Развитие ребенка 7 лет

Содержание

К 7 годам у ребёнка закладываются психологические качества, свойственные ученику. Малыш проявляет готовность к освоению новой для себя деятельности – обучению в школе, но он испытывает внутренний страх перед неизвестностью. Семилетние дети очень нуждаются в поддержке родителей.

Возрастные особенности

Этот период в жизни каждого человека насыщен испытаниями. Ведущей деятельностью отныне становится обучение. Первоклассник обязан посещать школу, соблюдать там дисциплину, проявлять внимательность на уроке, выполнять требования учителя, производить умственные операции. Организация времени дома строится уже иначе. Новые обязанности сильно отражаются на детской психике.

Возрастной кризис 7 лет неразрывно связан с приспособлением к новым жизненным условиям. Ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми на новом уровне. Он уже должен соответствовать определённым социальным нормам.

Малыш хочет завоевать авторитет взрослых, но увеличение физической и эмоциональной нагрузки приводит кроху к непослушанию. Характер резко меняется. Реакция на критику сильно обостряется. Ребёнок может игнорировать поручения родителей, кривляться, проявлять упрямство и агрессию.

Девочки демонстрируют более уступчивый стиль поведения. Они выбирают игры в куклы, школу, магазин. В противовес их мягкости и лояльности более вспыльчивые мальчики могут показывать грубость и раздражительность. Родителям надо проявлять чуткость по отношению к своим детям. Важно устраивать совместные просмотры кинофильмов, героями которых являются добродетельные мужчины и женщины, уважающие окружающих.

Психологическое развитие

Развитие личности ребёнка в 7 лет включает 2 основных момента: устройство окружающего мира и своё место в нём. Психология первоклассника на данном этапе претерпевает существенные изменения. Усиливается критическое отношение ко всему происходящему. Малыш уже чётко разграничивает вымышленный мир и реальность. И наконец, начинает понимать, какое место сам занимает в социальном пространстве человеческих отношений.

Ребёнок отныне соприкасается с разными личностями. Неожиданно для себя кроха обнаруживает, что не является центром Вселенной.

Маленький человечек испытывает глубокое разочарование оттого, что родители принадлежат не только ему. Он ревнует, капризничает, проявляет агрессию, но в итоге вынужден смириться и принять новую форму общения.

Первоклассник осознаёт, что посторонние люди воспринимают его человеком, взявшим на себя определённые обязательства. Приходится подчиняться обстоятельствам. Побуждение «я хочу» постепенно трансформируется в мотив «я должен».

Оценка нервно-психического развития включает в себя несколько параметров:

  • двигательную активность, основанную на рефлексах;
  • умение устойчиво держать тело в пространстве;
  • способность предъявления сенсорного сигнала по определённым эталонам;
  • оценивание речи при коммуникации, в том числе произнесение и восприятие звуков.

Специалисты придают большое значение эмоциональному состоянию ребёнка, психофизиологическому статусу, а также успешности при общении со сверстниками и социально-психологической адаптации.

Оценка психоневрологического развития ребёнка позволяет выявить различные нарушения, затормаживание отдельных функций и навыков в двигательной и интеллектуальной сферах, а также задержку речевого развития. Физическое состояние первоклассника оценивается в совокупности. Психологи ориентируются на конкретные критерии.

Физическое развитие

Ребёнок к 7 годам заметно прибавляет в весе и росте. Девочки обычно бывают выше и крупнее мальчиков. В среднем дети к этому возрасту могут дорасти примерно до 111—131 см. Масса тела чаще всего составляет от 18 до 32 кг. Если показатель отстаёт от нормы, то лучше обратиться к врачу для устранения проблемы.

Первоклассник должен уметь висеть на перекладине, отрывая поочерёдно руки на несколько минут. На турнике он способен приподнять тело хотя бы до середины длины руки. В это время положение плеча и предплечья составляет 90°.

Малыш легко взбирается вверх по лестнице, канату, радуге, верёвочному трапу и спускается вниз. Он приседает, не отрывая пяток от пола, наклоняется вперёд, дотрагиваясь кончиками пальцев до пола, ползает на четвереньках и по-пластунски под натянутой верёвкой. Семилетний ребёнок играет в бадминтон, настольный теннис и различные игры с мячом. Он с удовольствием катается на роликах, коньках и велосипеде.

Детей нужно приобщать к спортивным мероприятиям, записывать в соответствующие кружки и секции.

Если ребёнок не проявляет никакого интереса к физическим упражнениям, родители должны вместе с ним отправляться на прогулки и пробежки.

Развитие моторики

Моторное развитие накладывает отпечаток на формирование нервной системы. Функционирование головного мозга неразрывно связано с двигательным процессом. Крупная моторика отвечает за координацию движений, тренировку мышц, в том числе за ходьбу, бег, ползание и выполнение физических упражнений. Под мелкой моторикой подразумевается умение работать пальцами и кистями рук.

