К 5-летнему возрасту малыш приобретает много полезных навыков и умений. Этот период его жизни необходимо посвятить подготовке к будущему школьному обучению. Правильная организация работы повышения уровня мышления, воображения, интеллекта формирующейся личности обеспечивает хорошую усвояемость учебного материала. Немало времени следует уделять и физическому развитию ребёнка.


Возрастные особенности
Любознательная детвора интенсивно познаёт мир. Малыш уже прекрасно знает основные сведения о себе и своих домочадцах, немного разбирается в правилах безопасности. Он может считать в порядковом и обратном направлении до 10, имеет начальные представления о письме и чтении.
К 5 годам у крохи появляется усидчивость и устойчивость внимания. Малышу уже несложно сконцентрироваться на 15-20 минут.
Но есть некоторые особенности становления представителей разного пола. Так, у мальчиков наблюдается повышенная двигательная активность. Они много бегают, прыгают, дерутся.

Девочки отличаются прилежностью и аккуратностью. Они более усидчивы. По этой причине малышки способны решать сразу несколько задач параллельно, а мальчики достигают неплохого результата при концентрации внимания лишь на одном задании.


У девочек процесс развития происходит значительно быстрее. Они заметно опережают мальчиков в физическом развитии и в освоении некоторых сфер познания. Словарный состав девчонок существенно превышает лексикон мальчишек. Дисбаланс продолжается до пубертатного периода, затем полностью исчезает.
В возрасте 5 лет лучше всего проявляется наглядно-образная память, поэтому при выборе заданий такую особенность нужно учитывать. Ведущей деятельностью является игра, поэтому рекомендуют развивать моторику, воображение, интеллект, мышление и речь в игровой форме. Вовлечение детей в этот увлекательный процесс помогает увеличить объём памяти. Важно к игре приобщать всех членов семьи.
Любые занятия должны предусматривать небольшой перерыв для отдыха, потому что чрезмерная нагрузка отрицательно сказывается на результате. Принято начинать тренировку с более лёгких упражнений, а после полного усвоения всех инструкций постепенно переходить к выполнению сложных заданий.

А теперь остановимся более подробно на видах развития ребёнка.
Физическое развитие
Общефизическая подготовка нацелена на повышение выносливости человека, формирование ловкости и координации. В движениях пятилеток есть уверенность и сноровка, а детская неуклюжесть к этому времени проходит совсем. Малыш прекрасно выполняет следующие действия:
- держит равновесие;
- стоит на одной ноге;
- неплохо ориентируется в пространстве;
- высоко подпрыгивает на двух ногах;
- легко прыгает в высоту и длину;
- пробегает расстояние от 40 до 50 м без остановки;
- хорошо взбирается по гимнастической стенке и верёвочной лестнице;
- уверенно ходит по узкому брусу;
- ловит мячик в воздухе и забрасывает его в корзину;
- катается на двухколёсном велосипеде и самокате.



Подвижность и активность ребёнка надо поощрять. Для нормального физического развития крохе необходимо много двигаться. Используйте прогулки для подвижных игр. Пусть малыш бегает по детской площадке, преодолевает различные препятствия, съезжает с извилистых горок, лазает по специальным сооружениям.
На улице важно формировать пространственные отношения. Пусть по вашей команде кроха дойдёт до угла дома, повернёт налево, перейдёт на другую сторону, поднимется по ступенькам вверх, а затем спустится вниз.
Дома желательно установить несложные приспособления для ежедневного выполнения физических упражнений. Это могут быть кольца, перекладина, шведская стенка. Хорошо бы во время занятий включать подходящие музыкальные произведения. Стоит записать малыша в спортивную секцию.


Развитие моторики
В быту 5-летние дети проявляют самостоятельность. Они уже без посторонней помощи умываются, чистят зубы, одеваются, застёгивают и расстёгивают пуговицы и застёжки-молнии, обуваются, уверенно пользуются столовыми приборами.
К 5 годам ребёнок умеет лепить из пластилина, вырезать ножницами, ровно складывать лист бумаги пополам, рисовать вполне узнаваемую картинку, собирать сложные конструкторы, складывать пазлы, строить башни из блоков и кубиков, нанизывать бусинки на нить, завязывать и распутывать узелки и шнурки. Ребёнок уже может раскрашивать рисунок, не вылезая за контурную черту.
Не нужно останавливаться на достигнутых успехах. Пусть дети заплетают косички, завязывают бантики. Хорошо укрепляет пальцы и шнурование верёвочки снизу вверх и наоборот.


