Психосоматика — направление медицины, которое находится на границе психологии и традиционной медицины. Она изучает тесную связь между телесными недугами и теми психологическими проблемами, которые имеются у человека. Связь эта была очевидна ещё врачам Древней Греции, её в разное время изучали Зигмунд Фрейд и профессор Бехтерев, Вальтер Бройтигам и Пауль Кристиан.
Лиз Бурбо — одна из важных фигур в области психосоматической медицины. Ей принадлежит разработка целой системы выявления причин заболеваний и способов их устранения. В этой статье расскажем о докторе Лиз и её методике более подробно.

Об авторе
В последнее время в психосоматической медицине трудятся в основном профессиональные медики и квалифицированные психологи. Но Лиз Бурбо изначально не была ни врачом, ни целителем душ человеческих.
Уроженка Канады начала карьеру в далёком 1966 году с должности специалиста по продажам и добилась в этом высоких успехов, с самого низа дойдя до должности регионального менеджера на одном из крупных канадских предприятий. И дело не в том, что Лиз очень любила деньги. Она любила людей, а потому довольно быстро начала обучать сотрудников методам психологической работы с клиентами. За 16 лет она провела обучающие семинары почти для 40 тысяч человек, что позволило ей понять, что главная проблема — не в обстоятельствах, а в самом человеке, в том, что люди хронически не умеют чувствовать себя счастливыми.
Постепенно Лиз Бурбо создала собственную методику. Техника «Слушай своё тело» в 1982 году получила широкое признание. Лиз пришлось бросить работу и начать трудиться над тем, как помочь максимальному количеству людей стать чуть счастливее и, соответственно, чуть здоровее.

В основе техники лежит утверждение о том, что организм человека — его друг, он сам «просигналит» о тех или иных нарушениях в своей работе, а также укажет на то, что именно человек делает или думает неправильно. Лиз обучает людей внимательно слышать своё тело, обращать внимание на особенности питания, а также особенно внимательно слушать свои болезни: они всегда даже не намёк, а прямая речь организма, указание на ошибку, крик о помощи, требование изменить что-то.
В 1984 году открылся первый тренинговый центр Бурбо, который в Канаде через несколько лет на правительственном уровне был признан официальным учебным заведением. На сегодняшний день Лиз написано более 23 книг, они переведены более, чем на 20 языков.
Лиз Бурбо часто приглашают на семинары, телевидение. Она дополнительно получила философское и преподавательское образование. Сейчас доктор Лиз, несмотря на свой солидный возраст ведёт лекции по всему миру, её школа считается одной из самых масштабных — преподавание её методики осуществляется в 27 странах мира.


Основные принципы
В основе метода Лиз Бурбо лежит убеждение, что любая психологическая или жизненная проблема воздействует на человека не только на метафизическом, но и на вполне осязаемом телесном уровне. Самые сильные эмоции — всегда негативные. Именно они нарушают гормональный фон, вызывают зажимы и спазмы на мышечном уровне, нарушают метаболизм на уровне клеток всех органов и систем.
Зная это, становится понятно, почему не всегда врачам в больнице удаётся обнаружить истинную причину болезни: боль есть, а обследование не выявляет отклонений. Этим можно объяснить и длительные, хронические заболевания, которые, несмотря на получаемое лечение, не спешат отступать.
Обида, страх, гнев и злоба, нежелание прощать вкупе с огромной нелюбовью к самому себе — в прямом смысле слова смертоносный коктейль, который, в случае отказа от решения первоначальных проблем, будет копиться и однажды превратится в малоприятный медицинский диагноз.
Проанализировав психологические характеристики десятков тысяч своих пациентов, Лиз Бурбо создала таблицу болезней с указанием наиболее вероятных причин их развития. Понятно, что устранение причины будет началом лечения. Ни Лиз, ни другие последователи идей психосоматической медицины не призывают отказываться от традиционного лечения. Если нужна операция, она должна быть проведена, если нужен приём медикаментов, пациенту следует исправно принимать назначенные доктором препараты.


