Развитие ребенка 8 лет

Содержание

К этому возрасту чаще всего адаптационный этап в школе уже пройден, а пубертатный период ещё не начался. Несмотря на кажущуюся простоту воспитания восьмилетних детей, родители не должны расслабляться. Надо всегда следить за психологическим состоянием ребёнка, а также важно больше времени уделять совершенствованию личности.

Психологические особенности

Развитие ребёнка 8 лет тесно связано с укреплением самосознания, с активным формированием собственного мнения и проявлением индивидуальности. Родители обязаны относиться к крохе как к полноправному члену семьи. Уважайте в сыне или дочери личность, советуйтесь с ребёнком, интересуйтесь его точкой зрения.

Дети данной возрастной категории сильно рвутся к самостоятельности. Школьник хочет решать все проблемы без посторонней помощи, но он очень нуждается в одобрении и похвале взрослых. Причём девочке важно, чтобы её хвалили как личность. Мальчик же хочет услышать позитивную оценку результата его действий.

Родителям надо воспользоваться таким удобным моментом. Не стоит взваливать на свои плечи детские обязанности. Не утруждайте себя домашней работой, с которой подрастающее поколение вполне может справиться и без вас. В противном случае повзрослевшему человеку придётся самостоятельно осваивать необходимые бытовые навыки, которые он не обрёл в детстве.

Восьмилетним детям хочется больше времени проводить с друзьями, а не с родителями. Усиливается потребность в коллективной деятельности. Ребёнок желает утвердить свою позицию в обществе. Нервно-психическое состояние 8-летнего ребёнка как раз и оценивается по его социальной адаптации, а также по эмоциональному развитию и физиологической сформированности.

На задержку психологического развития восьмилетнего ребёнка могут указывать следующие признаки:

  • появление тиков и заикания;
  • безразличие к оценке поведения крохи посторонними людьми;
  • плохое запоминание даже самого короткого текста;
  • слишком медленное выполнение предлагаемых заданий.

При своевременном обращении за помощью к специалисту отставание от нормы в этом возрасте устранить можно.

И не забывайте, что младшие школьники быстро утомляются, поэтому нуждаются в достаточном количестве отдыха.

Половая идентификация

Гендерные различия к 8 годам становятся более заметными. Дети осознают свою половую принадлежность, поэтому стремятся утвердить себя в роли девочки или мальчика. Существенная разница наблюдается не только во внешности и поведении, но и в проявлении характера.

В школе и дома мальчики и девочки выполняют поручения, подходящие для человека соответствующего пола. Когда сверстники бурно реагируют на общение двух конкретных представителей противоположного пола, те сильно смущаются. Такая же реакция бывает при попытке учителя усадить девочку и мальчика за одну парту.

Девочки к этому возрасту начинают усиленно следить за своей внешностью. Они проявляют повышенный интерес к одежде. Юным особам хочется выглядеть красиво и опрятно. В школе представительницы слабого пола отличаются отзывчивостью, аккуратностью, усидчивостью и прилежанием. На занятиях обычно ведут себя сдержанно и послушно. Дома они с удовольствием заботятся о своих младших братьях и сёстрах. Девчонки увлекаются рукоделием, танцами, пением.

У юных представителей сильного пола в школе нередко возникают трудности с поведением из-за повышенной импульсивности и неумения сдерживать свои эмоции. Физически активным мальчикам сложно усидеть на одном месте, поэтому их надо обязательно увлечь спортом и подвижными играми. Каждый школьник знает, что он должен быть мужественным, сильным и смелым. Он обязан защищать девочек. Мальчики пытаются закручивать шурупы, распиливать доски, мастерить столярные изделия и выполнять различную мужскую работу.

Сенсорное развитие

К этому периоду ребёнок чаще всего имеет достаточно высокий уровень сенсорного восприятия. Он неплохо ориентируется в бесконечном разнообразии цветов, форм и звуков. Младший школьник может легко устанавливать идентичность предметов или частичное сходство, а также непохожесть объектов. Малыш правильно оценивает перспективное изображение.

