Грудничковое плавание и формирование привязанности между ребенком и родителями

Содержание

Ведущий инструктор

Школы грудничкового плавания Океан

www.oceankidz.ru

и любящая мама двух дочек

Валентина Курносова

Польза

Грудничковое плавание становится все более привычным занятием для молодых родителей. Уже с первых месяцев жизни ребенка многие вводят плавание как обязательную процедуру по уходу в ежедневный график. Пользу плавания для физического развития ребенка сложно переоценить. Оно укрепляет сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат младенца, способствует профилактике заболеваний дыхательной системы и закаливанию организма. Грудничковое плавание в бассейне – это комплексное занятие, которое содержит не только плавание, но и элементы массажа, аквагимнастики и развивающих игр.

Не менее важным является и психоэмоциональная составляющая занятий – общение родителей и малыша в воде. На каждом занятии опытный инструктор стремится создать атмосферу поддержки и заботы в паре родитель-ребенок, обеспечить развитие доверия и укрепить нежную привязанность между родителем и малышом.

Близость, возникающая на занятии, важна для формирования надежной привязанности в раннем возрасте. Занятия в бассейне сопровождаются напеванием мамой песенок и чтением стишков. Это стимулирует слуховую систему ребенка и задает ритм движений, успокаивает и расслабляет. Водная среда при этом обеспечивает дополнительный приток сенсорной информации. Однако, тактильные рецепторы стимулируются не только водой, но и при контакте младенца с телом и руками взрослого.

Занятия в воде идут на пользу не только малышу, но и его родителю, спустившемуся в чашу бассейна. Родители в воде расслабляются, обучаются более глубокому взаимодействию с детьми, учатся лучше считывать их сигналы, которыми они выражает свои желания. Все мы хорошо поймем младенца, когда его потребности удовлетворены – сияющие глаза, сфокусированный взгляд, малыш тянется вперед, оживленно двигается, легко вовлекается в игру. Недовольство малыша мы можем распознать по тому, как он выгибает спину, плюется, зевает, хмурит брови и избегает смотреть в глаза. Получив такие сигналы, родители под чутким руководством инструктора должны постараться определить причину недовольства и предложить ребенку ту форму занятий и упражнений, которая ему понравится больше.

Если же сигналы маленького человечка не приняли во внимание, то он плачет и проявляет беспокойство. Вернуть его в прежнее состояние комфорта, способствующего легкой адаптации к воде, может стать непростой задачей.

Упражнения

При работе в бассейне мы используем упражнения для улучшения взаимодействий детей и родителей. Их можно использовать как на групповых занятиях, так и при индивидуальной работе с семьями, когда в воде находятся одновременно и мама, и папа. Особой атмосферой наполнены занятия с двойней, когда мы видим и поддерживаем контакт между малышами.

Коммуникативные упражнения хорошо включать во второй части урока. Дети к этому времени получили достаточную нагрузку и адаптировались к окружению. Вот для примера несколько таких заданий:

  1. Взрослые и малыши держатся за обруч и поют песенку, перемещаясь по кругу.
  2. Взрослый располагает малыша у себя за спиной и, придерживая за ручки, совершает покачивающие движения вправо-влево, двигается по кругу. Более опытные малыши уже могут самостоятельно удерживаться у взрослого за спиной, держа родителя за шею или лямки купальника. Когда ребенок уверенно держится у вас на спине, вы можете начать отрывать свои ноги ото дна и поплыть.
  3. Взрослый помещает нудл (или два) себе под спину и руки и располагает малыша у себя на груди в положении на животе или спинке, придерживая его с обеих сторон. Когда в этом положении вы почувствуете себя уверенно, можете медленно отрывать ноги ото дна и плыть.
  4. Взрослые и малыши встают по кругу и передают игрушку друг другу по очереди.

В зависимости от вашей подготовки и умений малыша, в эти игры можно добавлять ныряния способами, которые хорошо освоены ребенком.

Советы

Если по какой-то причине малыш волнуется и не хочет принимать участия в таких занятиях, лучше проявить терпение и не настаивать. Со временем он обязательно адаптируется, и будет получать от этого удовольствие. А пока дайте возможность ему понаблюдать за другими детками или выполните действие сами, например, передавая игрушку от родителя инструктору и обратно.

Постарайтесь не напрягаться во время движений, иначе эти ощущения передадутся ребенку. Будьте расслаблены и наслаждайтесь общением, не отвлекаясь ни на что другое. Находясь в условиях поддержки и дружелюбной игры, ребенок начнет доверять окружающим и в последствии включится в игру.

В итоге малыш будет получать не только физическую нагрузку, но и научится слушать маму, а мама будет лучше чувствовать и больше доверять своему ребенку. На занятиях нам важно заложить позитивное отношение к воде и сделать ее дружественной средой для наших малышей. Помните, что навыки, получаемые в бассейне в младенчестве и раннем детстве, не самое важное, главное – здоровый, радостный ребенок и хорошо проведенное время в дружеской компании. Почувствуйте свои эмоции – нежность, принятие и любовь, и ребенок в такой атмосфере ответит вам взаимностью и нежной привязанностью.

Комментариев нет