Психосоматические методики нужны для достижения более быстрого эффекта от лечения, достижения результата в случаях, когда лечение не помогает при длительных хронических проблемах со здоровьем.
Некоторые проблемы человек сможет лечить и сам, и уж точно полученные знания пригодятся ему для профилактики заболеваний.
Лиз Бурбо предложила разбить все состояния на четыре блока.
- Блокировка на физическом уровне — физическое проявление имеющейся проблемы, жалобы, с которыми пациент, в конце концов, и идёт на приём к врачу. Чтобы понять, какова эта блокировка, следует ответить себе на вопрос: «Как бы я охарактеризовал свои физические ощущения на данный момент, с какими бы эпитетами мог сравнить эти ощущения?» Пример: болит и качается зуб — потеря равновесия и опоры, неуверенность, ожидание катастрофы (когда он сломается).
- Блокировка на эмоциональном уровне — какие эмоции вызывает нынешнее состояние. Чтобы понять это, нужно ответить на вопросы: «Что этот недуг мне не позволяет сделать (делать постоянно)?», «К чему вынуждает болезнь». Ответ начинайте с частицы «не», с отрицания, и это позволит понять, какие эмоции оказываются заблокированными. Пример: болит и качается зуб — не позволяет улыбаться, целоваться и грызть яблоки, заблокированы желания радости и удовольствия.


- Блокировка на духовном уровне — долгосрочная перспектива, потребность духа. Ответим на вопрос: «Как могла бы измениться жизнь, если бы ограничения (выявленные выше) были устранены?» Ответ позволит установить, какие именно глубинные дефицитные состояния существуют. Пример: опять же больной и качающийся зуб — возможность улыбаться свободно и заводить новые отношения, вступать в любовную связь, обрести личное счастье. Таким образом, зуб заблокировал путь к обретению счастья в личной жизни.
- Блокировка на ментальном уровне — ограничения подсознания. Иногда наши желания не исполняются именно из-за ограничений, которые создаёт подсознательный блок. Ответим на вопрос: «Если бы я был… (тем, кто в ответе на предыдущий вопрос, в нашем случае — счастливым и влюблённым), то что негативного со мной могло бы случиться?» В данном случае ответ очевиден: страх потерять любимого человека, лишиться его расположения. Именно эта установка — убеждение, страх или обида — и есть первопричина недуга. То есть, рассматривая наш пример, проблемы с зубами начались именно с неосознанного, подсознательного страха быть брошенным, одиноким; уверенности в том, что порядочности в отношениях современных людей не сыскать, и все друг друга бросают рано или поздно, причиняя страдания.


Такой анализ перед поиском ответа на ваш вопрос — обязательная часть. С него начинается работа над проблемой. Не стесняйтесь признаваться себе честно в том, что происходит, что вы чувствуете, даже если эти чувства неприглядные, низменные и пугают вас. Метод такого анализа очень простой и позволяет не только разобраться в проблемах со здоровьем, но и найти ответы на самые запутанные и сложные ситуации вашей повседневной жизни — отсутствие денег, плохие отношения, неудачи, потеря работы и т. д.
В каждом случае после обнаружения истинной проблемы следует применять специальные аффирмации — новые позитивные установки, которые позволят заменить старые и негативные и тем самым изменить самочувствие, состояние, жизнь человека.


