Первой осознанной улыбки в исполнении младенца с нетерпением ждут все мамы. Она является признаком налаженного эмоционального контакта и для родителей означает очень многое. В этой статье мы расскажем, когда дети начинают улыбаться и можно ли их этому научить.
Как развивается навык?
Осознанная улыбка становится возможной тогда, когда младенец успешно проходит первичный этап психического и эмоционального развития. Новорожденный почти не контактирует с внешним миром, он находится в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения. Это важно для того, чтобы процесс адаптации к новой среде обитания, отличной от внутриутробной, протекал более быстро. Единственный способ контакта в этом возрасте – плач. Им ребенок показывает свое неудовольствие мокрыми пеленками или усталость, голод или боль.

Улыбка как реакция на узнавание, на родного человека приходит позже, чем неосознанная улыбка. Многие замечали, как новорожденные улыбаются во сне. Трудно судить, снятся ли им сны, но этого наука не исключает. Однако улыбка или полуулыбка в этом случае является выражением становления нервной системы малыша – непроизвольным импульсным сокращением лицевых мышц.
Такая первая улыбка не связана с эмоциями, она исключительно физиологическая. А вот эмоционально улыбнуться маме малыш может не раньше, чем он начнет узнавать ее лицо и выделять его из других лиц и предметов. Зрение малыша к концу второго месяца жизни становится более острым, он уже может сосредотачивать ненадолго взгляд на лицах и предметах, расположенных недалеко от собственного лица. Именно к этому возрасту грудничок и может продемонстрировать свою первую настоящую улыбку.

Умение улыбкой выражать эмоции имеет большое значение и никогда не появляется изолированно от некоторых других навыков. Как только карапуз в 2-2.5 месяца начинает узнавать маму, папу, он не только может улыбкой показать это, но и демонстрирует общее оживление: в ответ на мамин голос или прикосновение начинает интенсивно размахивать ручками, ножками, выгибать спинку, поднимая животик вверх. Некоторые в 2 месяца начинают гулить и агукать, и первые звуки в большинстве случаев тоже совпадают с первой полноценной улыбкой.
Все эти признаки означают своевременное и нормальное эмоционально-психическое развитие, которое для малютки является не менее важным, чем развитие физическое.
В будущем, когда малютка начнет учиться сидению, ползанию, ходьбе, именно нормальное психическое развитие обеспечит ту самую необходимую мотивацию для освоения всего нового. Без нее замедлится и физическое развитие.

Причины его отсутствия
Нарушение сроков эмоционального развития может наблюдаться у детей недоношенных, рождение которых произошло преждевременно. Некоторое время им приходится «догонять» ровесников по многим позициям, а потому и эмоциональная сфера малышей начинает развиваться несколько позднее. Но непроизвольная улыбка даже у недоношенных детей обычно проявляется уже в первые дни жизни. Такие малыши наравне с доношенными могут закатывать глаза, когда засыпают и улыбаться.

Определенное нарушение сроков психологического созревания может наблюдаться и у детей, которые в период беременности испытывали физическое неблагополучие – резус-конфликт, гипоксию, хроническую нехватку витаминов и минералов. Родовые осложнения, травмы головы, шейного отдела, а также кровоизлияние в мозг после рождения также могут привести к нарушению работы некоторых отделов коры головного мозга и замедлению психического созревания или к развитию психических заболеваний, но диагностировать их в столь нежном возрасте практически невозможно.
Врачи давно заметили, что дети, от которых отказались в роддоме и которые оказались в доме малютки, начинают улыбаться очень поздно, а некоторые, вообще, не хотят этого делать. В связи с этим специалисты заключили, что контакт с матерью (тактильный, голосовой) очень нужен младенцу с самых первых дней. Лишенный этого контакта грудной ребенок чувствует себя одиноким, развитие его эмоциональности идет очень медленно.

