский сад, в школу, перевели в другое детское заведение). Обычно такая температура снижается и приходит к нормальным значениям сразу после того, как ребенок оказывается в привычной обстановке или адаптируется к новым условиям.

Как вылечить?
Отдельного внимания заслуживают вопросы лечения такой температуры, ведь на жаропонижающие средства в этом случае надежды мало – они либо не помогают, либо помогают, но ненадолго, и жар снова появляется. Лечение требует правильного подхода с учетом возможной причины недуга.
Известные исследователи указывают, что внезапный жар может быть вызван вспышкой негодования, гнева. Луиза Хей предлагает освоить техники управления собственным гневом, чтобы раз и навсегда забыть о психогенной лихорадке. С ней полностью согласна канадская исследовательница Лиз Бурбо. Она уточняет, что такая температура – это явный сигнал о существовании какой-то проблемы, с которой человеку нужно срочно разобраться и решить ее, перестать от нее «бегать» и прятаться.
Лечение следует начинать с поиска проблемы. Необходимо расслабиться и честно ответить на вопрос, зачем человек пытается сбежать, чего делать не хочется, по какой причине создано заболевание. Также нужно уточнить, нет ли на кого-то сильного гнева и раздражения. Полученные ответы будут терапевтическим назначением.
Есть гнев – значит, необходимо отпустить его, простить обидчика, поблагодарить свой организм за подсказку и настроиться на позитивные эмоции (даже в том случае, если в образе обидчика можно найти огромное количество хороших черт и достоинств). В таком случае температура понизится уже в течение нескольких часов.
Есть нежелание выполнять какую-то порученную работу – стоит позвонить коллегам и честно отказаться от нее, сославшись, например, на то, что переоценили собственные силы. После этого станет заметно легче, и жар начнет спадать.

Если психогенная температура повышается у ребенка, то нужно расспросить его, куда и почему он не хочет идти. Не исключено, что в садике его кто-то обижает, поэтому перспектива отправиться туда снова ребенку неприятна. Школьнику с ранимой и чувствительной психикой было бы неплохо так организовать подготовку к контрольным и экзаменам, чтобы успевать все без аврала, в спокойном режиме, заблаговременно. Тогда уверенности в собственных силах будет больше, и создавать себе «побег в болезнь» у чада необходимости не появится.
Если температурой организм реагирует на некие стрессовые события и неприятности, то следует «страховать» себя заранее – освоить релаксационные техники, записаться на массаж и в бассейн, чтобы выброс негативных эмоций происходил на физическом уровне по мере накопления эмоций, при этом важно не допускать переполнения.
Таким образом, в медикаментах такая температура практически не нуждается. К тому же ее легче предотвратить, если знать, почему и как она возникает.
Если начать «глушить» лихорадку большими дозами жаропонижающего, истинная проблема останется нерешенной, и при случае все повторится, но на этот раз и жар может быть выше, и состояние ухудшится.