Причины болезней по Бурбо у взрослых и детей — таблица
Состояние, заболевание, диагноз | Возможные причины | Что происходит на эмоциональном уровне? |
Атопический дерматит, аллергия | Неприятие реальности, раздражение, обидчивость, ненависть к кому-то или чему-то, мешающая жить. | Аллергик очень часто запрещает себе получать удовольствие в силу установки, что любое удовольствие нужно сначала заслужить. И нередко именно на любимый продукт развивается аллергическая реакция. |
Алкоголизм | Чувство вины, чёрная, давняя обида, низкая самооценка вплоть до полного неуважения к себе, разные страхи, постоянный стресс и неумение расслабляться. | Пьющий человек расслабляется, снимает мышечные зажимы на время. Но развивается тяжёлая зависимость. Часто алкоголиками становятся люди, которые с детства убеждены, что для достижения целей и счастья нужно постоянно, много и на износ работать. |
Акне (угревая сыпь) | Стеснительность, нежелание общаться, брезгливость к людям, нежелание подпускать их близко к себе, неуважение и нелюбовь к себе, ложь. | Часто развивается у людей, которые хотят казаться не теми, кем являются на самом деле, ради того, чтобы понравиться кому-то. |
Анемия | Утрата радости в жизни, нелюбовь к себе, подавленные чувства, уныние, тоска. | Часто развивается у тех, кто запрещает себе бурно проявлять эмоции, в том числе радость. Среди детей наиболее часто встречается у малышей, растущих в диктаторских семьях, где родители требуют железной дисциплины. |
Бронхит | Неполадки в семье, скандалы и недоразумения, невозможность найти общий язык. Если это ребёнок, добавляется невозможность постоять за себя и неуверенность. | Чаще встречается у детей, поскольку именно они тяжелее других переживают семейные ссоры. |
Бородавки | Недовольство собой, осуждение себя. Если у ребёнка, то обилие критики в его адрес со стороны взрослых и ровесников. | Развиваются как защита, чтобы повысить защиту кожную, естественную. Ими человек как бы отгораживается от мира, от критики и осуждения. |
Высокое давление | Завышенные требования к самому себе, отказ простить себе свои ошибки, постоянное «прокручивание» в голове неприятных переживаний. | Часто гипертония развивается у тех, кто берёт на себя много ответственности, переживает за всех и вся, чувствует вину, если не удаётся всё контролировать. |
Воспаление тройничного нерва | Отказ меняться, прощать других и себя, нежелание слышать критику, упрямство. | Любое воспаление, а особенно нервов — острое состояние, призыв к незамедлительной реакции. Нужно меняться прямо сейчас, и за «сигнал» недуг обязательно нужно поблагодарить. |
Вирусные болезни | Обида, ненависть, мнительность, подозрительность. | Люди, которые живут с позиции жертвы и на окружающих смотрят с подозрением, чаще других болеют ОРВИ и гриппом. Дети таких людей также относятся к категории часто болеющих. |
Гланды (аденоиды) | Скрытность, нежелание делиться мыслями и эмоциями с близкими, обидчивость, наличие страхов. | Дети с таким диагнозом на ментальном уровне имеют жёсткое ограничение: они чувствуют себя нелюбимыми или нежеланными. При устранении этой установки с аденоидами можно быстро справиться. |
Гастрит | Недоверие, настороженность, подавление гнева, скрытие его от других внутри себя. | У детей есть особенность: вместо преобладания гнева у них лидирует неуверенность в себе, неумение постоять за себя. |
Гормональный сбой | Нелюбовь к себе, отказ слышать и понимать себя самого, постоянный отказ исполнять собственные желания, жёсткие ограничения, ненависть. | Часто развивается на фоне неудовлетворительных личных и сексуальных отношений у взрослых. У детей бывает нечасто, причину нужно искать в огрехах воспитания — слишком жёсткие и ограничительные меры. |
Диарея | Поспешные выводы, нежелание принять и «переварить» нечто полезное, что подсказывает жизнь, неумение чувствовать и выражать благодарность, ребёнок — сверхчувствительный, робкий, боящийся не угодить родителям. | Дети, которые часто страдают диареей, имеют низкую самооценку, чувствуют себя отвергнутыми. У взрослых понос — сигнал о том, что некая возможность упущена, ей не придали должного значения. После работы над ошибками есть шанс всё исправить. |
Колени | Символ устойчивости, твёрдой и чёткой позиции в жизни. Болезни, боли и травмы — сигнал о паническом чувстве отсутствия поддержки, защиты, безнадёжность, депрессия, тоска. | Чаще других подвержены заболеваниям этой части тела и травмам люди, чувствующие себя преданными, брошенными, позабытыми. Дети травмируют колени тогда, когда остро нуждаются в поддержке родителей. |
