Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.

Особенности возраста
- Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
- Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
- Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
- Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
- В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Рост и вес
По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.
Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Показатель | Среднее значение в 1,5 года | Границы нормы для мальчиков 1,5 лет | Границы нормы для девочек 1,5 лет |
Вес | 10200-10900 г | 8800-13700 г | 8100-13200 г |
Рост | 80,7-82,3 см | 76,9-87,7 см | 74,9-86,5 см |
Окружность головы | 46,2-47,4 см | 44,7-50 см | 43,5-49 см |
Окружность грудной клетки | 49,9-50,4 см | 47,4-53,9 см | 47,8-52,9 см |
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Режим дня
Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.
Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.
На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.
Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.
У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.

Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.
Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.

О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
Занятия
- Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
- Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
- Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
- Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
- Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
- Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
- Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
- Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
- Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
- Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
- Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
- Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
- Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
- Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
- Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.

Советы родителям
- Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
- Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
- Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
- Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
- Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.
Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.
Купили игрушечное пианино - ребенок в восторге, а мы уже не знаем. что и делать... Может, бытарейки вытащить? :D
а у нас настоящее пианино и нам нравится бренчание и попытки пения дочки с 7 месяцев ))
Научили дите пользоваться планшетом...Ему всего 1,5 годика, а на ютуб заходит и выбирает там видюхи, которые ему по вкусу, включает Wi-FI, если он отключен, знает как зайти во все гонки и на что нажимать чтоб машина ехала..... Интересно, а что будет дальше..?
Очень плохо. Так начинается, а потом из-за недостатка внимания становятся артистами. Из-за этих гаджетов стало много аутистов сейчас.
Думайте, что говорите. Ребёнку всегда нужно всестороннее развитие. Откуда вам знать? Может, ребёнок определённое количество времени сидит в гаджетах... И причём здесь аутизм? Вы вообще знаете, что это такое??
Испорченное зрение, компьютерная зависимость, психологическая незрелость и куча других проблем. А потом по телику показывают, что подросток угрожал родителям, если они не вернут ему ноутбук (компьютер).... Пока не поздно, лучше купите развивающие игрушки и спрячьте планшет даже от себя.
Полностью согласна.
А аутисты тут при чем? 🤦🏻♀️🤦🏻♀️🤦🏻♀️
А дальше зависимость от планшета и раздражительность. Все должно быть в меру. Лучше бы он бусинки в 1,5 года собирал и красками пальчиковыми рисовал формы, и песком играл или манкой.
Полностью согласна. Сама столкнулась с такой проблемой со старшей дочкой. Даже немного времени в гаджетах заканчивается печально. Чем старше, тем сложнее. В итоге, перестали давать телефоны и планшеты - дочка абсолютно другая стала. Не нервная, лучше спит. Им двигаться надо, энергию растрачивать, познавать. И хоть тысячу раз скажите, что можно давать и нужно идти в ногу со временем - нет. До определенного возраста это не нужно. По телевизору можно песенки с танцами включать, не надолго. Это весело. Танцуем с малышками вместе.
А дальше пойдёте к неврологу, если все время ребёнок в планшете. Занимайтесь с ребёнком, а не радуйтесь, куда он тычет пальцем в экран.
СДВГ вызывают гаджеты. Мы не даём даже мультики смотреть, телевизора у нас нет. Родители так компенсируют недостаток своего времени на ребенка - дают ему гаджет, и он занят, не достает маму.
Нам 1,3 тоже во всю просматривает видеоролики на ютубе. Ищет по картинкам мультики, которые знает
Интересно, зачем малышу планшет? Зрение еще успеет посадить. Неужели лень самим с ребенком заниматься? По-видимому, Манюника хвалится гениальностью своего малыша. Поспешу огорчить - никакого гения нет, любой малыш освоит его. Только надо ли это.
Наукой доказано, что ребенок должен наиграться, тогда и во взрослой жизни будет меньше проблем. Дайте детям Детство и нормальные игры.
Манюника, дальше у вас вырастет психопат. в медицинском смысле слова.
Моя пытается танцевать и петь!! (обожает классическую музыку). Очень забавно бегает и пытается подпрыгивать. Страшная аккуратистка и поэтому ложкой сама редко кушает, просит чтобы ее покормили. А вообще, конечно, она тянется за старшей сестрой и поэтому развивается очень быстро)))
Тоже замучил с ютубом. В 1.2 г спокойно отбирает телефон, находит ютуб. Я стараюсь все время прятать телефон, неполезно все это. Сил на все не хватает ((( хотя малыш такой хороший и любознательный.
Спасибо за статью))) хочется дать и показать малышу все, а как и с чего начать правильно - порой каша в голове))
Привет. Моя девочка очень любит танцы, жестикуляции и так все это интересно делает... а еще в инете сидит с годика...
Кристина, танцы - это хорошо, а в инет ей рано и вредно.
Своей дочке 1,5 лет не включаю ни ютуб, ни мультики, ни телевизор. Возможно, поэтому она обожает рассматривать картинки в книгах, показывает мне одно и то же, чтоб я говорила что это. Язык заплетается к концу дня, зато она повторяет уже почти все. Причём, не "би-би", "ка-ка", а почти нормально: "масина-машина", "падем-пойдём", "кусать-кушать", "зёйтый-желтый", "болсой-большой" и т.д.)
