ЭКО существует уже около 40 лет, но дискуссии вокруг репродуктивных медицинских методик не прекращаются. Врачи спорят о вреде и пользе ЭКО, о возможных рисках, психологи рассуждают об особенностях развития ребенка, рожденного при помощи экстракорпорального оплодотворения, представители религий дают свою оценку происходящему.
Для пары, которой предстоит ЭКО, все эти мнения очень важны. В этой статье мы рассмотрим, как православная церковь и другие конфессии относятся к оплодотворению вне материнского организма, что считается грехом, а на что супруги могут получить благословение.

О сути процедуры
Чтобы лучше понимать отношение религий к ЭКО, нужно хорошо представлять себе, что же именно делают врачи и можно ли считать их действия вмешательством в естественную природу человека. ЭКО рекомендуется парам, которые не могут забеременеть самостоятельно, а причины бесплодия мужчины или женщины не удается устранить другими методами – лекарствами, оперативным лечением, психотерапией и т. д.
Для оплодотворения берут яйцеклетку женщины, полученную при проведении пункции яичников, и сперму мужчины. Оплодотворение происходит в лабораторных условиях, то есть вне организма женщины, а затем полученные эмбрионы подсаживают в полость матки. Если оплодотворенные ооциты закрепляются, наступает долгожданная беременность.


Некоторые методы ЭКО основаны на более близких к естественным процессам, при них женщина не получает гормонального лечения, в матку подсаживают 1 или 2 эмбриона – это зависит от того, сколько яйцеклеток удалось получить. При стимулированном протоколе ЭКО, когда подготовительный этап сопровождается стимуляцией яичников, количество полученных яйцеклеток может быть больше. В результате врачи получают большее количество эмбрионов и имеют возможность выбрать из них несколько самых здоровых, сильных и жизнеспособных. Остальные утилизируются.
Иногда ЭКО возможно только при наличии донорского биоматериала – донорской спермы или яйцеклетки. Это необходимо, с точки зрения медицины, при тяжелых формах бесплодия, когда у женщины, к примеру, отсутствуют яичники, а у мужчины – яички. Иногда выносить ребенка может только суррогатная мать. В этом случае ЭКО проводят с биоматериалом супругов, но вынашивает и рожает кроху другая женщина.


Отношение Церкви
Православная
Православная вера предъявляет к ЭКО особо жесткие требования. Когда искусственное оплодотворение только появилось, священники выступали категорически против ЭКО как такового, мотивируя свой протест тем, что дети, рожденные от такого оплодотворения, не имеют души. Душа, по мнению православных, вселяется в ребенка в момент близости мужа и жены, слияния их половых клеток.
Постепенно, по мере распространенности и роста востребованности ЭКО, отношение православия поменялось. РПЦ подчеркивает, что главными ценностями являются жизнь и душа человека. В целом церковь не против искусственного оплодотворения и признает наличие души у детей, полученных с помощью врачей, но есть ряд ощутимых ограничений.
ЭКО в естественном цикле без гормональной стимуляции более естественно не только по медицинским причинам, но и с точки зрения православной веры. При нем не происходит отсева эмбрионов. С момента оплодотворения православие считает зиготу живым организмом, наделенным душой. Утилизация эмбрионов, таким образом, является грехом, сравнимым с детоубийством. И селекция эмбрионов, по мнению РПЦ, недопустима.

Православный священник может быть против по причине необходимости использования донорской спермы или женских половых клеток. Только ЭКО со спермиями мужа и яйцеклеткой жены не противоречит представлениям о чистоте брачных отношений. Таинство нарушается, если оплодотворение производится чужой спермой или с применением чужой яйцеклетки, брачные отношения теряют целомудренность и ценность.
Суррогатное материнство в православии считается аморальным и бесчеловечным. Страдают, с точки зрения церкви, все участники такого ЭКО: малыш, который может начать испытывать трудности с самоопределением, суррогатная мать, которой, вопреки законам природы и веры, придется отдать рожденного ею в муках ребенка другой женщине. Фактически она рожает и продает чадо, обменивая выношенного и рожденного малыша на денежные знаки.

Церковь не одобряет консервацию эмбрионов впрок, если они не будут подсажены женщине. Это тоже одна из форм детоубийства, сходная с абортом. Также греховным считается выбор внешности, пола, определенных генетических параметров будущего ребенка, ведь в процессе этого отбора погибнут те малыши, которые его не пройдут.
Православие предписывает бесплодной паре, которая не смогла вылечиться иными методами, принять бездетность, как данность свыше. Приветствуется усыновление сирот, если оба супруга на это согласны. Получить благословение на ЭКО возможно, если пара планирует оплодотворение в естественном цикле или со стимуляцией, но при условии, что женщине будут подсажены все получившиеся эмбрионы, ни одного не отбракуют. Донорство и суррогатное материнство не могут быть благословлены церковью.