Курение | Неприятие себя, нелюбовь к себе, недовольство, ощущение ущербности, страхи. | Чаще других начинают курить подростки с низкой самооценкой, неуверенные в себе, мало любимые в семье. Требуется внимание и забота. |
Киста яичника | Разочарование в мужчинах, обида на них, копившаяся годами, нежелание отпустить негативный опыт, прощать. | Женщина не может расстаться с некими неприятными воспоминаниями, связанными с тем, что её обидел мужчина. Прощение и освобождение себя приводит к устранению кисты полностью. |
Лёгкие (пневмония, астма и другие проблемы) | Нарушение работы лёгких — сигнал о том, что человеку плохо в той обстановке, в которой он живёт, его терзает глубокая печаль, обида, угрызения совести, отчаяние, неумение радоваться или дефицит радости. | У детей проблемы с лёгкими чаще начинаются в условиях жёстких требований и ограничений со стороны родителей, в которых собственные его желания не учитываются, разочарование, ощущение невозможности что-то изменить собственными силами. |
Мигрени, головные боли | Невозможность быть собой, делать то, что хочется, навязанные действия, чувство вины, проблемы в сексуальной жизни. В случае с детьми и подростками — навязывание родителями мнений, выбора профессии. | Ощущение, что человек заперт в клетку собственных нереализованных желаний. |
Миома матки | Раскаяние в сделанных абортах, недовольство собой, как матерью, нелюбовь к партнёру, обида на него, обида на детей, нежелание рожать. | Женщина фактически отрицает и сводит к минимуму свою роль как символа начала новой жизни, отрицает женское начало в себе, берёт на себя много мужских обязанностей. |
Насморк (ринит) | Растерянность при встрече с незнакомым, неведомым, излишнее беспокойство по пустякам, мелочам, присутствие в жизни неприятного человека. | У детей ринит имеет выраженный личностный окрас: ребёнку неприятен кто-то настолько, что малыш начинает отторгать его от себя, не хочет дышать с ним одним воздухом. Такое бывает, если нет контакта с ровесником или воспитателем (учителем). |
Отит, уши, глухота | Нежелание слышать критику, категоричность, упрямство. | У детей нередко развивается в ответ на нежелание слышать родительские ссоры. По-другому ребёнок не может оградить себя от них. |
Поджелудочная железа | Это символ радости жизни, её светлых моментов. Заболевание говорит о том, что человек перестал любить себя и радоваться мелочам. | У детей нередко происходят проблемы с поджелудочной по причине того, что мама или отец (к кому он привязан больше) страдает унынием, депрессией, потерей смысла жизни. |
Сколиоз | Страхи за финансовое положение, карьеру, установка, что все вокруг что-то ему должны, лишение поддержки. | У детей чаще проблемы с позвоночником развиваются на фоне завышенных родительских ожиданий, когда ребёнок боится им несоответствовать. У взрослых часто сопровождается неврозом. |
Шея | Нежелание посмотреть, что происходит за спиной, привычка «сжигать мосты», тяжёлые зажатые эмоции, нежелание открывать душу. | Боли в шее развиваются из-за недостаточной эмоциональной гибкости. У подростков и детей — из-за аналогичных действий родителей, свидетелями которых они являются. |
Щитовидная железа | Чувство обречённости, неспособности защитить себя. | У детей развивается после неких травмирующих событий, которые подрывают авторитет взрослого-защитника. |
Эндометриоз | Отношение к родам драматическое: тяжело, больно, страшно, нежелание рожать больше детей, нежелание иметь детей вообще. Отношение к сексу как к постыдному, грязному, порочному. | Иногда развивается у женщин, которые очень хотят иметь детей, но в силу обстоятельств не могут себе этого позволить. |
Ячмень | Нежелание видеть что-то, чрезмерная эмоциональность, осуждение увиденного. | У детей часто бывает из-за ревности, попыток обратить на себя внимание, ребёнок требует «посмотри на меня, мне нужна твоя помощь». |
Что почитать?
Мы представили весьма укороченный вариант таблицы, более подробно познакомиться с методикой Лиз Бурбо можно в её книгах: «Твоё тело говорит — полюби себя!», «Слушай своё тело, лучшего друга на земле», «Пять травм, которые нам мешают быть собой», «Рак: книга, дающая надежду».
Отзывы
Отклики о Бурбо разные: одни пишут, что её метод помог им решить проблемы, выздороветь, другие уверены, что доктор Лиз книгами пропагандирует свои семинары и тренинги, поскольку везде есть ссылки на них, и без них бывает трудно понять методику и применить её.
