Развитие ребенка 9 лет

Содержание

Этот возраст в жизни человека считается одним из самых спокойных периодов, но именно на данном этапе начинается активная физиологическая перестройка организма. Ребёнок постепенно утрачивает способность контролировать свои эмоции. Он понемногу превращается в подростка, дальнейшая судьба которого зависит от выбранного направления воспитательной работы.

Возрастные особенности

Развитие ребёнка 9 лет имеет свои отличительные черты. Несмотря на то что он уступчив и почти не конфликтует с родителями, ему нужно уделять повышенное внимание. Ближе к 10 годам ранее сговорчивые дети не могут общаться ровно. По мере взросления у них наблюдаются резкие перепады настроения.

Девятилетний ребёнок старается соблюдать все нормы поведения. Девочки и мальчики одинаково прилежны. Но постепенно характер, поведение и привычки претерпевают изменения. Влияние семьи заметно снижается.

К этому времени родительский авторитет пока ещё не утрачен, но мнение сверстников перемещается на первое место.

Если доверие между домочадцами находится на высоком уровне, то близкие родственники всегда будут в курсе событий ребёнка. Душевные отношения в семье гарантируют предотвращение многих негативных последствий, нередко возникающих при попадании ребенка в различные неприятные ситуации. Ведь мудрые родители способны скорректировать ход любых действий.

Задачей матери и отца является оказание поддержки ребёнку. Надо помочь ему обрести уверенность в себе и повысить самооценку. Не упрекайте сына или дочь в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Заостряйте внимание на положительных чертах характера, хвалите за хорошие поступки, отмечайте индивидуальность и уникальность своего ребенка. В этом случае младший школьник сможет твёрдо противостоять негативному влиянию внешних сил.

Дети жаждут приключений и новых впечатлений. Девятилетние мальчики и девочки часто увлекаются коллекционированием. Они собирают какие-то предметы, классифицируют их. Детей больше интересует даже не качество, а количество добытых вещичек. Обмен коллекциями с одноклассниками и соседскими ребятишками способствует улучшению межличностных отношений.

Младший школьник активно овладевает навыками общения. Он успешно взаимодействует с коллективом и умеет заводить друзей. Но оценка педагога является определяющей характеристикой личностных качеств сверстников.

Благосклонное или неприязненное расположение к однокласснику определяется отношением к нему учителя и других взрослых людей.

Именно в этом возрасте формируются основные черты личности и прививаются важные жизненные навыки. Специалисты рекомендуют родителям ненавязчиво моделировать поведение подрастающего человека, прививать ему хороший вкус.

С целью выявления задержки развития личности психологи исследуют динамическое внимание, оценивают кратковременную память и логическое мышление, изучают самооценку и степень притязаний младшего школьника. Затем ребёнку предлагают пройти тесты на разностороннее развитие. На основании такого обследования специалист делает вывод об уровне его развития.

Физиологические изменения

На данном этапе детский организм начинает готовиться к половому созреванию. К 9 годам укрепляется двигательный аппарат, улучшается координация движений. Теперь ребёнок свободно удерживает равновесие во многих позициях. К этому возрасту вдвое увеличивается объём лёгких. У 9-летних детей уровень выносливости заметно повышается, поэтому можно окончательно определиться с выбором подходящего вида спорта.

Неиссякаемая энергия отражается на чрезмерной активности младшего школьника. Регулярное выполнение физических упражнений помогает организму приспосабливаться к новым жизненным условиям. В это время лобные доли коры головного мозга усиленно развиваются, двигательные центры совершенствуются.

Отныне дети болеют намного реже, чем раньше. Они получают удовольствие от своей хорошей физической формы. С целью улучшения телесных показателей и двигательных реакций нужно организовывать совместные лыжные прогулки, катание на велосипедах и коньках, плавание.

Именно в этом возрасте появляются первые признаки полового взросления. Фигура начинает постепенно меняться. У одних вырисовывается коренастый тип строения тела, у других – астеническое телосложение.

Девочки замечают повышение чувствительности сосков и уплотнение молочных желёз. Физиологическое развитие мальчика немного отстаёт, но у юных представителей сильного пола начинает развиваться мускулатура. У большинства детей в подмышечных впадинах и в паховой зоне появляются волоски.

Развитие речи

К 9 годам дети легко выделяют главную мысль повествования, связно пересказывают текст, формулируют вопросы к его содержанию, делают основательные выводы на базе полученной информации, письменно выражают свои мысли. Младшие школьники интенсивно овладевают навыками общения.

На занятиях следует уделять внимание овладению литературной речью. Выходцам из малокультурной среды бывает сложно избавиться от просторечных, жаргонных и диалектных слов. С целью их устранения нужно больше времени уделять поиску синонимов.

Пусть школьник поищет в толковом словаре значение синонимичных слов. Сначала надо порассуждать об уместности употребления каждого понятия в разных стилях.

Затем ребёнок составляет фразу, включив в неё наиболее подходящий вариант.

Предлагайте детям составлять рассказы на самые разнообразные темы: «Самый интересный урок в школе», «Как однажды меня разыграли», «Один забавный случай вместо смеха вызвал у меня грусть».

Усложняйте задания включением в конкретный текст пословиц и поговорок. Сначала важно разъяснить смысл предлагаемых выражений. Хорошо бы найти историю их происхождения.

Пусть ребёнок придумает самостоятельно рассказ, сюжетная линия которого приведёт к пониманию какой-нибудь пословицы или поговорки. Девятилетним детям можно предложить такие варианты: «семеро одного не ждут», «оказать медвежью услугу», «с ним каши не сваришь».

Развитие памяти

Под воздействием учебной деятельности у школьника меняются мыслительные процессы и работа памяти. В начальной школе приходится осмысленно запоминать большой объём информации. Учебный материал должен закрепиться в структурах головного мозга.

Ребёнок вынужден удерживать в голове сведения, полученные в 1 и 2 классах. Систематические проверки знаний подталкивают школьников к регулярному повторению изученного материала, поэтому дети учатся запоминать целенаправленно.

Однако современные школьники знают, что в интернете можно быстро найти любую информацию, поэтому не хотят загружать свою память. Дети проводят много времени за компьютером и у экрана своего телефона.

Предложите им разобраться в полезных программах, установленных в смартфоне или на другом техническом устройстве. Например, научите ребёнка применять специальное приложение для запоминания стихов.

Предлагаем примерные задания на развитие памяти.

  • Пусть ребёнок запомнит 20 слов с помощью составления ассоциативных рядов. Если через несколько часов он сможет воспроизвести хотя бы половину из них, то его память работает хорошо.
  • Школьнику предлагают собрать взглядом цифры по порядку на таблице с их хаотичным расположением.
  • В течение 5 секунд ребёнок смотрит поочерёдно на квадраты, внутри которых расположены кружочки.

Затем он должен воспроизвести все комбинации в пустых квадратиках.

Логическое мышление

Развитие логики тоже положительно сказывается на запоминании. Пусть ребёнок учит наизусть стихотворение, подключив логическую память. После первого чтения произведения надо изобразить его содержание на листке бумаги. Затем читайте начало стихотворения, а малыш пусть перескажет в произвольной форме продолжение сюжета.

Упражнения на выявление закономерностей и объединение предложенных слов на основе общего признака улучшают логическое мышление. Ребёнку надо предлагать не только угадывать загадки, но и самому придумывать их. В этом случае ему приходится перебирать в памяти все особенности и главные внешние признаки субъекта или предмета.

Детей важно увлечь игрой в шашки или шахматы. Обязательно выделяйте время на разгадывание ребусов, шарад и различных головоломок.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.