Он знает, что один и тот же предмет, нарисованный вблизи, будет смотреться намного больше объекта, расположенного вдали.

Развитие речи

В начальной школе ребёнок знакомится с новыми книжными словами, которые редко встречаются в повседневной жизни. Он уже способен отличить литературный язык от вульгарной речи, нарушающей языковые нормы. Школьник понимает, что его высказывания должны соответствовать определённым требованиям.

Ребёнок адекватно воспринимает речь взрослых, следит за нитью повествования и сам легко включается в речевую ситуацию. В кругу семьи важно устраивать совместное чтение и обсуждение интересных книжек. Увлекательный процесс способствует не только расширению кругозора, но и совершенствованию грамотной речи.

Развитие внимания

Развитие познавательных процессов неразрывно связано с внимательностью. Ребёнок активно обследует окружающий мир, сосредоточившись на исследуемых объектах до тех пор, пока не теряет к ним интерес. При выполнении однообразной или скучной работы внимание рассеивается или вовсе отключается. Учитывая такую особенность, специалисты рекомендуют частую смену видов деятельности.

Родители могут развивать внимательность у ребёнка с помощью интересных упражнений и игр. Пусть кроха читает слова сначала слева направо, а потом справа налево. Поручайте малышу поиск 10 отличий на 2 похожих картинках. При обсуждении прочитанной книги или просмотренного фильма заостряйте внимание на различных деталях. Уточняйте у ребёнка, в каком городе жил герой, как он был одет, сколько всего описано персонажей.

Предлагаем примерные задания на развитие концентрации внимания.

  • Выискивание в тексте конкретных букв хорошо тренирует переключение и распределение внимания. Например, родители предлагают ребёнку найти все «а» и «и», вычеркнув их. На выполнение упражнения даётся не более 15 минут. Чем меньше остаётся в колонке пропущенных букв, тем показатели внимательности выше. Важно поощрять успехи и стимулировать интерес.
  • Затем задание усложняется. В следующем тексте нужно зачеркнуть все буквы «а» горизонтальной чертой, а «и» – вертикальной. Дальше предлагают выделить уже 3 конкретные буквы: одну надо обвести кружком, другую зачеркнуть, а третью – подчеркнуть.
  • В игре «Наблюдательность» тренируется не только внимание, но и зрительная память. Ребёнку предлагают подробно описать какой-то очень известный путь, допустим, дорогу от дома к бабушке.

На заключительном этапе члены семьи восполняют рассказ, вставив упущенные детали.

  • Игра «Дрессированная муха» требует от ребёнка постоянной сосредоточенности. На металлической доске расчерчивают поле, состоящее из 25 клеток. Доску ставят вертикально. В центральную клетку помещают любой предмет с магнитом внутри. Муху можно слепить из пластилина. Ребёнок должен по команде родителя («вверх», «вниз», «влево», «вправо») перемещать воображаемую муху на соседнюю клетку. Передвигаемый объект не должен оказаться за пределами игрового поля. Если теряется нить игры, магнитик возвращают на исходную позицию в центральную часть. Потом игровой процесс возобновляется.
  • Игру можно усложнить размещением на доске двух предметов. Количество игровых клеток желательно уменьшить до 4х4, так как зона внимания расширяется. В этом случае команда родителей будет звучать так: «Первая муха – вверх, вторая муха – влево». Ребёнок не должен мысленно запутаться в мухах. Трёхминутная игра без ошибок считается хорошим результатом.

Интеллектуальное развитие

К 8 годам ребёнок уже способен неплохо устанавливать причинно-следственные связи, без которых интеллект не может успешно развиваться. Но младшему школьнику для удержания внимания на интеллектуальных заданиях необходимо прилагать определённые усилия воли и иметь высокую мотивацию.

Дома нужно организовывать совместные настольные и логические игры. Изучение иностранных языков, ментальная арифметика и сложные математические вычисления тоже активизируют мыслительный процесс. Не забывайте выделять время на разгадывание ребусов, кроссвордов и различных головоломок.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.