Собираясь отдать ребенка в школу, самым верным шагом родителей должна стать оценка готовности сына или дочки к таким переменам в жизни. Это поможет определить, стоит ли ребенку идти в школу сейчас или лучше подождать еще год. Также оценка готовности поможет организовать подготовку ребенка правильно, учитывая его слабые стороны.

Как определить готовность?
Ранее основным критерием готовности к обучению в школе считали умственное развитие ребенка. Сейчас же основное внимание направлено на психологическую готовность. У нее выделяют несколько важных критериев, среди которых:
- Интеллектуальная готовность. Она определяет развитие таких психических функций ребенка, как восприятие, мышление, воображение и память. К примеру, ребенок в 6-7-летнем возрасте должен из услышанных 10 слов запоминать от 3 до 5 слов, уметь найти «сокровища» с помощью схемы помещения, объединять предметы на основе похожих признаков и так далее.
- Социальная готовность. Ребенок должен уметь налаживать отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Для успешной адаптации в новом коллективе важно уметь находить компромисс, решать конфликты, быть толерантным. Большинство детей к 6-7-летнему возрасту уже умеют контролировать свое поведение и способны выполнять правила, например, не разговаривать во время урока, слушать учителя. Если поведение ребенка на уроке неадекватное, значит, он социально не готов к обучению. Кроме того, у ребенка должна быть адекватная самооценка. Если дошкольники оценивают себя необъективно высоко, то 6-7-летки должны уметь признавать ошибки и адекватно реагировать на критику.
- Личностная готовность. У 7-летнего ребенка появляется потребность получать новые знания и изменить свой статус – стать школьником. Мотивация может быть разной, например, быть похожим на старшего брата, носить портфель или не спать после обеда, но лучше всего, если ребенок ассоциирует школу с приобретением знаний. При этом очень важно наличие позитивного отношения к школе и понимания, зачем нужна учеба.
О том, как определить готовность ребенка к школе, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Как подготовить психологически?
Огромной ошибкой родителей называют запугивание ребенка, например, ему говорят, что из-за домашних заданий на игры времени больше не останется, в школе его ждут двойки и подобное. Очень важно добиться, чтобы ребенок не боялся школы и относился к ней хорошо.
Делайте упор на том, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного, сможет посещать разные кружки, найдет хобби. Поделитесь историями о своем обучении, рассказав, какие предметы нравились, какой был учитель, что забавного произошло с вами в школьные годы.
Однако не следует и излишне идеализировать обучение в школе, расписывая все в слишком радужных тонах. Если ребенок не будет знать, что во время обучения возможны сложности и некоторые проблемы, уже после первой плохой оценки или замечания он сильно разочаруется.

Хорошей идеей является игра с дошкольником в игру «Школа». В такой игре можно моделировать разные ситуации с помощью игрушек. Также стоит заранее сходить с ребенком в школу и показать ему обстановку. Замечательно, если в выбранной школе имеются подготовительные уроки или дни открытых дверей.
Не забывайте и о собственном настрое. Ребенку будет легче адаптироваться в школе, если родители относятся к процессу обучения положительно и показывают своим поведением, что новый статус ребенка (школьник) важен для семьи.
Возможные трудности
Отсутствие дисциплины
Если ребенок неусидчивый, а также не соблюдает нужные правила, посещение школы может стать большой проблемой. У ребенка может не хватать терпения, чтобы доводить дела до конца. В этом случае ему требуется помощь родителей – пусть мама некоторое время выполняет задания вместе с малышом.
Также многим детям сложно работать по правилам, и приучить к дисциплине помогут игры, в которых есть некоторые ограничения.

Рассеянность и невнимательность
Такие качества могут сильно сказаться на успеваемости и расстраивают родителей. Ребенок не спешит выполнять задание, отличает забывчивостью и часто отвлекается. Специалисты не считают такое состояние психологической проблемой, а связывают с преимущественным развитием правого полушария. Как правило, к десятилетнему возрасту проблема рассеянности исчезает сама.
Чтобы уравновесить работу полушарий мозга ребенка, используют пальчиковые игры, рисование пальцами, лепку, игры со шнуровкой и подобные занятия.

Нежелание учиться
Чтобы заинтересовать ребенка, родителям нужно сделать акцент на том, что образовательный процесс больше похож на игру, чем на обязанность. Поддерживайте в ребенке любознательность и желание узнавать новое, которое в нем присутствует от природы. Подробнее об этом читайте в статье о том, как привить ребенку любовь к обучению.
Подготовительные занятия
В наши дни многие центры развития и репетиторы предлагают занятия, на которых ребенка обучают счету и чтению. Однако отношение педагогов к таким занятиям неоднозначное. Одни относятся к ним положительно, другие полагают, что обучаться, как читать, так и писать ребенок должен уже в школе.

