К 6 годам у малышей накоплен достаточный опыт практических действий. Теперь дети умеют прилагать волевые усилия для регуляции своего поведения. Они строго следуют словесным инструкциям взрослых, уверенно идут к намеченной цели, игнорируя возникающие желания. Родители должны помочь ребёнку хорошо подготовиться к школьному обучению.



Особенности развития детей 6 лет
Этот период жизни человека характеризуется более глубоким освоением социального пространства. К началу обучения в школе дети уже могут выстраивать продуктивные отношения со взрослыми и сверстниками.
К 6 годам ребёнок обретает навык самоконтроля. Он способен ответственно относиться к своим поступкам. Кроха ощущает сопричастность общему делу. И уже понимает, что такое чувство долга. Дошколёнок следит за тем, чтобы его сверстники соблюдали правила поведения.


Психическое развитие дошкольника напрямую зависит от преобладающего типа общения и ведущей деятельности. В это время логическое мышление ещё только начинает формироваться, поэтому при обучении отводится много времени игровому процессу. Игра снижает психические и физические перегрузки ребёнка. Будущему ученику для закрепления знаний важна внешняя мотивация. Он очень нуждается в одобрении и похвале.
Обучение дошколят немыслимо без использования занимательных игр. Шестилетки способны легко вживаться в любую роль. Так, играющий ребёнок не покидает воображаемый магазин без оплаты «приобретённого товара». А играя в доктора, он относится к своему пациенту не только с огромным терпением, но и со всей строгостью. Врач требует от больного неукоснительного выполнения медицинских предписаний.


В ролевых играх дети копируют поведение взрослых. К 6-летнему возрасту заметно увеличивается разнообразие сюжетов. Теперь малыши предпочитают строить мосты, запускать ракеты, готовить пароходы к отплытию.
А все прежние игры обретают новый смысл. Так, при воссоздании детского сада больше внимания отныне уделяется внешним социальным отношениям. Дети спорят между собой, доказывая друг другу, что может случиться и чего совсем не бывает. Первостепенную роль отводят соблюдению правил. Продолжительность игрового процесса существенно возрастает.


Рассмотрим более подробно виды развития 6-летнего ребёнка.
Развитие речи
Постепенно малыш осваивает языковые нормы. Он уже не путается в употреблении предлогов. По-прежнему огромное значение для дошкольников имеют словесные игры. Пасмурными летними деньками и длинными зимними вечерами в кругу семьи можно развлекаться поиском подходящих слов.
Например, игра «Я знаю…» предполагает проговаривание от 5 до 10 различных предметов. Это могут быть птицы, звери, деревья, фрукты, овощи, цвета, имена, месяцы и другие объекты. Поймав мячик, игрок произносит: «Я знаю пять названий овощей: огурец – раз, помидор – два, перец – три, редис – четыре, капуста – пять». После этого мяч отбивается от земли другому человеку. Повторение одних и тех же слов не допускается. Если человек замешкался, то тоже проиграл.


Речевое развитие отражается на мыслительном процессе. Ребёнок должен уметь построить складный текст. Придумывание рассказов по картинкам не только формирует связную речь, но и помогает активно использовать самые разнообразные грамматические конструкции.
Пусть малыш пытается сам рассказывать сказки. Ведь в реальной жизни он может упустить какой-то важный момент, а сказки вводят человека в круг отношений между субъектами. Там часто указывается правильный путь выхода из сложной ситуации. Одновременно развивается связная речь. При пересказе ребёнок мысленно перебирает разные слова, подыскивая подходящий эпитет.


Можно предложить составление диалога разных зверушек. Дети увлечённо включаются в ситуацию. Погружаясь в соответствующую обстановку, каждый ребёнок подражает повадкам конкретного животного. Речь игроков может сопровождаться мяуканьем, лаем, рычанием, блеянием, жужжанием и другими звуками.
У дошколят уже неплохо получается образовывать прилагательные из существительных. В одном из заданий предлагается определить по картинке, из какой ягоды приготовлено варенье. Комментарий ребёнка должен включить название цветового оттенка варенья и прилагательное, произведённое от наименования ягоды. Например: «Из абрикосов сварили абрикосовое варенье оранжевого цвета».

Существуют игры, нацеленные на обучение согласованию различных частей речи. Примером может послужить просьба составить словосочетание из числительного и существительного. Ребёнок на предложенной картинке обязан распознать, какая цифра располагается рядом с нарисованной ягодкой и произнести вслух, например: «пять клубник».