Вы как в каменном веке...Вас родители так воспитали, что телевизор- зло? Не надо детей держать в черном теле, я просто знаю мам, которые таким способом пытались вырастить вундеркинда, но дело закончилось полным провалом.
Все хорошо в меру. 1,5 года дочке: мультики смотрим и ютуб, музыку слушаем и книги читаем, и говорит она уже так, что понять её легко. Многое зависит от той степени внимания, которую родители уделяют ребёнку. Совместный просмотр роликов тоже может быть полезным и познавательным.
Абсолютно согласна с вами! Мы и мультики смотрим, и книги читаем, и в мяч гоняем, и 2 раза на улице бываем, и слов говорит достаточно, чтобы можно было понять, а ещё пускаем самостоятельно пузыри и танцуем под аплодисменты!)
Да, мы делаем так же. Считаю, что от 30 минут в день ничего страшного не случится. За это время я успеваю завтрак приготовить. А потом все время уделяю малышу: играем и книги смотрим.
Много читала статей нейропсихологов, и все в один голос говорят, что мультики и, тем более телефон или планшет, до трех лет не показывать. Я считаю, что это правильно! У ребёнка вырабатываются более полезные навыки, чем просмотр "зомбо-ящика". Моему сыну 1,7 годика, он бежит на ковёр, как только я ему говорю: давай играть. Уже знает все фрукты, овощи, животных, транспорт, мебель, птиц, ягоды и т.д. Сам требует карточки Домана, может их рассматривать, перебирать. Дети с года впитывают знания, как губка, а после 3 лет будет уже поздно. Я тоже не идеальна и начала показывать синий трактор в 10 месяцев, но потом приняла решение, что мультики только зомбируют моего сына. Дети не могут улавливать сюжет в этом возрасте, поэтом в 1,2 мы отказались от просмотра любых гаджетов. Любит читать книги, рисовать, у нас очень много игр для мелкой моторики (палочки, макароны, крупа, спички, зубочистки). Да, и я не сижу целыми днями с ребёнком, просыпаемся, в 9 завтракаем, с 10:30 до 11:00 играем или занимаемся, потом гулять, обедать, спать, после сна ещё 30 минут и опять гулять, перед сном можем порисовать. При этом он очень активный и неугомонный мужичок)))
Вы же не суете мальчишке планшет, чтобы он испортил себе зрение и психику, поэтому у вас растет здоровый человечек и в психоэмоциональном, и в физическом плане. Будьте здоровы! А остальным мамочкам хочется сказать: чтобы приготовить завтрак, необязательно давать смотреть ютуб ))) Можно вместе кашу сварить или дать книжку музыкальную с картинками, и пусть он вам песенки включает, а вы подпевайте. Я понимаю, что забота о ребенке - это очень тяжело, но вы для него - целый мир, большой, огромный, впечатляющий и тут главное, чтобы этот мир был добрым, приносил радость и делал ребенка здоровым во всех смыслах.
Хорошо, когда есть такая возможность - быть с ребёнком целый день! Я бы так хотела. Но... с младшим уроки, ИП (а это возня с документами, поездки по налоговым, банкам и прочее), не говоря уже о ремонте, готовке и уюте дома. А ещё много времени уходит на грудное вскармливание, хорошо конечно бы бутылочку - и вперёд по своим делам... В наше время ваш случай скорее подвиг, чем повседневность.
Очень часто мамы хвастаются заслугами своих детей, думая, что это все благодаря их воспитанию. Но это не так! Вот честно, кучу детей видела, все настолько разные. Есть прям идеальные дети, а есть дети - которые просто сводят с ума! И не надо читать нотаций другим мамам, ведь вы никогда не узнаете, что значит быть на ее месте. Если ребёнок орет пока вы готовите завтрак и не хочет один играть, а приготовление каши вместе сулит кучу проблем в виде травм или испорченную кашу, то почему бы не включить мультик на 15 минут?!
Согласна с вами на 100%. Я с малышом нахожусь целыми днями: читаем, гуляем, собираем пирамидку. Книжки любит, но один не хочет, только с мамой, иначе- истерика. Кашу тоже вместе варим, иначе- истерика. И мультики не нужны ему, главное- с мамой. Это поведение, характер, вкусы, что-то делает, умеет, не умеет- это генетика. Все детки абсолютно разные. И как бы мамочки не воспитывали своих детей, не получится пять одинаковых. Они все у вас будут разные! Терпеть не могу, когда сравнивают. Это вам не куклы.
Не понимаю, зачем ребенку ютуб? Читаю и удивляюсь. Дело родительское, конечно, никого не хочу задеть. Считать достижением ребенка тыканье пальчиком на яркие картинки в телефоне, которые в итоге переходят в движение (мультики)- весьма сомнительное достижение в 1,5 года!
Моему малышу 1,5 года.... Он обожает одну песню из передачи "Спокойной ночи, малыши". Слушает, поёт и танцует...