Пример программы психологической подготовки детей к школе
Занятия такого подготовительного курса проводятся 6 раз в неделю по 40 минут в день. В середине каждого занятия следует делать два пятиминутных перерыва. Длительность подготовки – 16 недель.
Всего в неделю ребенок занимается 4 часа. Занятия каждой недели включают уроки для развития произвольного внимания, мышления (логического, образного), памяти (слуховой, зрительно-образной), восприятия и воображения. Кроме того, одно занятие в неделю направлено на развитие силы, подвижности и гибкости пальцев (мелкой моторики рук).
Примерный план занятий может быть таким:
Тема занятий | Как заниматься |
Неделя 1 Отличия и сходства | Ребенку предлагают сравнивать картинки, отыскивать предметы, находить отличия, читать нелепицы. |
Неделя 2 Недостающие фигуры | Ребенок будет искать недостающие фигуры, а также развивать счет и память. Одно из занятий посвящено изучению квадрата. |
Неделя 3 Лишние предметы | Ребенку предлагают дорисовывать картинки, рисовать фигуры, искать лишний предмет. Для развития памяти играют в «магазин». |
Неделя 4 Классификация | Ребенок будет искать лишнее на рисунках, классифицировать предметы, запоминать фразы. |
Неделя 5 Фрагменты | Ребенку предлагают находить фигуры и запоминать рисунки, дорисовывать фрагменты и четвертую фигуру. |
Неделя 6 Слова, классификация | Ребенок будет запоминать слова, буквы и цифры, соединять фигуры и классифицировать их, а также достраивать фигуры. |
Неделя 7 Сравнение предметов | Ребенку предлагают находить называемые фигуры, запоминать слова, сравнивать предметы, а также расставлять значки. |
Неделя 8 Пространство и лишние слова | Ребенок будет изучать геометрические фигуры, развивать слуховую память, называть окончания слов, искать лишние слова. |
Неделя 9 Наблюдательность | Ребенку предлагают расставлять точки, отыскивать лишние картинки, быстро отвечать на вопросы, определять понятия. |
Неделя 10 Воображение и внимание | Ребенок должен расставить значки, сочинить сказку по рисунку, находить пропущенные предметы, говорить наоборот. Также с ребенком проводят игру «бывает или не бывает». |
Неделя 11 Числа, последовательности и узоры | Ребенок сравнивает картинки и отыскивает числа, дорисовывает узоры, называет правильную последовательность картинок и находит пропущенные фигуры. |
Неделя 12 Копирование и закономерности | Ребенок изучает цифры и их фрагменты, копирует образец. Также проводятся занятия с картинками, во время которых ребенок определяет их последовательность, классифицирует их и находит закономерность. |
Неделя 13 Веселые картинки | Ребенку предлагают читать слова, запомнить рассказ по картинкам, продолжить ряд, отыскать пропущенную фигуру. |
Неделя 14 Парные картинки | Ребенку предлагают занятие с одинаковыми картинками для их запоминания. Также ребенок играет с лабиринтами, запоминает и находит предметы, читает слова, ищет закономерности. |
Неделя 15 Лишние фигуры | Ребенок рассматривает смысловые ряды, изучает цвета, находит лишнее на рисунке, читает пословицы. |
Неделя 16 Сравнение | Ребенку предлагают сравнивать картинки, находить одинаковые, а также сравнивать фигуры |
Материал для таких занятий можно найти в разных пособиях для дошкольников.
О том, что ребенок должен знать, чтобы адаптация к обучению в школе прошла легче, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Обобщение материала - умение, необходимое каждому ребенку. Смотрите об этом в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Для развития умения ребенка работать по образцу посмотрите видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Займитесь развитием фонематического слуха по видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн", чтобы ребенок мог легко анализировать слова по звукам.
Игры для подготовки в домашних условиях
Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.
Занятия для мелкой моторики:
- Штриховка карандашом.
- Нанизывание бусин или макарон.
- Рисование красками.
- Завязывание шнурков.
- Вырезание из бумаги.
- Лепка из глины или пластилина.
- Создание аппликаций.
- Игры с мозаикой и конструктором.
- Вышивка и вязание.
- Завязывание узлов на веревке.

Игры для памяти:
- Сравнение картинок.
- Запомнить действия мамы, например, во время приготовления теста.
- Пересказывание сказки.
- Обсуждение вечером, что произошло за день.
- Пересказывание мультфильма.
- Описание предмета, который убрали из поля зрения.

