Проблемы с органами слуха чаще встречаются в детском возрасте. Специалисты объясняют это узостью и особенностями расположения слуховой трубы, частыми простудными и вирусными заболеваниями. Но есть и другие причины, которые могут вызвать нарушения функции ушей в самом разном возрасте.
О том, какова психосоматика органов слуха и проблем с ними, мы расскажем в этой статье.

Общая информация
Уши дают человеку возможность воспринимать звуковую информацию. Без нее представление об окружающем мире будет неполным. Слух тесно связан с речью и развитием мозга. Именно поэтому дети, родившиеся глухими или слабослышащими, испытывают огромные трудности с освоением разговорной речи — нет возможности воспроизвести то, чего не улавливает ухо.
Уши имеют довольно сложное анатомическое строение. Они состоят из наружного, среднего и внутреннего уха, каждый из этих отделов функционирует благодаря довольно сложным механизмам звукоприема, передачи и обработки информации.

Заболевания ушей могут обнаружиться у людей в самом разном возрасте.
Наиболее распространены отиты — острый и хронический. Существуют грибковые поражения — отомикоз. В последнее время регистрируется все больше случаев нейросенсорной тугоухости (как врожденной, так и приобретенной). Не все заболевания ушей приводят к снижению слуха, не всегда снижение слуха бывает необратимым. Но любое, даже легкое нарушение функционирования ушей существенно ухудшает качество жизни человека.
Есть дети, которые очень часто страдают воспалительными процессами в ушках. Есть дети, которые начинают терять слух по непонятным причинам. И вот тут на помощь может прийти психосоматика, которая опирается не только на физиологию и анатомию, но и на психогенные факторы развития тех или иных заболеваний.

Психосоматические причины
Психосоматическая медицина рассматривает уши как орган чрезвычайно важный. Обратите внимание: они расположены ближе других органов к головному мозгу. Учитывая, что уши принимают и передают звуки, они обеспечивают человеку контакт с внешним миром, получение слуховой информации. Слуховая информация — особый канал. Она отвечает за дальнее прогнозирование.
То, что мы видим глазами — происходит сейчас или представляется нам в мечтах, грезах. То, что мы воспринимаем на ощупь, имеет значение только здесь и сейчас. Слуховая информация является для человека возможностью использовать услышанное для дальнего планирования свой жизни. «Я слышал, я знаю» – неслучайно услышанная информация потом проверяется, ей следуют или не следуют, но после некоторой аналитической работы мозга.

Подросток выбирает ВУЗ не потому, что он его видел или осязал, а потому, что слышал о нем или о профессии, которой в нем обучают, много хорошего.
Взрослые часто совершают покупки не потому, что уже пробовали данный продукт и восхищены его качеством, а потому, что слышали о нем позитивные отзывы.
Наши уши — локаторы, которые улавливают информацию от мира задолго до того, как мы увидим визуальный образ.
Прежде чем увидеть поезд, мы слышим его приближение, прежде чем увидеть собаку за забором, мы слышим ее лай, что и заставляет нас быть более осторожными, поскольку мозг сразу дает команду остерегаться.


Наиболее успешные в прогнозировании и планировании люди (бизнесмены, политики, дипломаты) очень часто ушастые — они имеют крупные ушные раковины, а шаманы некоторых африканских племен до сих пор расширяют свои уши проколами и утяжелителями для того, чтобы «лучше слышать» грядущее — погоду, перемены, стихийные бедствия, угрозы племени. Если они не будут «слышать» будущего, они просто перестанут пользоваться авторитетом у соплеменников.


Уши всегда дают правдивую информацию о событиях, которые скоро произойдут (вспоминается стук колес поезда и то, что сам поезд мы видим буквально через несколько секунд). Ушам несвойственна мечтательность и уход в грезы, как глазам.
Они ничего не придумывают, не «приукрашивают», представляют реальность только такой, какой она есть на самом деле.
Поэтому любые проблемы с ушами в психосоматике расцениваются как проблемы с восприятием информации о будущем. Человек либо не хочет слышать того, что его ждет, либо не воспринимает критику, направленную на то, чтобы изменить его будущее.
Уши болят тогда, когда человек внутренне отрицает услышанное, не желает чего-то или кого-то слушать. В результате подсознание четко выполняет свое предназначение — уберегать «хозяина» от негативных эмоций. Оно просто блокирует слуховую информацию — частично или полностью, на время или на постоянной основе.