Но одним из самых эффективных упражнений является сортировка мелких предметов. Перемешайте в какой-нибудь ёмкости бусинки, пуговки и камешки. Попросите сына или дочь сначала сформировать 3 горки по группам, а затем каждую из них рассортировать по размеру и цвету.
Специалисты рекомендуют рисовать на крупе. Её равномерно рассыпают на большое плоское блюдо. Малыш водит по зёрнышкам пальцем, изображая волны или буквы. Затем надо усложнить задание. Предложите нарисовать таким способом снежинку или домик.

Можно поиграть в «Чудесный мешочек». Ребёнок на ощупь определяет объёмные геометрические предметы, перечисляя все признаки. Подглядывать запрещается. Нужно подсчитать, сколько сторон и углов у оказавшейся в руках фигуре. Потом задание усложняется. Малыш должен нащупать в мешке и извлечь оттуда по просьбе родителя какой-то конкретный предмет.

Развитие мышления
В этом возрасте наблюдается мыслительная активность. У малышей формируются такие виды мышления, как словесно-логическое, абстрактное и ассоциативное. Именно они составляют основу обучающего процесса.
Дети пытаются устанавливать взаимосвязи между явлениями, сравнивать действия и вещи, правильно распределять предметы по определённым группам, складно излагать мысли при описании событий, находить и объяснять причинно-следственные связи.
Родители должны помочь крохе овладеть навыками абстракции. Дома надо чаще играть с малышами. Ребёнок уже способен вычленить лишний предмет из группы подобных, доходчиво объяснив свой выбор. Он легко соотносит объекты с геометрическими фигурами.


Пусть малыш составляет ассоциативные цепочки. К любому предложенному слову (например, «светофор») он выстраивает целый ряд ассоциаций: светофор – помидор – горох – стручок – фасоль – огород – земля – солнце – лучи – освещение – фонарь – прожектор – электричество.
Специалисты рекомендуют использовать мяч для поиска подходящих синонимов или антонимов. Родитель кидает его ребёнку со словом «упасть», малыш подбирает синоним. И с ответом «шлёпнуться» возвращает предмет матери или отцу. В момент кидания мячика друг другу можно вспоминать любые близкие по значению слова: красиво – сказочно, сиреневый – лиловый, косынка – платок.
В игровой форме ребёнку предлагают завершить предложение. Родитель бросает ему мяч со словами: «кенгуру прыгает». Маленький участник игры отправляет мячик назад с фразой: «змея ползает».

Развитие интеллекта
Активная мыслительная деятельность постепенно развивает понятийное восприятие мира. Существует множество специальных мультфильмов, способствующих повышению интеллектуального уровня ребёнка. Они строятся на огромном количестве головоломок и задач. Ребёнку приходится хорошо пошевелить мозгами для их решения.
Все члены семьи могут принимать участие в играх, развивающих интеллект. Один игрок называет какое-то слово. Остальные по очереди перечисляют предметы, связанные с этим понятием. Например, «шкаф – платья, блузки, брюки, постельное бельё, книги, посуда» или «море – пароход, лодки, яхта, рыбки, водоросли, медузы, киты».
Ещё можно вспомнить и другие примеры заданий.
- Покажите малышу 3 рисунка с разными аквариумами. Затем опишите рыбок, изображённых в одном из них. Пусть кроха определит, о каком аквариуме шла речь.

- Прочертите в воздухе любую фигуру несколько раз. Попросите ребёнка изобразить её на бумаге.

- Задания обязательно должны включать поиск 5 отличий на двух картинках.


- Игра в лабиринт подразумевает выискивание правильного пути в запутанных ходах с большим количеством тупиков. Их преодоление приводит к конечному пункту. В процессе игры развивается усидчивость, внимание и память.


Развитие воображения
Ребёнок, опираясь на полученный опыт, способен вызвать в своём воображении любые действия и их последствия. Он легко вживается в предложенную роль и игровую ситуацию. Творческие виды деятельности и сюжетно-ролевые игры способствуют развитию воображения.
Театральные постановки, лепка, рисование, домысливание сюжетов, придумывание историй, танцы развивают детскую фантазию. Ребёнок способен дорисовать недостающий предмет на картине.

Предложите создать изображение животного, не существующего в природе. Например, пусть малыш нарисует кошку с шеей жирафа, лисьим хвостом, утиными лапками и телом, покрытым рыбьей чешуей.
Тень, созданная вырезанными картонными фигурками или движениями рук, моментально включает детское воображение. Пусть кроха попробует обыграть представленный образ. Игра в своеобразном театре теней учит понимать и применять различные символы.
Сборка конструктора играет существенную роль в формировании воображения. Построение наглядных пространственных моделей, отражающих взаимосвязь конкретных предметов, усиливает образное мышление.
Загадки тоже формируют умение мысленно конструировать образ, подходящий к какому-то описанию.