Игры для внимания:
- Найти в комнате предмет, название которого начинается на определенную букву.
- Прочтите ребенку стих, пусть он хлопает в ладоши, когда слово будет начинаться с определенной буквы.
- Учиться выполнять несколько дел сразу, например, рассматривать картинку и слушать рассказ.
- Разложить перед ребенком 5 игрушек, а затем поменять их местами и предложить ребенку вернуть их на свои места.
- Дать ребенку листик с группами цифр и предложить вычеркнуть определенную цифру.
Игры для речи:
- Назвать ребенку слово, с которым он сможет составлять словосочетания, например, вы говорите «пирог», а ребенок отвечает «вишневый пирог», «сладкий пирог», «испечь пирог».
- Предложить ребенку озвучивать ваши действия, как журналист, например, как вы варите суп или пришиваете пуговицу.
- Называть ребенку первый слог, а он будет продолжать слово.
- Пересказывание мультфильмов, книг, событий вчерашнего дня.
- Читать с ребенком.

Игры для мышления:
- Проговаривать слова наоборот (для этой игры подбирают слова из 3-4 букв).
- Найти предмет, который мама назвала наоборот.
- Связать предметы, которые использует мама в данный момент, например, что общего между пылесосом и веником.
- Разгадывание ребусов и загадок.
- Придумать историю по картинкам.
- Составить картинку из разных геометрических фигур.
- Составить из слов предложение.
- Составлять из картинок историю.
- Нарисовать продолжение комикса.
- Придумать продолжение сказки.
Игры для пространственного представления:
- Найти в помещении предмет, который называет мама. Подсказывайте ребенку, как действовать, например, «сделай шаг вправо, потом шаг вперед, посмотри вверх».
- Найти предмет по «карте» комнаты, отметив его на плане крестиком.
- Срисовывание цифр, букв и картинок.
- Рассматривание карт и схем.
- Поиграть в морской бой.

Игры для эмоционального развития:
- Мама называет действие (например, читать, вытирать пыль или есть шоколад), а ребенок изображает отношение к нему.
- Представить, что предмет ожил и рассказать, что он мог бы чувствовать, а также какое у него было бы настроение.
- Рассматривать лица других людей и оценивать их эмоции.
- Читая сказку, спрашивать ребенка, что чувствует герой.
- Часто говорить ребенку о своих чувствах в разных ситуациях.

Игры для воображения:
- Предложите ребенку изобразить позами и жестикуляцией загаданный предмет.
- Рассматриваем овощи и обсуждаем, на что они похожи.
- Соединение частей предметов на рисунке.
- Представлять увеличение и уменьшение предметов, после чего рисовать или лепить их. Например, это может быть крохотный слон или огромная кошка.
- Обсуждать, как можно необычно использовать привычный предмет.
Для формирования ребенка представлений о времени проведите занятия, показанные в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".
Режим дня
Коррекцией режима дня ребенка советуют заняться примерно за месяц до первых занятий в школе. Выработать режим, при котором ребенок будет хорошо высыпаться, вовремя принимать пищу, успевать выполнять домашние задания, а также гулять и играть, очень важно.
Ребенок должен понимать, что домашние занятия являются ответственной работой, которая выполняется в первую очередь, а уже после этого можно отправляться на прогулку или браться за игрушки.
Если ребенок посещал детский сад, проблем с выстраиванием подходящего режима возникнуть не должно. Не посещающим садик детям довольно сложно просыпаться в 7 часов утра, поэтому приучать к более раннему подъему следует заранее.
Пусть в первой половине дня ребенок будет занят какими-то полезными делами, а все развлечения и отдых оставляйте на время после обеда. Кроме того, уделите внимание своевременному отходу ко сну, что тоже немаловажно для ранних пробуждений.

Здоровье ребенка
В подготовке к школе здоровью сына или дочки следует уделить особое внимание. Это, прежде всего, относится к состоянию иммунитета. В дошкольных учреждениях для его поддержания используют закаляющие процедуры, уроки физкультуры и своевременную вакцинацию. Если ребенок не посещает детский садик, это все становится заботой родителей.
Ребенок должен:
- Ежедневно гулять на свежем воздухе.
- Употреблять достаточно продуктов, богатых витаминами.
- Пройти обследование специалистами.

Советы по подготовке к школе
- Начать готовиться к школе следует заранее. Выберите школу, желаемый профиль образования, познакомьтесь с учителем, присмотритесь к детям, которые посещают заведение. Вам нужно определиться, пойдет ли ребенок в школу рядом с домом или будет ездить в учебное заведение в другой части города. Продумайте возможные сложности, например, сможете ли вы отвозить ребенка, кто будет с ребенком после уроков.
- Занимаясь с ребенком дома, придерживайтесь плана и проводите уроки системно. Только благодаря регулярным занятиям вы сможете охватить все нужные темы равномерно.
- Обустраивая учебное место в комнате ребенка, позвольте дочке или сыну принимать участие в этом процессе. Пусть ребенок самостоятельно выбирает портфель, канцелярию, одежду и другие вещи.
Как происходят занятия по подготовке к школе детей 6-7 лет, смотрите в видео канала "Планета детей".
Мы пойдем в школу с подружкой) уже договорились с родителями. Думаю, так адаптация для них пройдет спокойнее.