Какие методы и приемы мнемотехники можно использовать при обучении детей?

Содержание

Хорошая память в наше время – один из важнейших факторов, позволяющих построить карьеру и добиться успеха в любой сфере жизни. Не каждый одарён хорошей памятью от рождения, однако, следует делать всё возможное, чтобы улучшить свои способности к запоминанию, а начинать стоит ещё в детстве.

Существуют даже специальные методики по улучшению памяти, потому рассмотрим детальнее, что же такое — мнемотехника.

Что это такое?

Мнемотехника, также известная как мнемоника – это особый набор методов и приёмов, позволяющий превращать любую информацию, необходимую к запоминанию, в чёткие образы, которые надолго откладываются в памяти благодаря некоему ассоциативному ряду.

Те же школьные уроки для детей обычно не представляют большого интереса, поскольку слишком часто ограничиваются подачей сухих фактов; если же превратить обучение в увлекательный рассказ с наглядными демонстрациями или даже игру, результат способен превзойти все мыслимые ожидания.

Общее развитие памяти, обеспечиваемое при помощи мнемотехники, позволяет добиться различных преимуществ. Если вам сообщают важную информацию в виде имён, названий или телефона, а записать их не на чем, благодаря занятиям мнемоникой вы с большой долей вероятности сумеете их запомнить хотя бы до того момента, пока не доберётесь до надёжного носителя информации.

Для учащихся это и вовсе «золотая жила», ведь запоминать наизусть стихи или готовиться к экзаменам теперь можно намного быстрее, а потребность в шпаргалках сильно снижается.

Человек, выступающий перед публикой без подглядывания в бумажку, всегда вызывает больше уважения и внимания, чем тот, кто просто читает с листа, потому для ораторов и преподавателей это тоже очень ценная методика.

Плюсы и минусы для детей

Принципы освоения мнемотехники для начинающих можно найти для любого возраста, однако, принято считать, что начинать обучение лучше всего ещё в дошкольном возрасте – тогда ребёнок на основе полученных умений сможет куда интенсивнее усваивать школьные и университетские знания, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Яркий пример мнемоники – это знаменитая пословица об охотнике и фазане, позволяющая научить малышей последовательности цветов радуги. При этом именно в детском возрасте такая техника даёт максимум возможностей для разностороннего развития ребёнка:

  • любая нужная информация запоминается без лишних усилий и хранится долго;
  • попутно упражнения тренируют память, позволяя лучше запоминать даже то, что не облачено в наиболее запоминающуюся форму;
  • из-за большого количества метафор и ассоциативного мышления расширяется словарный запас ребёнка, улучшается произношение, горизонты кругозора расширяются;
  • логика, воображение, творческие навыки и интеллект совершенствуются, со временем позволяя обращать в мнемотехническую форму любые подаваемые знания;
  • большинство методик позволяют заниматься даже в домашних условиях, а также подходят для детей с ОВЗ.

Как и любая другая обучающая методика, мнемоника для конкретного ребёнка может оказаться выстроенной неправильно, из-за чего результат не достигнет ожидаемого уровня.

Распространённые ошибки при построении программы выглядят следующим образом:

  • если обучение началось в весьма раннем возрасте, следует помнить, что словарный запас и кругозор малыша пока невелик, потому некоторые ассоциации для него просто недоступны, и слишком сложные материи просто затормозят развитие;
  • мнемоника – инструмент для запоминания довольно сложных вещей, не следует использовать его для фиксации в памяти любой простейшей информации, поскольку чрезмерное нагромождение ассоциаций только запутывает;
  • мнемотехника – лишь один из способов заучивания информации, её нельзя применить абсолютно в любой ситуации, потому полностью отказываться от обучения механическому заучиванию не стоит, поскольку оно тоже пригодится в жизни.

Обучение по возрастным группам

По мнению большинства специалистов, изучающих детское развитие, начинать первые занятия по мнемонике с малышами можно в возрасте примерно трёх лет. На этом этапе ребёнок только учится говорить, поскольку его словарный запас всё ещё не выходит за рамки повседневных понятий.

Сейчас важно просто расширить его словарный запас, а для этого нужно, чтобы изучаемые понятия для него были как можно менее абстрактными.

Так, выучив слово «осень», трёхлетний малыш может не понимать его значения и вовсе забыть его за год, но простая картинка (их называют мнемоквадратами) с изображением жёлтого листа или дерева с пожелтевшей кроной уже станет для него чёткой ассоциацией, которая улучшит запоминание и не позволит ошибиться при определении текущего времени года.

К 4–5 годам мозг ребёнка развит достаточно, чтобы переходить к мнемодорожкам – тем же картинкам, которые поделены на три-четыре последовательных изображения и описывают понятие с разных сторон. Так, мнемодорожка может последовательно показывать пожелтевшее дерево, жёлтый лист и клин улетающих птиц. Даже если всё это показано схематично, такие подсказки позволяют малышу добыть из глубин своей памяти то, что он уже знает, но слегка подзабыл.