Ислам
Право человека на продолжение рода в исламе закреплено на уровне фундаментальной основы. Поэтому во всех случаях супружеского бесплодия религия разрешает мусульманам получать необходимое лечение. ЭКО также разрешено, но при соблюдении некоторых принципиальных условий. Главное из них – присутствие в процессе только двоих – мужа и жена.
Иными словами, ислам категорически против использования донорских половых клеток для оплодотворения. Считается, что чужой биоматериал нарушает целостность супружеских уз.
Моральные проблемы, которые не дают покоя православным, касающиеся селекции эмбрионов, отбора только здоровых и крепких из них, мусульманам не свойственны. Ислам считает, что первые 40 дней в материнской утробе с момента зачатия человек представляет собой лишь каплю семени, затем 40 дней он капля крови, еще 40 дней – всего лишь бездушный кусочек плоти. Только через 120 дней после оплодотворения Аллах посылает ангела, который вдыхает в плод душу. Таким образом, селекция, которая проводится несколько суток спустя после оплодотворения, затрагивает лишь плоть и не убивает душу.


Ислам не одобряет оплодотворения большого количества яйцеклеток и призывает врачей и пациентов разумно относиться к этому процессу.
Утилизация эмбрионов, которые не прошли строгого отбора и не могут быть подсажены матери, недопустима. Разрешено лишь оставление их без внимания, естественная гибель в результате прекращения деления клеток. Оставшиеся эмбрионы, с точки зрения ислама, не могут служить донорскими для других супружеских пар.

Буддизм
Буддисты с удовольствием принимают все, что приносит людям радость и счастье. ЭКО с этой точки зрения полностью соответствует принципам веры, ведь оно дарит радость материнства и отцовства бесплодной паре и радость общения с родными людьми появившемуся на свет новому человеку.
Буддизм считает, что душа не приходит и не уходит, она существует постоянно и всего лишь связывается с физической оболочкой в момент оплодотворения. Именно поэтому верующих призывают разумно относиться к количеству оплодотворяемых яйцеклеток: чем их меньше, тем лучше. В идеале не стоит оплодотворять ооцитов больше, чем женщина способна выносить. Но если требуется селекция (у родителей есть предпосылки к генетическим нарушениям, например), селекция разрешается. Других ограничений не существует.

Буддизм очень терпимо относится к искусственному оплодотворению донорскими половыми клетками, к использованию суррогатного материнства. Главное, не забывать о кармическом законе и делать все так, чтобы максимальное количество людей в итоге оказалось счастливо.
Иудаизм
Продолжение рода для иудеев – одна из главных заповедей. Продолжать его можно и нужно, даже если естественным путем пара зачать ребенка не может. Раввин благословляет ЭКО для пар, которые предприняли все возможное, чтобы зачать малыша естественным путем, но не смогли преодолеть бесплодие. В некоторых случаях вера разрешает иудеям использование донорского биологического материала, а также суррогатное материнство.

Важно в каждом конкретном случае советоваться с раввином, ведь одним парам он одобряет донорскую сперму, а другим – нет. Индивидуальный подход – главная отличительная черта этой религии.
Достаточно строгие ограничения иудаизм накладывает на выбор суррогатной мамы для вынашивания малыша. Она не должна быть родственницей супругов, поскольку это считается кровосмешением, а также женщина не должна быть замужем, поскольку это нарушает правила супружеской верности.
Немало трудностей возникает и в правовом поле. Раввин должен убедиться, что супруги четко определились, кому ребенок будет считаться родственником и наследником – им или семье суррогатной мамы. Зато сама процедура ЭКО в Израиле полностью оплачивается государством, как и услуги суррогатной матери вплоть до момента, пока в семье не появятся двое детей. Если потом захочется третьего ребенка, то ЭКО придется делать уже за свой счет.

Отзывы
По отзывам молодых мам, которые получили возможность иметь ребенка, благодаря ЭКО, больше всего сложностей возникает в православных семьях. До сих пор не всегда удается найти священников, которые крестят таких детей. Некоторые батюшки наотрез отказываются делать это, ссылаясь на то, что крещение будет недействительным.
У молодой мамы остается небольшой выбор – либо отказаться от крещения, либо продолжать искать священника с более лояльными взглядами, либо скрыть факт ЭКО на исповеди перед ритуалом.

Можно также пойти более честным путем – обратиться на прямую линию РПЦ и получить консультацию. При необходимости вышестоящее руководство проведет беседу со священником, который отказывается крестить малыша и, возможно, его мнение изменится.
Приверженцам других религий с такими трудностями сталкиваться не приходится. Менее половины будущих мам стремятся за благословением к своему духовнику перед процедурой. Но достаточно большой процент женщин приходят к раввину, священнику, пастору, мулле после того, как беременность уже начала развиваться, поскольку они подсознательно нуждаются в ответах на многочисленные духовные вопросы.
Очень редко можно встретить женщин, которым их духовные наставники категорически запрещают любую форму ЭКО. Обычно такие женщины являются членами многочисленных сект и религиозных объединений, которые довольно агрессивны и категоричны. Право свободного выбора у них отсутствует.

О том, как церковь относится к ЭКО, смотрите в следующем видео.
Наш батюшка разрешил.
ЭКО мне тоже неоднократно благословляли, но без донорских клеток.