Для создания настоящего шедевра огромное значение имеют мельчайшие детали, а уж выбор инструмента для рисования играет определяющую роль. Каждый тип красок выдвигает собственные требования к кистям, и акварель – не исключение. Даже человек с недюжинным талантом не сможет нарисовать акварельную картину, если выберет неподходящий инструмент, поэтому игнорировать этот момент нельз

Особенности
Акварель является неагрессивным красителем, потому ограничений по материалу ворса здесь нет – использоваться может как натуральная шерсть или щетина, так и синтетические материалы. Более того, в арсенале профессионала должно найтись место кистям всех типов жесткости, однако новичкам не следует приобретать сразу целый набор, ведь это только запутает и усложнит выбор.
Следует отметить, что акварель предполагает огромное (по сравнению с другими техниками рисования) количество воды, потому выбираемый материал должен хорошо удерживать влагу.
Размеры ворса, соответственно, также должны способствовать большому количеству захватываемой воды. Это не означает, что абсолютно все кисти должны быть очень крупными, однако хотя бы один такой инструмент обязательно должен быть.


Разновидности
Кисти для акварели одинаковыми могут показаться только стопроцентному новичку, тогда как профессионалы выделяют ряд разновидностей такого художественного инструмента. Классификация осуществляется по ряду параметров, каждый из которых имеет значение.
Первый фактор – это материал. Идеалом для художника по праву считается акварельная кисть из собольего волоса, которая отличается высокой гигроскопичностью и долговечностью, однако и стоить такое приобретение будет очень много. Среди других материалов натурального происхождения выделяют кисти с ворсом из козы, белки, верблюда или быка, но они уже не настолько качественны.
Синтетика и вовсе профессионалам кажется плохим вариантом, однако подобные кисти стоят недорого, потому пользуются широким спросом несведущих людей. Новичкам нередко советуют брать либо недорогой натуральный материал, либо сочетание синтетики с шерстью.



Кроме того, художественные инструменты классифицируются еще и по форме ворса. В частности, широкие кисти хорошо подходят для закраски больших площадей, тонкие – для прорисовывания мелких деталей, плоские – для мягкой лессировки, то есть нанесения прозрачного верхнего слоя поверх нижнего. Есть и более необычные кисти: такелажные или каллиграфические. У каждой из них – узкое назначение, которое пригодится профессиональному художнику, но не новичку.
В последнее время большую популярность приобрели особые ручки-кисточки, которые напоминают обыкновенную ручку, но пишут акварельной краской. Краска в них обычно довольно сухая, потому рисовать нужно по мокрой поверхности, однако для увлажнения холста придумана и специальная водяная кисть, также созданная по принципу ручки.




Производители
Настоящие профессионалы со знанием дела могут рассказать о преимуществах тех или иных кисточек от разных производителей, однако этот момент в большей степени относится к личным предпочтениям, нежели к объективным факторам.
Наибольшее распространение в нашей стране прогнозируемо получили кисти отечественного производства. Как правило, их выделяет среднее качество, но при этом сравнительно невысокая стоимость, что делает их идеальным выбором для всех, кто учится или даже просто пробует себя в акварельном творчестве.
Если для детского творчества еще допустимо покупать товар от малоизвестного производителя, то для серьезных потребностей стоит выбрать что-нибудь уровня «Невской палитры».


Зарубежные кисти, продаваемые в нашей стране, обычно считаются достоянием исключительно профессионалов, поскольку стоят немало, но и качество обеспечивают отличное. Производители таких кистей – американские, европейские или японские компании, хорошо известные в узких творческих кругах. Здесь выбор предельно многообразен, но выделить можно продукцию брендов Da Vinci и Pinax.
Обзор производителей не будет полным, если оставить без внимания китайские кисти, однако для серьезных нужд такую продукцию лучше не покупать. Нельзя однозначно утверждать, что в Поднебесной вовсе не умеют делать такой товар, однако его приобретение предполагает существенный риск, потому что изделие может не оправдать вложенных в себя средств, даже если они были небольшими. Китайские инструменты пока что покупают именно из-за их дешевизны, но с таким подходом хорошо рисовать не научишься.



Какие выбрать?
Нет какого-то однозначного совета по поводу того, как покупать акварельные кисти, – разные их виды подходят для разных техник. Можно дать лишь несколько общих рекомендаций, которые, возможно, несколько сузят огромный ассортимент выбора и помогут подобрать что-то такое, что подошло бы хоть относительно.
- Новичку стоит начать с небольшого набора, состоящего из 3-5 кистей. Пожалуй, гнаться стоит не за разнообразием материалов ворса, а за разнообразием размеров, поскольку в арсенале должны найтись инструменты и для быстрого закрашивания площадей, и для мелких деталей. На втором месте среди критериев выбора набора должна быть заметная разница формы ворса, однако не следует думать, что разница размеров и формы – взаимозаменяемые критерии.


- Для тех, кто планирует рисовать в технике «алла прима» по мокрой бумаге, очень полезной станет большая кисть, при помощи которой краску не будут наносить вовсе: она предназначена для смачивания основы.
- Для лессировки, суть которой состоит в перекрытии нижнего яркого слоя воздушным верхним, больше подойдет кисть с тонким ворсом, способная захватывать небольшое количество краски и чувствовать разницу в степени нажатия.



- Для тех, кто хочет создавать акварельные рисунки, в том числе рисовать пейзажи с натуры, но ленится возиться с настоящей акварелью, созданы специальные кисти-ручки с резервуаром для воды. Хранить и переносить такое хозяйство намного проще, а результат в умелых руках получается не хуже.
Не стоит приобретать художественный инструмент, ориентируясь лишь на отзывы в интернете. Творчество – дело вкуса, потому лучше покупать кисти непосредственно в магазине, имея возможность подержать инструмент в руках перед покупкой.


Советы по уходу и использованию
Акварель сравнительно бережно относится к кистям, и все же их необходимо тщательно промывать после каждого сеанса рисования. К счастью, из-за водной природы таких красок мытье инструментов не представляет сложности – достаточно поместить их под струю проточной воды.
После того как кисти вымыты, их нужно высушить, по возможности обеспечивая правильное положение ворса в процессе сушки. Если пренебречь этим правилом, ворс быстро растреплется и потеряет форму, и тогда ни о каком продуктивном использовании по назначению не может быть и речи.


Именно забота о сохранности ворса, включая и поддержание его правильной формы, является главной задачей художника. Недопустимо ставить кисть в стакан ворсом вниз вне зависимости от того, происходит это в процессе рисования или уже после сеанса. Такое отношение к ворсу приведет к тому, что он изогнется и примет деформированные очертания, в результате чего использовать его для дальнейших упражнений будет нельзя.
Старые кисти, которые все же пришли в негодность, не следует немедленно выбрасывать – им можно придумать новое применение. Например, можно использовать их для смешивания цветов на палитре или смачивания холста водой.

О том, какие кисти выбрать для аварели, смотрите в следующем видео.