Примечательно, что самым важным является именно тактильный контакт. Это легко понять, проанализировав, как дети, глухие или слепые от рождения, учатся улыбаться. Они делают это примерно в те же сроки, что и здоровые ровесники, при обязательном условии, что мама рядом, она прикасается к малышу, гладит его, кормит грудью.
Недостаточный уровень общения замедляет малыша в развитии психики и полноценных ответных реакций.
Многое зависит и от характера самого малыша, от типа темперамента, с которым он появился на свет. Так, сангвиники и холерики начинают расцветать ответными улыбками несколько раньше, чем сонливые и ленивые меланхолики. Есть, вообще, детки, которые первым делом начинают хмуриться – это выглядит очень смешно и необычно. Но это тоже можно считать проявлением нормального психического развития.



Что означают улыбки?
Поскольку грудной малыш существенно ограничен в способах выражения своих эмоций, то его крик и его улыбки могут означать довольно большой спектр эмоций. Это не только радость от узнавания родного лица, но и свидетельство благополучия. Так, малыш может улыбаться просто так, когда он сыт, когда ему сухо и тепло, когда он спит и его ничего не беспокоит – ни колики, ни газики, ни посторонние звуки. Именно так следует понимать распространенную ситуацию, когда грудничок, которого покормили, переодели и уложили в комфортную кроватку, смотрит в одну точку на потолок и улыбается. Ему просто хорошо и это не должно тревожить родителей.

Неуместные улыбки играют большую роль в диагностировании психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, но только после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому возрасту психические недуги, если они имеются, будут иметь и другие симптомы и проявления.
По мере развития речевой функции дети начинают улыбаться более адресно, а также могут улыбаться во сне, когда видят знакомые образы или им снится мама. Другие виды улыбки (издевательская, например) малышам не знакомы. С ними они познакомятся позднее, обычно после двух лет.

Учить ли малыша?
Обучение искусству улыбаться должно начаться с первого дня жизни ребенка. И лучшее упражнение – собственный пример. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, чем чаще он видит такую мимику, тем больше вероятность, что ему захочется повторить ее и улыбнуться в ответ. Поэтому главное – это общение, эмоциональный обмен радостью в сочетании с прикосновениями, нежным голосом. Все это поможет ребенку быстрее понять, что находится он в полной безопасности, что мир, в которой он пришел, совсем не враждебный.
Часто бывает так, что после первой улыбки кроха перестает радовать ею родителей и достаточно долго не повторяет этой мимики. Такое бывает.
Мало научить малыша, нужно постоянно поддерживать в нем этот новый эмоциональный навык.

Порой родители не замечают, что сами большую часть дня проводят с угрюмым и суровым выражением лица. Дети, как высокочувствительные детекторы, мгновенно «считывают» это и стараются подражать родным людям. Таким родителям нужно учиться улыбаться и проявлять собственные эмоции вместе с ребенком.
Чуть позднее ребенок начнет смеяться, обычно это происходит к 5 месяцам. И поначалу странные звуки могут пугать его самого. Тут родителям лучше не вмешиваться, довольно быстро грудничок поймет, что странные пугающие звуки он может производить самостоятельно, а потому они совершенно не опасны. С этого момента начинается период смеха без причины – ребенок просто «репетирует», а мама начинает переживать, что он смеется всему и постоянно.

Когда нужно обратиться к врачу?
Показать ребенка доктору-педиатру с жалобами на отсутствие улыбок в частности и наличие слабой эмоциональной картины в целом нужно в том случае, если есть дополнительные трудности в его развитии. Отсутствие улыбки у двух-трехмесячного младенца в сочетании с общей мышечной слабостью и отсутствием даже малейших попыток установить зрительный контакт и попыток удерживать голову в положении лежа на животе – очень тревожный признак.
Отсутствие узнавания, реакции на голос матери, на ее прикосновение, отсутствующий взгляд, плохой аппетит, беспокойный сон и частый плач, не связанный с голодом или потребностью в замене подгузника, – вот те признаки, которые являются сигналом к тому, чтобы обратиться к педиатру, получить направление на обследование головного мозга одним из существующих методов, а в последующем – получить лечение.

Ребенок начинает улыбаться тогда, когда соблюдены все необходимые для этого условия – как внутренние, так и внешние. А потому начать следует с себя и анализа общения с чадом. И только тогда, когда ничего не помогает, на помощь придет медицина.
О том, когда ребенок начинает улыбаться, смотрите в следующем видео.