Пособия, содержащие множество занимательных заданий и увлекательных игр для дошкольников, можно найти в интернете.
Богатейшим материалом для разработки артикуляционного аппарата дошкольника, исправления дефектов речи и преодоления косноязычия служат детские скороговорки. С помощью незамысловатых фраз ребёнок учится правильно произносить звуки, различать их на слух. Он овладевает любым темпом и ритмом речи, совершенствуя свою дикцию и ритмичное дыхание.



Попутно стимулируется работа мозга, происходит тренировка памяти и внимания, развивается воображение. Дошкольник размышляет над значением непонятных слов, выдвигает различные гипотезы, учится высказывать своё мнение. У ребёнка пробуждаются творческие способности, заметно повышается настроение. Важно превратить увлекательное развлечение в полезное мероприятие.
Нужно выбирать скороговорки, доступные детскому восприятию. Хорошо бы для наглядности найти подходящую картинку. Пусть дошкольник выполнит предложенные ниже задания, используя такую скороговорку – Три сороки-тараторки тараторили на горке: «Проворонила ворона воронёнка». Складная фраза оснащена своеобразными нагромождениями.


Прежде всего ребёнок должен хорошо понять смысл этого предложения. Такой подход к заучиванию скороговорки облегчает запоминание. Для выполнения упражнений желательно использовать зеркало.
Сначала труднопроизносимую фразу несколько раз повторяют медленно, отчётливо проговаривая каждый звук. На следующем этапе произнесение скороговорки сопровождается хлопками в ладошки. Малышу важно уловить ритмическую структуру текста. Когда все звуки выговариваются чётко, можно убыстрить темп.
Хорошо отработанную скороговорку можно включать в любые задания. Фразу произносят громко, тихо, шёпотом, с ускорением и замедлением речи. Затем меняют высоту голоса: прибегают к низкому, среднему и высокому тону. Можно проговаривать текст с перебрасыванием мячика из одной руки в другую.


Следующее упражнение предполагает произнесение предложения с различными подтекстами. На начальном этапе нужно вложить какие-нибудь чувства в слова тараторящих сорок: удивление, осуждение, обиду, гнев, волнение, сожаление, равнодушие, насмешку, радость. Затем задание усложняется. На этот раз нужно выразить голосом своё отношение к первой части скороговорки.
Например, надо пожаловаться на то, что сороки тараторят. Потом стоит рассердиться или расстроиться. Дальше произносят всю скороговорку с одинаковой интонацией. А завершается работа произнесением двух частей с разными чувствами: первый фрагмент проговаривается с удивлением, а прямая речь – с восторгом.
Таким же способом можно отрабатывать любые скороговорки, подходящие для детей 6-летнего возраста.



Психомоторное развитие
Дошкольник двигается легко и изящно. Он умеет хорошо обращаться с мячом, прыгать с разбега в длину и высоту, твёрдо стоять на одной ножке, без труда перемещаться по перекладине, преодолевать препятствия. Ребёнок самостоятельно поддерживает чистоту и порядок в своей комнате.
К этому времени при конструировании пальцы ловко двигаются. Малыш рисует красками и карандашами, лепит из пластилина и глины, свободно вырезает ножницами несложные фигурки, вдевает нить в иголку. Он безотрывно проводит прямые и волнистые линии, рисует по клеткам и точкам.


Сенсорное развитие
К 6 годам малыш умеет описывать свойства предметов, прибегая к сенсорным эталонам. Ребёнок способен отличить овал от круга, ромб от квадрата и прямоугольника, назвав их. Он исследует геометрические фигуры визуально и осязательно, но более активно у дошкольников всё же работает зрительное восприятие. Дети этого возраста хорошо различают много оттенков: сиреневый, фиолетовый, розовый, алый, голубой и другие.


Развитие внимания
На протяжении дошкольного периода деятельность детей сильно усложняется, поэтому усиливается внимание. Малыш умеет концентрироваться, сознательно направлять внимание на нужный объект. Включаясь в новые виды деятельности, дошкольник совершенствует произвольное внимание.


Развитие памяти
Дети лучше всего запоминают то, что им интересно. И хотя по-прежнему непроизвольная память работает лучше, дошкольник пытается осознанно зафиксировать в своей голове какие-то новые сведения. Целенаправленное повторение заученной информации помогает знаниям проникать в долговременное хранилище памяти.
Заучивание наизусть поэтических строк отлично развивает детскую память, ведь зарифмованные фразы запоминаются намного легче, чем прозаические произведения. Дошколята способны анализировать поступки персонажей, представлять себя на их месте, изображать героев на листке бумаги. Чёткое представление образов и событий гарантирует полноценное восприятие текста в стихотворной форме и его быстрое запоминание. Дети этого возраста без труда осваивают сложные стихи.