Размытое понятие осени становится более осмысленным, ребёнок уже готов дать типично детское определение этой поре года, которое может показаться наивным и не совсем точным, однако, всё же указывает на чёткое понимание происходящего.

Примерно с возраста 6 лет можно давать малышам для обучения мнемотаблицы. Это те же мнемодорожки, только здесь картинок ещё больше, они могут идти в два ряда и зачастую передают не только какое-то одно понятие, но и целый сюжет, пусть и небольшой. Задача педагогов на этом этапе развития – провести обучение рассказыванию, когда ребёнок пересказывает сюжет любимой детской книги или учит стих. Здесь объём запоминаемой информации уже довольно значителен, потому ребёнку придётся подключать ассоциативный ряд, чтобы правильно подать сюжет. Заодно тренируется и манера речи, правильность изложения.

Чтобы улучшить ассоциативное мышление, в виде мнемотаблицы может быть подан и ребус, а впоследствии задание можно существенно усложнить, предложив ребёнку по такой таблице придумать собственный рассказ.

В дальнейшем такие пиктограммы могут служить даже пособием по безопасности жизнедеятельности или особенностям поведения в разных местах. Примером развития мнемоники и её использования во взрослом возрасте являются те же дорожные знаки, а также инструкции на некоторых товарах, подаваемые в виде простых картинок.

Собственно, мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы и являются основными приёмами обучения детей – важно лишь выстроить их в правильном порядке.

Специфика применения

Чтобы мнемотехника дала достойные плоды, следует соблюдать некоторые простые правила. В целом они логичны, и додуматься до них можно самостоятельно, но на всякий случай систематизируем их, чтобы избежать очевидных промахов при обучении в домашних условиях.

  • Упражнения подаются с последовательностью от простого к сложному. Интеллектуальные и логические способности дошкольника довольно скромны, поэтому не следует ожидать, что он начнёт хватать знания на лету, перепрыгнув через несколько уровней. Начинать всегда следует с мнемоквадратов, даже если ребёнок явно превзошёл их по возрасту – просто чтобы понимать, что и по уровню развития он уже выше. Не стоит забывать, что некоторые понятия, подаваемые мнемоквадратами, могут оказаться довольно сложными даже для взрослых, так что спешка неуместна.
  • Мнемоника очень способствует ускорению запоминания, но и у её возможностей тоже есть некий предел. Дошкольнику тяжело запомнить много информации сразу, поэтому принято считать, что максимальная дневная норма – это две таблицы с количеством картинок не более девяти в каждой. Даже если малыш сам проявляет интерес к увеличению объёмов, делать этого не стоит – информация будет просто проглочена, но в памяти не задержится.

Обратите внимание, что даже указанного объёма для некоторых детей многовато, потому сверяйте реальные результаты с собственными ожиданиями и при необходимости уменьшайте объём в пользу эффективности.

  • Смысл мнемотехники состоит в том, чтобы изначально не самую интересную информацию сделать увлекательной. В случае с дошкольниками такого эффекта достигают при помощи ярких красок – тогда малыш сам тянется к знанию, пытается вникнуть в смысл и «случайно» его запоминает. Для хорошего результата избегайте чёрно-белых или бледных изображений.
  • Дети плохо понимают значение слова «надо», поэтому обучение должно доставлять им удовольствие. В процессе запоминания огромную роль играет заинтересованность запоминающего, а от всего пугающего или неприятного малыши склонны отгораживаться на подсознательном уровне. По этой причине ассоциации мнемотехники должны концентрироваться на положительных или хотя бы нейтральных качествах без очевидных минусов изучаемых понятий.
  • По уже вышеописанной причине ребёнка дошкольного возраста нельзя заставлять учиться здесь и сейчас, если он не проявляет к этому интереса – от этого будет только хуже. Следите за реакцией малышей: урок должен продолжаться до тех пор, пока им интересно. В этом возрасте они сами определяют его максимальную продолжительность, и если малыш явно потерял интерес или его внимательность снизилась, это явный сигнал к прекращению, даже если вы запланировали больше.
  • Дошкольники не умеют надолго концентрировать внимание на некой одной теме, зато их интерес легко поддерживать, постоянно давая нечто новое. По этой причине, если тех же мнемотаблиц вы планируете дать две за день, следите, чтобы они были на принципиально разные темы. Решив слишком глубоко вникнуть в одну из тем, вы потеряете детскую заинтересованность и будете вынуждены прекратить урок, как было описано выше.

В следующем видео вас ждут несколько приемов мнемотехники для обучения детей.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.