Развитие творческих способностей у подростков

Содержание

В каждом ребёнке заложен огромный творческий потенциал. Влияние социальной среды, индивидуальные и природные задатки определяют формирование уникальной личности. Творческое мышление предполагает оригинальное и образное восприятие мира. Ребёнок стремится в обыденных вещах увидеть неординарные ситуации. Такие действия развивают гибкость, восприимчивость и пластичность ума.

Особенности развития творческих способностей

Подростковый возраст является самым благоприятным временем для раскрытия творческого потенциала. Раньше всего у детей проявляются музыкальные и литературные способности, а вот художественный дар обнаруживается обычно к 13-14 годам. Постепенно образное мышление ребёнка сближается со взрослым типом, ведь бурное физическое развитие приводит и к социальной зрелости. Мыслительная деятельность взрослеющего человека становится более насыщенной. Свою индивидуальность подросток выражает через творчество. По мере взросления он начинает понимать значимость собственных творений.

Ребёнок учится создавать собственные творческие продукты. Он уже может отыскивать свойства предмета в иной среде, замещать качества одного объекта с целью создания новой продукции. Подросток, включая воображение, легко представляет изменение устройства реального мира при появлении новых условий. Например, что станет с людьми при переселении их на Марс или при превращении объёмных фигур в плоские предметы. В процессе творчества обязательно происходит процесс познания. Активизация творческих способностей осуществляется через практическую деятельность.

Подросток чаще всего испытывает радость творческого труда. Он отказывается от стереотипов, стремится к независимости и самосовершенствованию. У ребёнка включаются такие его способности, как ассоциативность, воображение, мечтательность и фантазия.

Процесс воображения усиливает концентрацию внимания и повышает интеллект. Такое обстоятельство позволяет подростку успешно справляться с различными жизненными конфликтами. Творческая юная личность нередко демонстрирует не только радость, но и агрессию. По этой причине родителям надо проявлять терпение и спокойствие.

Не нужно заострять внимание на негативном поведении подростка. Выплеск эмоций через игры помогает устранить агрессию.

Рекомендации специалиста

Родители должны постоянно создавать дома ситуации, которые позволяют ребёнку раскрывать его талант. Подростку надо искать новый подход к изготовлению продукта его деятельности. Важно предлагать ребёнку изображать что-то на листке палочкой, пальцем, пером или другим оригинальным технологическим методом. Можно рисовать на сырой или мятой бумаге. Подобные задания развивают творческое воображение. Попытки изображать разные геометрические фигуры двумя руками одновременно хорошо тренируют мозг.

Подросток должен посещать какой-нибудь из кружков: конструкторский, проектный, технологический или кружок декоративного творчества и народных ремёсел. Проектная деятельность расширяет детский кругозор, формирует потребность в добывании нужной информации. Занятия способствуют совершенствованию богатого внутреннего мира. При рассуждении развивается образное мышление. В семейном кругу надо почаще вспоминать вековые обычаи и традиции. Рассматривайте дружно различные национальные костюмы. Пусть подросток поразмышляет, как на их создание повлияли основные занятия нации, уклад жизни, географическое положение и климат.

Помогите ребёнку найти увлечение по интересам. Пусть он попробует себя в области кулинарии, рукоделия или выращивания растений. Посещайте вместе различные мастер-классы, выставки и лекции.

Не критикуйте творческие работы подростка, иначе его можно лишить вдохновения и желания трудиться. Творчество должно воодушевлять и окрылять, а не угнетать и раздражать.

Задания на раскрытие творческого потенциала

Творческое развитие подростков позволяет им генерировать и воплощать свои самые оригинальные идеи, анализировать различные ситуации и искать пути решения проблем. Ребёнок умеет усовершенствовать разные объекты путём добавления каких-то дополнительных компонентов.

Предлагаем следующие задания.

  • В качестве разминки можно периодически давать детям листки с нарисованными пустыми кругами. Пусть они превратят их в завершённые рисунки. Кружки могут преобразиться в снеговика, мяч, арбуз и другие интересные предметы. Затем нужно придумать сказку из случайных пар слов: «зубочистка и календарь», «дерево и сундук», «иней и шалфей», «часы и стол», «лиса и рюкзак», «скрипка и утюг», «листья и ведро». Сначала идёт поиск общих признаков этих предметов, мало чем связанных между собой. Интересную историю постепенно усложняют, добавляя в неё новые слова.
  • Предложите ребёнку изобразить какой-то свой день в виде карты. На схеме должны быть обозначены важные события и дела, все места пребывания. Желательно использовать условные обозначения и иконки. Композиция затрагивает и ощущение времени. День мог протянуться лениво, промелькнуть бурно либо промчаться хаотично. Это надо тоже отразить. Пусть подросток сконструирует модель одежды по мотивам архитектуры. Пропорции здания, особенности конструкции, эксклюзивные элементы которых обязательно присутствуют в эскизе пальто, костюма или платья.
  • Упражнение «Хамелеон» подталкивает к составлению разных аргументов на какое-то утверждение. Допустим, предположение о существовании инопланетных существ заставляет подростка задуматься, а бывают ли другие планеты, пригодные для жизни. Кроме того, кто-нибудь из людей видел ли живых инопланетян хоть раз.
  • Задание «Сумасшедший архитектор» пробуждает творческие идеи. Подростку предлагают изобразить здание, которое обязательно включает 10 предложенных предметов. Это обязательное условие заказчика. Например, «малина», «велосипед», «джемпер», «компьютер», «копейки», «молоко», «тигр», «коляска», «руль», «кошка». Ребёнок должен дать полную волю своим фантазиям при осуществлении проекта. Ежедневное выполнение подобных задач отлично тренирует творческое мышление.
  • Упражнение «Нереальный зверь» заставляет пофантазировать на различные темы: «Что было бы с кошкой, обладательницей длинной шеи жирафа?», «Как сложилась бы жизнь пингвина с копытами?», «Зубы мешали бы канарейке петь и щебетать?». Пусть ребёнок порассуждает над 10 необычными животными.
  • Задание «Вырезанный фрагмент» предполагает помещение ключевого персонажа какой-то очень известной картины в другую репродукцию. Фигуру главного героя вырезают ножницами и располагают в непривычной обстановке. Например, мальчика с собакой картины Ф. Решетникова «Опять двойка» приклеивают к распечатанному листу с изображением девятого вала И. К. Айвазовского. Потом подросток уже самостоятельно придумывает сюжеты. Допустим, он усаживает Мону Лизу в кресло парикмахера.
  • Предложите ребёнку назвать 7 обстоятельств, послуживших причиной для смущения актёра на сцене.
  • Можно придумать обращение к гостю, неожиданно заявившемуся в 3 часа ночи.
  • Пусть подросток напишет письмо самому себе, когда ему было 10 лет.
  • И ещё можно посоветовать очень необычное задание: составьте инструкцию по обучению чечётке обычных рыжих тараканов.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.