Память начинает развиваться с самого рождения, а к 5-летнему возрасту становится образно-эмоциональной. Дети в 5 лет уже способны запоминать не только то, что их заинтересовало, но и то, что их попросили запомнить взрослые. Если же у дошкольника есть проблемы с запоминанием, он не может пересказать небольшой текст, не запоминает буквы или другую информацию, можно улучшить его память с помощью специальных занятий.

Методы развития памяти
Способов и методик развить память у ребенка 5 лет довольно много. Они включают разные упражнения и задания, которые облегчают запоминание, помогают концентрировать внимание, увеличивают объем памяти.
- Методика Домана. Она предполагает изучение карточек, на которых есть яркие изображения на белом фоне, а под ними – надпись. Когда ребенку показывается карточка, одновременно произносится название предмета или явления. На просмотр одной карточки тратится всего 1 секунда. Сначала дети просто изучают новые карточки, начиная от 5 штук за одно занятие, а позже можно проводить по ним игры, например, объединять изображения по цвету или форме, искать среди них лишнее.


- Способ Эйдетика. С помощью такой методики стимулируется образное мышление, а ребенок эффективнее запоминает информацию в большом объеме. Детям предлагают придумывать свои истории и подыскивать ассоциации. Благодаря таким играм малыши быстро запоминают картинки, цифры, буквы, новые слова, разные движения.


- Метод Шичиды. Согласно мнению японского профессора, разработавшего такую методику, развитие разных полушарий мозга должно происходить по-разному, ведь их возможности отличаются. Он предложил специальные упражнения для стимуляции правого полушария, благодаря которым у детей развиваются фотографическая память, отличная интуиция, хороший слух, способности к языкам. В методике используются короткие (до 5 минут) и разнообразные задания.


Упражнения и игры
Одним из самых популярных способов улучшить память считают заучивание стихотворений. Он оправдал себя многолетней практикой, поэтому успешно практикуется в дошкольном и школьном возрастах. Сначала детям предлагают короткие и несложные стихи. Это маленькие стишки на 4 строчки с легкими рифмами, поэтому запомнить их зачастую не составляет труда.
Если с ними все же возникают сложности, помогите ребенку усвоить информацию с помощью зрительной опоры.

К примеру, на каждой строчке нарисуйте несколько символов, по которым малыш сможет воспроизвести стихотворение. Далее усложняйте задачу, подбирая для малыша более длинные стихи, а позже можно попробовать заучивать небольшие тексты.
Хороший эффект дают и игры.
- «Покупки». Отправляясь с ребенком в магазин, дайте ему задание запомнить ваш список покупок. Для начала называйте 3–5 наименований, а в магазине попросите их вспомнить. Включайте в перечень не только продукты, но и другие товары. Такая игра помогает развить слуховую память.
- «Слова». Назвав ребенку 10 слов, нужно попросить его повторить то, что ему удалось запомнить. Это тоже одно из заданий для развития слуховой памяти. Хорошим результатом будет повторение 5–7 слов из названных взрослым.
- «Поезд». Подготовьте изображение паровоза и 4–10 карточек, которые будут служить его вагончиками. На их обратной стороне нарисуйте или наклейте разные предметы. «Подсоедините» несколько вагончиков по очереди к паровозу, называя и показывая их содержимое, после чего переверните карточку изображением вниз. Ребенок должен называть по порядку то, что везут вагоны. Игра будет стимулировать зрительную память.
- «Танец». Включите музыку и покажите ребенку несколько движений. Например, повернитесь, притопните ногой, подпрыгните, сделайте хлопок в ладоши. Задачей малыша будет повторение всех движений в той же последовательности. Такая игра нацелена на развитие двигательной памяти.
- «Угадай предмет». Подготовьте несколько знакомых ребенку предметов, не показывая их ему. Попросите кроху закрыть глаза и по очереди давайте ему вещицу, предлагая определить, что попало ему в руки. Во время такой игры будет тренироваться тактильная память.

Сколько времени тратить на занятия?
Специалисты рекомендуют заниматься от 1 до 3 раз в неделю, а если ребенку очень нравятся предложенные вами игры, то можно устраивать их даже каждый день. Так как пятилетние дети могут концентрировать внимание не дольше 25–30 минут, занятия должны быть недлительными. Начните с 5–7 минут в день и постепенно увеличьте длительность до 10–15 минут.
Запаситесь терпением и объясните ребенку задание, пока он не полностью его не поймет. При этом не заставляйте выполнять, ведь это может отбить охоту к обучению.
Если малышу по какой-то причине неинтересно или сложно справиться с упражнением, перейдите к другой игре или ненадолго отложите занятие, но позже постарайтесь вернуться к нему, вызвав у ребенка интерес.
Рекомендации
Если у ребенка плохая память, его можно записать в детские группы развития. В них работают опытные педагоги, которые знают, что делать при проблемах с памятью или вниманием. Однако тренировать память можно и в домашних условиях, создав спокойную обстановку и подготовив интересные задания.

Помните, что для достижения значительных результатов тренировать память следует систематически. Занятия должны быть регулярными, тогда и эффект будет максимальным. Кроме того, постарайтесь равномерно воздействовать на разные виды памяти. И непременно учитывайте, что в 5-летнем возрасте основной развивающей деятельностью для ребенка является игровая.
Используйте для стимуляции памяти разнообразные игры и игрушки, но также помните, что улучшить способности к запоминанию можно не только во время отдельных занятий, но и в быту.
Например, если ребенок ходит в детский сад, вечером спрашивайте его, как прошел день, как зовут его друзей, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Это не только развивает память, но и стимулирует речь малыша.

Организовывая занятия, возьмите во внимание такие факты:
- дети лучше запоминают то, что им интересно и понятно;
- улучшению памяти способствует дополнительная мотивация, например, вы можете устроить соревнование или придумать интересное поощрение;
- у детей отлично откладываются в памяти события и действия, которые вызвали яркие впечатления;
- если информация будет использоваться малышом в деятельности, ее запоминание будет более продуктивным;
- так как середина рассказа усваивается хуже концовки и начала, уделите ей пристальное внимание.
Немаловажно также обеспечить качественную подпитку мозга, чтобы он мог развиваться и хорошо выполнять свои функции. Больше кислорода ребенок будет получать во время активных прогулок, а питательные вещества – из полноценного рациона.
Включайте в меню малыша жирную рыбу, зелень, овощи, каши, фрукты, орехи.
Такие продукты богаты витаминами, жирными кислотами и микроэлементами, которые очень важны для нормального состояния нервной системы.

Выучить с ребенком месяцы вы сможете, посмотрев следующее видео.
Поиграйте в игры кинезиологии.