Благодаря развитому логическому мышлению, ребенок сможет легко освоить письмо, чтение и точные науки. Именно поэтому в дошкольном возрасте важно уделять внимание тренировкам логики с помощью увлекательных игр и интересных заданий.
Особенности развития
В возрасте 4-5 лет мышление детей является наглядно-образным, а все, чем занимаются дошкольники, имеет практическое направление. Мозг ребенка активно развивается, и к пятилетнему возрасту малыш уже умеет связывать между собой явления и разные объекты. Память крохи укрепляется, мыслительные операции становятся словесно-логическими.
Придумывая загадки и задания для развития логического мышления, нужно учитывать способности четырехлетних и пятилетних детей.

Они могут и умеют:
- определять схожие детали и различительные черты нескольких предметов и рисунков;
- соединять рисунок в целое из 2-4 отдельных составляющих;
- конструировать, руководствуясь картинкой-примером;
- фиксировать внимание на определенном задании на несколько минут;
- отыскивать недостающие детали;
- называть группу предметов объединяющим словом;
- определять, что предметы расположены вверху, внизу, справа, посередине, слева;
- подбирать пару к предмету;
- называть слова с противоположным значением;
- определять, что на иллюстрации имеются ошибки;
- понимать некоторые математические понятия (больше, меньше, поровну);
- знать основные геометрические фигуры и цифры от 0 до 10;
- различать группы предметов с разной численностью;
- строить предложения из нескольких слов;
- знать профессии людей, части тела, свои личные данные;
- пересказывать сказки и небольшие рассказы;
- заучивать простые стихотворения;
- находить предметы по какой-то особенности;
- различать ягоды, овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года.

Задания
В большинстве случаев для развития мышления и логики используются бумажные дидактические материалы – журналы, книги, распечатки, карточки, пазлы.
С их помощью можно группировать предметы, искать соответствия, определять последовательность.
Весьма популярны и графические задания, при которых ребенок рисует линии и стрелочки, дорисовывает части предметов, соединяет пары и так далее.

Вот несколько интересных заданий для детей 4-5 лет на логику и мышление.
- На листе нарисована корзина и тарелка, а под ними – разные фрукты и овощи. Ребенок должен разделить плоды. Для этого все фрукты стрелочками «отправляются» в корзинку, а стрелочки от овощей будут «отправлять» их в тарелку.
- На листе есть черно-белые изображения одежды, посуды и игрушек. Ребенку следует раскрасить предметы каждой из групп отдельным цветом, например, вся одежда станет красной, посуда – синей, а игрушки – зелеными.
- На рисунке изображены предметы, которые следует соединить парами. К примеру, тарелка подходит чашке, кисточка – палитре, шапка – шарфику и так далее.
- На листе имеются ряды фигур, в которых отсутствует 2-3 изображения. Ребенок, глядя на каждую строку, должен определить, какая фигура исчезла, а потом нарисовать ее.
- На рисунке представлено несколько изображений, но у них есть определенные отличия (отсутствуют некоторые элементы). Задача ребенка – дорисовать каждый из предметов, чтобы все они были одинаковыми.
- Вверху листа нарисовано 3 девочки в одежде с разным узором. Под ними изображено несколько игрушек, на одежде которых тоже имеются определенные узоры. Ребенок должен раскрасить одежду с одинаковым узором одним цветом.
- На верхнем рисунке кот, собака и попугай изображены лицом к ребенку. Далее следует 4 разных рисунка, на которых эти герои развернуты спиной. Малыш должен подобрать подходящее изображение.
- На рисунке есть одна ваза с тюльпанами, а вторая – с нарциссами. Ребенку дается задание раскрасить вазу, в которой нет тюльпанов, одним цветом, а вазу, в которой нет нарциссов – другим.

Отдельно проводят занятия для развития речи, так как они тоже стимулируют логическое мышление. Они сосредоточены на сказках, разных интересных историях, загадках. Разбирая рассказы, ребенок изучает, как логично строятся предложения, а также разбирает, какие действия следовали друг за другом.
Развивающие игры
Помимо печатных пособий для развития логики, у дошкольников могут использоваться и разнообразные настольные игры. К ним относят такие.
- Палочки Кюизенера. Такая универсальная игра способствует развитию логики, аналитического мышления, счета, фантазии. При первом знакомстве ребенку предлагают рассортировать палочки по цвету и длине. Из них также можно составлять разные фигуры.
- Танграм. Такая головоломка представлена 7 геометрическими фигурами, из которых можно составить сотни картинок. Самым маленьким дают лист, на котором фигуры изображены в полном размере, а детям постарше предлагают сложить картинку, смотря на маленькое изображение-пример либо придумать вариант самостоятельно. Игра активно развивает мышление и внимание.
- Блоки Дьенеша. Ребенку дают 48 фигурок разного размера, окраски и формы. Играя с ними, малыш легко сможет составлять целое, сравнивать фигуры, классифицировать их, что будет развивать не только логику, но и память, фантазию и внимание.
- Домино и лото. Такие игры для дошкольного возраста представлены разной тематикой, например, на детальках изображают животных, фрукты, цифры или транспорт.

Немало хороших развивающих игр существует и на компьютере, планшете или телефоне. Они познакомят малыша с техникой, но одновременно принесут и пользу его развитию.
Существуют десятки увлекательных обучающих игр, например, нужно соотнести следы и животных, убрать лишние предметы, закрыть пустующие окошки в рисунке недостающими «заплатками», собрать пазлы на экране, искать отличия в двух изображениях, сортировать картинки от маленьких к большим и многое другое.

Советы
Чтобы упражнения и игры, способные развить мышление, принесли желаемую пользу, они должны приносить удовольствие. Это значит, что родителям или воспитателям следует заинтересовать ребенка, руководствуясь такими рекомендациями:
- читая малышу задание, убедитесь, что ребенок правильно его понял – если потребуется, повторите и разъясните;
- не стоит оставлять ребенка с заданием наедине, будьте рядом и поддерживайте кроху;
- подберите удобное место для занятий, например, усадите малыша за небольшой столик, который подойдет ему по росту;
- не заставляйте заниматься насильно – если у ребенка нет настроения, он устал, сонный, голоден или заинтересован чем-то другим, лучше перенести урок на другое время;
- помогайте малышу дозировано, включаясь в выполнение задания по минимуму, чтобы кроха мог самостоятельно додуматься до решения;
- дополняйте готовые задания в книгах и тетрадях своими вопросами.
Следуя таким советам, вы сможете правильно организовать интересные занятия, которые не только станут отличным стимулом для развития головного мозга малыша, но и будут увлекательным совместным времяпрепровождением.
Смотрите видео по теме.