Левое ухо болит, шумит, закладывает при нежелании получать информацию, касающуюся близких, родных, членов семьи, родственников, друзей. Правое ухо, согласно психосоматической науке, символизирует профессиональную сферу, работу, деньги, карьерные вопросы.
Боли и шум, снижение слуховой функции в правом ухе — нежелание получать некую информацию о реальном будущем в деловых вопросах. Также считается, что правое ухо «отвечает» за связь с внешним миром, а левое — за способностью слышать самого себя, свою интуицию и внутренний голос.
Если патология двусторонняя, то это говорит о том, что человек гневно и яростно отрицает мир извне и себя в нем, не видит, не слышит своего будущего в сложившихся обстоятельствах, боится мира, не уверен, что выбрал правильный путь и что тот путь приведет его к благополучию.

Взрослые особенности
Поскольку наиболее частым считается отит, начать следует именно с него. Воспаление одного из отделов уха говорит о том, что человек не желает чего-то слышать и испытывает по этому поводу раздражение и даже злобу.
Психосоматическое направление в медицине рассматривает отит у взрослых как сигнал-предупреждение о том, что человек выбрал не то направление, оно для него опасно, порой — смертельно опасно. Ухо «улавливает» сигнал опасности задолго до того, как что-то должно случиться, и начинает привлекать внимание человека воспалительным процессом.


Если внимательно прислушаться к себе, можно заметить и другие дополнительные интуитивные подсказки организма. Но мы живем в бешеном ритме, и не всегда прислушиваемся к своей интуиции.
Частыми проблемами с ушами, тиннитусом (шум, звон), тугоухостью страдают люди, которые не любят слышать критику, которые болезненно реагируют на нее, которые скептически или презрительно относятся к чужим советам, будучи совершенно уверенными в исключительной собственной правоте.
Слишком самоуверенные, напыщенные, важные, они отрицают любые негативные слуховые сигналы, поэтому организм исполняет их желание не слышать, тогда слух снижается.

Детские болезни
Детская психосоматика проблем с ушками гораздо сложнее взрослой. Болеть, шуметь, звенеть, воспаляться или переставать слышать уши в детском возрасте могут по самым разным причинам.
Давайте рассмотрим самые распространенные из них.
Давление со стороны взрослых. Так бывает, что взрослые в попытках спрогнозировать ребенку определенное будущее, слишком настойчивы. Если ребенок «не слышит» позитивных дальних прогнозов о распланированном мамой и папой собственном будущем, у него начинаются проблемы с ушами. Он не хочет становиться пловцом или пианистом, он не мечтает о карьере военного и не «слышит» себя в этом. Но родители настойчивы. Чтобы прекратить поток негативной информации о чужеродном, не принадлежащем ему жизненном пути, ребенок подсознательно ограничивает свои слуховые возможности.
Малыш «заглушает» реальность. Иногда у ребенка не остается другого выхода, как просто заглушить мир, оставить поступление информации, которая причиняет ему боль и страдания. Такое бывает в семьях, где ребенок слышит много криков, ругани, истерик, бранных слов матери и отца. Проблемы с ушами нужны ему для того, чтобы в голове наконец-то наступила тишина и спокойствие, о которых он мечтает.


Как и у взрослых, у школьников и подростков причина может крыться в нежелании слушать критику в свой адрес. Этим страдают дети с так называемым «синдромом отличника», привыкшие во всем и всегда быть первыми. Им легче не слышать совсем, чем воспринимать на слух то, что способно их уязвить.
Лечить проблемы с ушами нужно исключительно в комплексе. Одной только прописанной ЛОРом терапии будет недостаточно, если причина внутренняя не будет найдена и устранена, проблема не уйдет или быстро вернется снова после небольшого облегчения.
Чтобы хорошо слышать, нужно просто захотеть слышать все — звуки природы, слова всех людей, даже критические и болезненные. Если с благодарностью, без злобы научиться принимать информацию, слух станет лучше.


Подробнее о психосоматике слуха - в следующем видео.