Варианты игр по развитию внимания и памяти для детей 6-7 лет.
- Дошкольник рассматривает разложенные на столе картинки в течение некоторого времени. Потом ему предлагают отвернуться. А в это время быстро меняют местами два листка. Развернувшегося к картинкам малыша просят найти изменения. Потом кроха опять 10 секунд не смотрит на стол. За эти мгновения надо спрятать один лист.
Теперь ребёнок должен вспомнить исчезнувшую картинку.

- Следующее задание предполагает воспроизведение конкретного изображения по памяти. Малыш в течение нескольких секунд рассматривает на листке бумаги квадрат, внутри которого нарисованы зигзаги и точки. Потом картинку прячут, а на столе размещают листочек с пустым квадратом. Ребёнку надо правильно расположить все извилистые линии и расставить точки.

- Подыскивайте подходящие картинки с 10 отличиями. Ребёнок должен сфокусировать внимание на мелких деталях. Постепенно усложняйте задание. Отведите всего лишь 5 минут на поиск всех недостающих элементов.



- Пазлы представляют собой разрозненные кусочки, которые необходимо сложить в единое панно. Собираемая картинка должна соответствовать возрасту ребёнка. Увлекательный процесс хорош не только для развития мелкой моторики, но и для тренировки внимания и памяти. Кроме того, формируется усидчивость.


- Загадки отлично тренируют внимание. Ребёнку приходится извлекать из памяти похожие признаки, полученные в результате наблюдений за окружающим миром.


Развитие мышления
Пока ещё преобладает наглядно-образная форма мышления. К 6-летнему возрасту малыш способен производить мыслительные операции на основе различных образов. В процессе игры, конструирования, рисования ребёнок уже не просто повторяет заученные действия, а на основе опыта меняет какие-то правила, получая новые результаты. Он уже умеет планировать.
Логическое мышление находится в стадии формирования, поэтому детям сложно структурировать информацию. Специалисты рекомендуют разбивать учебную информацию на блоки. Межполушарное развитие происходит при выполнении разных упражнений.
Оба полушария задействованы при игре «Что ты видишь». Ребёнок быстро называет предметы, которые попадают ему на глаза в данный момент.
Правая часть мозга воспринимает сами образы, а левая – подыскивает им подходящие названия.

Развитие интеллекта
Умственное развитие к этому времени обретает устойчивость. Дошкольник умеет совершать простые математические действия, обобщать понятия, делать выводы, создавать связные тексты. Крохе можно задавать только конкретные и чёткие вопросы. Девочки лучше мальчиков запоминают слова, но хуже числа. Им труднее даются решение кроссвордов и поиск ассоциаций.


Малыши, получая новые сведения, успешно пользуются полученными знаниями. Важно поощрять детское любопытство. Ребёнок к 6 годам имеет представление о себе, других людях, культурных ценностях, сложившихся традициях, об окружающем мире и о взаимосвязи различных объектов. Познавательное развитие положительно сказывается на формировании интеллекта.
Самый подходящий подарок для развития детского мозга – это головоломки и конструкторы. Любая интеллектуальная игра, организованная в кругу семьи, захватывает всех домочадцев, превращаясь в занимательное и очень полезное времяпрепровождение. Обязательно выделяйте время на разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.



Очень полезны графические диктанты, которые позволяют в игровой форме нарисовать контур-картину. Такие задания нравятся многим детям. Они помогут подготовиться к школе и поспособствуют более легкой адаптации в школе.
Основные принципы психодиагностики дошкольника
Перед поступлением в 1 класс проводится диагностическое обследование ребёнка. Оно начинается с интервью, структура которого построена таким образом, чтобы ослабить напряжение маленького респондента и привлечь его к сотрудничеству. В этом случае дошкольник может высказывать свои мысли свободно.
В процессе проведения диагностики к малышу обращаются исключительно по имени. Психолог задаёт прямые, косвенные или прожективные вопросы:
- первый вид напрямую затрагивает исследуемый субъект: «Ты любишь шоколад?»;
- во втором случае информация добывается окольным путём: «Как ты поступишь, если увидишь на столе шоколад?»;
- третья группа подразумевает умение идентифицировать себя с другой личностью или группой людей: «Дети любят шоколад?».

И только после первичного знакомства начинается основное психофизиологическое обследование. Специалист исследует память и мышление ребёнка. Проводится диагностика эмоционально-аффективной сферы. Психолог изучает межличностные отношения малыша с родителями.
Завершающий этап исследования посвящается определению психологической готовности ребёнка к школьному обучению.