Развитие речи
Словарный запас к 5 годам достигает 2-3 тысяч лексических единиц. Большинство звуков уже легко произносятся. Трудности могут возникать с воспроизведением некоторых шипящих и «р». Серьёзные речевые дефекты устраняют логопеды. Родители должны ежедневно делать с ребёнком специальную зарядку для языка и губ, чтобы поддерживать их в тонусе.
Скороговорки не только знакомят малышей с богатством русского языка, но и способствуют улучшению качества речи. Несуразные предложения с заковыристыми словами помогают сформировать артикуляционный аппарат и чёткую речь.
Разученную сложную фразу ребёнок должен повторить 3 раза подряд и не сбиться. Затем нужно поменять местами первые и последние слова: «роса на траве, трава на дворе» – «трава на дворе, роса на траве». Коллективная игра строится на передаче труднопроизносимого выражения по цепочке.


Хорошо развитая речь всегда отражается на мыслительной деятельности, поэтому стоит постоянно вовлекать детвору в придумывание интересных сюжетов, сочинение сказок, пересказ мультфильмов. Ведь эффективность дальнейшего обучения напрямую зависит от умения доносить смысл полученной информации.
Рассмотрим некоторые примеры заданий для развития речевой деятельности.
- При просмотре знакомого мультфильма с выключенным звуком малыш должен пытаться воспроизвести все диалоги самостоятельно.

- Методика «эксперимент сказочника» способствует не только развитию детской фантазии, но и обучению построения связных текстов. Первые пришедшие на ум словоформы приходится группировать с помощью предлогов. Например, слова «мышка» и «нора» могут объединиться в такие словосочетания: «мышка в норе», «мышка из норы», «мышка рядом с норой», «мышка к норе». Дальше ребёнок придумывает историю, создавая различные образы: мышка в норе живёт вместе со своими мышатами, вышла мышка из норы подышать свежим воздухом, увидела мышка рядом с норой огромного кота, мышка поспешила спрятаться в норе.
- Участникам игры предлагается раскрыть доступным языком инопланетянину суть какого-нибудь земного явления, выразительно описать предмет. Необходимо начинать с объяснения смысла простых слов, например, «муха», «каша», «кухня».
Затем раскрывается содержание более сложных понятий: «радость», «восхищение», «красота».

Эмоциональное развитие
К этому возрасту дети уже могут контролировать свои эмоции, но ещё плохо управляют переживаниями. Они активно осваивают социальные формы проявления чувств, которые постепенно становятся более разумными. Малыш уже предвидит результат исхода своих действий и прекрасно понимает, как его оценят окружающие. Постепенно идёт формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств личности.
Неправильное общение в семье приводит к негативным последствиям. Так, сильная привязанность к одному из родителей ослабляет желание общаться со сверстниками. При появлении другого ребёнка в семье обделённый вниманием малыш начинает проявлять ревность. Родительский страх, возникающий даже при минимальной угрозе состоянию крохи, является причиной формирования тревожности.
Эмоциональная сфера малыша отлично развивается при выполнении совместных трудовых заданий. Например, групповая уборка территории двора или помещения формирует эмоциональное единство коллектива.


Нервно-психическое развитие
Ребёнок социализируется и обретает опыт, который ему понадобится в школе. Он активно выстраивает отношения со сверстниками и взрослыми, учится управлять своим поведением. Уже умеет высказывать своё мнение. Малыш прекрасно знает свои обязанности.
В этот период возрастает тяга к приобретению новых знаний и мотивация к обучению. Маленький человечек представляет, какие черты характера ему хочется иметь, кому из киногероев или знакомых он желает подражать.
Проверка общего нервно-психического состояния позволяет специалистам выявить отклонения в развитии. Психоневролог определяет задержку или нарушение.
Учитывается 4 показателя: сформированность мышления и речи, моторики, внимания и памяти, способности к общению.

Тест на развитие проводят с целью выявления концентрации внимания и практического мышления. Проверяется опыт восприятия основных цветов. Ребёнок 5-летнего возраста должен хорошо справляться с определением классификации предметов, с составлением рассказа по картинке. Большое значение придаётся финалу придуманной истории.
- Печальная концовка свидетельствует об имеющихся негативных моментах в формировании личности человека либо о неблагополучной обстановке в семье.
- Если вымышленный герой находит выход из трудной ситуации самостоятельно или с помощью других персонажей, то можно говорить о благоприятных условиях, созданных для становления личности.