В это время формируется техника письма, поэтому очень важным моментом является овладение графическими навыками. Без них возникнут затруднения при выполнении школьных заданий.

К 7 годам малыш должен обводить фигурки по пунктирным линиям, создавать принт по трафарету, копировать графические изображения на чистом листке и на бумаге в клетку, штриховать в любых направлениях, дорисовывать картинку, раскрашивать мелкие детали по тонкому контуру и при этом не выходить за его пределы.

От степени овладения движениями зависит успех обучения в школе. Детей надо привлекать к приготовлению пищи. Они вполне могут нарезать варёные овощи. Мальчик должен научиться закручивать шурупы и винты отвёрткой. Пусть он сортирует все мелкие детали по разным коробочкам. Девочка обычно уже умеет плести венки и косички куколкам, мастерить различные украшения, например, бусы.

С помощью специальных упражнений тренируют ловкость и подвижность пальцев. Занятия должны включать следующие действия:

  • лепку из пластилина, солёного теста и глины;
  • рисование фломастером, карандашом, ручкой, мелом, кисточкой, пальцем или ладошкой;
  • вырезание фигурок из ткани, кожи, фольги, картона, гофрированной или бархатной бумаги;
  • создание различных аппликаций и оригами;
  • конструирование из металлических, магнитных или деревянных блоков;
  • выкладывание фигурок из спичек и счётных палочек, узоров – из мелких камешков и круп;
  • вязание, вышивание, плетение, шитьё и другие виды рукоделия.

Интересные игры тоже способствуют укреплению пальцев и стимулируют работу головного мозга.

  • Игра «Снежки» предполагает крепкое сжимание ладошек, словно в этот момент человек вылепливает снежок. Затем воображаемый снежок закидывают вдаль. Руки надо чередовать. После выполнения упражнения следует потрясти кистями, будто стряхивается вода. Сразу же происходит полное расслабление рук.
  • Игра «Силач» подразумевает сгибание рук в локтях, при этом нужно сильно сжать кулаки. Следует продержаться в позе силача подольше, а затем полностью расслабиться. Важно прочувствовать все ощущения, возникшие в ладонях и пальцах.
  • Существуют настольные варианты, нацеленные на контроль за движениями пальцев. Так, в процессе увлекательной игры «Весёлый бегемот» требуется осторожно вынимать брусочки и палочки.

При этом выстроенная конструкция не должна развалиться.

Интеллектуальное развитие

Ребёнок к 7 годам умеет производить такие несложные арифметические действия, как сложение и вычитание. Он знаком с основными геометрическими фигурами, химическими элементами и многими физическими понятиями. Малыш имеет представление о скорости, расстоянии, объёме, массе, весе и других единицах измерения.

Развитие мышления ускоряется, ведь в школе обучают последовательному выполнению всех умственных операций и отвлечённому рассуждению. Первокласснику уже доступно понимание схематического изображения объекта. Он успешно пользуется макетами, планами и простенькими чертежами.

Теперь кроха осмысленно воспринимает происходящие события, применяя методы наблюдения и сравнения. Познавательное развитие способствует повышению уровня интеллекта. Постепенно осваиваются сенсорные эталоны и обследовательские действия. Уже можно вести речь о точности глазомера и развитом фонематическом слухе.

У первоклассника усиливается внимание. Малыш способен сосредоточиться на выполнении задания, при этом его сконцентрированность составляет не менее получаса. Ребёнок легко справляется с решением многих задачек, ребусов, головоломок. Родители должны предлагать ему разные упражнения на развитие логики, поиск закономерностей.

Развитие речи

К 7-летнему возрасту обычно завершается процесс овладения речью. И большинство детей умеют чётко и логично выражать свои мысли, правильно подбирать слова и грамматические конструкции, строить складный текст, описывать картинку, пересказывать произведения, вести диалог и беседы на разные темы.

Первоклассник способен общаться на уровне контекстной речи. Словарный состав варьируется от 3000 до 7000 лексических единиц. Ребёнок мысленно устанавливает причинно-следственные связи и отображает их в своих высказываниях. Нужно постоянно совершенствовать приобретённые навыки.

Так, стихи хорошо развивают речь, память и мышление.

Рекомендуемые упражнения по развитию речи.

  • Опиши подробно признаки и качества какого-нибудь фрукта или овоща, а мы угадаем. Например, описание моркови в устах малыша может прозвучать так: «Удлинённый корнеплод рыжего либо оранжево-жёлтого цвета походит на конус или веретено. Этот полезный продукт часто имеет лёгкий сладковатый вкус».
  • Используя слова «книга», «кукла», «карандаш», «стол», «игрушки», придумай смешной рассказ.
  • Подробно опиши, какой наряд ты подберёшь для девочки и в какую одежду облачишь мальчика. Не забудь про карманы, пояски, бантики, украшения и другие аксессуары.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.