Сыну полтора года и я сама как-то наступила на грабли в виде гаджетов (когда надо ребенка отвлечь, чтобы прибраться, сосредоточить на месте, чтобы накормить и т.д.). И даже не заметили с мужем, как телефон и планшет для ребенка стали нормой. В итоге он начал постоянно просить мультики и это стало проблемой. Итог такой- мы сами взяли себя в руки и просто правильно расставили приоритеты. От телефонов отучили малыша и себя за одно. Читаем книжки, играем в развивашки. О гаджетах и не вспоминает. Главное- всегда думать о том, что мы хотели наших детей и надо брать за них ответственность.
Я почитала комментарии. Ну прямо многие такие идеальные мамы!!! Я понимаю, что мультики и телефоны- это не очень хорошо. Своим детям телефоны и планшеты я не даю. Но, увы, мультики приходится включать. Хорошо быть "идеальной" мамой, когда у тебя один ребенок, и ты сидишь в декрете. А когда у тебя 4 детей, ты работаешь, и все остальные бытовые дела на тебе... Всем детям нужно уделить время и внимание. Дети совершено разных возрастов (от.17 лет до 1,6 года). Приходится еще приличное время уделять детям-подросткам, чтобы от них не отдаляться и быть другом. Поэтому и получается, что изредка включаются мультики младшим, чтобы уделить внимание старшим. Потом, когда старшие наболтались, занимаешься младшими. А там и работа, и дела по дому, а еще мужу время вечером уделить.
Как я с Вами согласна! Аналогичная ситуация. Только у меня 2 детей, и старший тоже почти подросток, которому также необходимы моё внимание и забота. Приходится включать мультики на телевизоре младшей (нам 1,5), чтобы не отвлекла и не мешала нам, когда мы делаем уроки и т.п. Телефон и планшет не даем, конечно, но телевизор включаем. Стараюсь развивать малышку: читаем, играем, гуляем.
У меня их тоже трое. Двое старших зависимы, конечно, от гаджетов. Но уроки делать надо, и кружки никто не отменял. Зато младший (1,4 года)...я бы и рада, чтобы мультики посмотрел иногда и в телефон потыкал, но нет же- только игрушки+ собака и кошка, и старшие дети.
У меня ребёнок иногда на имя не отзывается. А так играется, куртку и шапку сама надевает в 1,5 года. Звуки животных копирует. Сейчас испугалась, что может быть отклонение в развитии (если на имя через раз откликается). Подскажите...
Ольга, считаю никакого отклонения нет, просто иногда ребенок увлечён своими делами)))
Как легко всем советы раздавать😂🤦🏻♀️
Девочки, все дети разные. Хватит мериться.
Почему-то никто не говорит о том, что есть ещё папы...И они тоже заслуживают внимания, времени и любви. Ничего плохого не вижу в мультиках. Главное, чтобы зрение не портилось. День длинный, можно много успеть сделать с ребёнком. Но и самой маме нужно время для себя. Как-то мне это странно, что все описывают одну и ту же ситуацию, в которой мир крутится исключительно вокруг ребёнка, и как будто нет места больше ничему. Малыша очень важно любить и чувствовать. Дети разные рождаются и разными вырастают.
А у меня ребёнок в 1,5 года ни слова не говорит. Всё на своём языке только. Картинки не смотрит, вроде людей не боится, т.е. не артист...
Мой тоже только на своём лопочет. Ни "мама", ни "папа", не говорит. Сходили к врачу, сказали не переживать, начнёт, потом не заткнуть будет:) Хотя меня эта ситуация напрягает сильно. Сын все понимает, даёт, что просишь, логика работает (например, если подметаю, то тащит совок), но вот с речью вообще беда- только на своём, как Тарзан, ходит по квартире и орёт:)
Моему сыну уже 14. До 2 лет молчал. А после двух стал разговаривать и как-то быстро перешел на предложения. С тех пор голова трещит от его болтовни. Ему только на радио работать. Так что не переживайте! Есть дети, которые до 3-х лет молчат, - и это норма.
У меня дочка поздно начала говорить- в 2,2 года. Сейчас ей 4- болтовню не остановить))))
Внуку 1.5 года, пытается играть на моем электропианино 2-мя руками. Это, думаю, полезно.
Боже, сколько же здесь озлобленных мамочек. Да нет ничего плохого в гаджетах, сейчас 21 век, а не каменный. Если это под контролем, отлично. Нам 1,5 года, планшет отлично помогает в долгой дороге на машине и в самолёте. Смотрим советские мультики, смотрим про животных (нет сейчас такой возможности возить ребенка в деревню, где он этих животных видит). Ребёнок обучается, сегодня уже насекомых показала (сама сказала "жук" и "муха"). Просто даже с планшетом и телевизором нужно быть с ребёнком рядом. Пояснять, что видит. Так что, мамочки, не нужно влезать со своими 5 копейками. Каждый воспитывает ребёнка так, как считает нужным. Ещё 30-40 лет назад все воспитывали детей, как скажет "баба Маня". Никто ничего не знал, все делали по наитию. И были также убийцы и сумасшедшие.