Уже давно доказано, что те, кто начинает день с зарядки, учатся и работают более продуктивно. Для этого есть множество причин, но чтобы эффект был максимальным, важно уметь подбирать правильные упражнения для разных возрастных групп и уровней подготовки. Проводя утреннюю зарядку с ребенком, важно сделать все, для того чтобы ему было интересно, упражнения были посильными, а по завершении занятий ребенок был бодр и весел.


Особенности
Утренняя зарядка важна для каждого и стоит выделять на нее время, особенно если у вас уже подрастают детки. Несложная гимнастика по утрам даст возможность пробудить организм, активизировать мышечный аппарат ребенка и зарядить его позитивом на весь день. При всем оптимизме написанного, далеко не так просто применить все это на практике. Большинство детей не желает подниматься с постели раньше положенного срока и что-то делать, особенно зарядку.
Чтобы изменить такую ситуацию, нужно подойти к проблеме творчески, проводить с детьми дошкольного возраста спортивную тренировку нет смысла, она их не заинтересует, особенно с раннего утра. Чтобы вызвать у крохи желание двигаться, нужен такой комплекс упражнений, который будет напоминать игру. Желательно продумать оборудование, использовать любимые игрушки и самое простое спортивное снаряжение.


Особенно хорошо, если есть возможность провести зарядку на улице, в случае проживания в частном доме. Чистый воздух позволит организму взбодриться в несколько раз быстрее, улучшит самочувствие ребенка и взрослого, который будет заниматься рядом. Детям раннего возраста важно давать лишь немного спортивных упражнений, а основной уклон сделать на игру. Чем взрослее они будут становиться, тем большей будет доля физических упражнений.
Проведение утренней зарядки дома, с родными важно для маленького ребенка и потому, что при поступлении в садик такой вид активности станет для него нормой и лучше подготовить малыша заранее. Чтобы навык не терялся, и желание не пропало с возрастом, необходимо постоянно контролировать выполнение всех упражнений и менять их, как только они будут становиться слишком легкими или неинтересными.
Ребенок, который привык пробуждать себя зарядкой в течение нескольких лет, пронесет этот опыт максимально долго.


Польза от утренней гимнастики очевидна, но важно правильно ее выполнять с ребенком. Когда крохе исполнилось два года, он полностью готов к азам зарядки. Чтобы не навредить организму, важно проводить упражнения натощак, можно лишь выпить немного воды. После проведения небольшого курса игровых упражнений можно воочию увидеть положительное воздействие на ребенка:
- у него появляется аппетит: даже если по утрам малыш почти ничего не ест, то после зарядки тарелка будет пуста;
- после физических упражнений утром, родителям проще будет уложить ребенка спать как днем, так и вечером;
- зарядка укрепит суставы и связки, поможет в правильном развитии организма;
- нервное напряжение, которое может вызвать недосып, сразу же уйдет, и ребенок будет пребывать в прекрасном расположении духа;
- проведение зарядки способствует улучшению процессов кровообращения;
- физические занятия помогают ребенку быстрее расти;
- регулярная зарядка дает возможность поддерживать процессы обмена веществ в полном порядке.
Все родители, которые заботятся о здоровье своих детей, без труда смогут выделить какое-то время на подготовку небольшой тренировки для ребенка и найти минут 10-15, чтобы сделать зарядку вместе.


Правильная подготовка
Планируя проведение утренней зарядки с малышом, важно не форсировать ребенка, не заставлять его и не тащить силком, иначе от таких занятий останется самое отрицательное впечатление, и продолжать самостоятельно такую практику никто не захочет. Для того чтобы вызвать интерес к упражнениям, родители должны сами начать их делать, не предлагая повторить их. Именно такой вариант обычно вызывает здоровый интерес, и малыш сам просится к папе с мамой, чтобы проделать интересные и веселые упражнения вместе.
Если процесс вовлечения в процесс удался, то важно продумать наперед, чем заинтересовать кроху и что с ним делать. Сюжетная игра может стать отличным выходом из ситуации, давая возможность придумывать разные упражнения, опираясь на один сюжет, знакомый ребенку и любимый им. Длительность тренировок вначале должна быть минимальной: не более пяти минут для детей до 3 лет, от 5 до 10 – в 3-4 года и к школьному возрасту рекомендуется довести это цифру до 20 минут. Этого будет вполне достаточно для проведения хорошего комплекса зарядки, пробуждающего организм и поддерживающего его в отличном физическом состоянии.


В особом комплексе нуждаются дети, у которых наблюдаются какие-либо проблемы с развитием, умственным или физическим. Детям с ОВЗ необходим особый подход, с полным пониманием сути проблемы, что диктует смену комплекса упражнений и сюжета игр. Проведение физических упражнений с такими детками не менее важно, а иногда даже более значимо, потому как постоянный и совместный труд зачастую позволяет полностью или почти полностью решить проблемы ребенка.
Чтобы правильно провести утреннюю зарядку с ребенком, нужно в первую очередь подготовить помещение, хорошо его проветрив, что очень важно для нормального функционирования организма и запуска всех его процессов. Необходимо позаботиться о музыкальном сопровождении, чтобы оно в первую очередь нравилось детям, радовало их и заставляло активно двигаться. Если есть возможность, лучше провести занятие на улице: во дворе своего дома или на детской площадке возле многоэтажки, где проживает семья.
Огромным плюсом будет наличие как можно большего состава членов семьи, которые будут принимать участи в зарядке. Такое условие стимулирует ребенка быть как все, что поможет быстро и без труда влиться в процесс.

Для проведения первых уроков нужно использовать самые простые упражнения, которые точно знакомы ребенку:
- ходьба обычная и с высоким подъемом коленей;
- бег на одном месте, с продвижением вперед-назад и по кругу в обе стороны;
- наклоны туловища по сторонам;
- приседания, для первых занятий достаточно 2 раз, постепенно нужно увеличивать их количество до 10;
- небольшой комплекс на растяжку: наклон вниз с касанием пола, к правой и левой ноге.
Такой вариант гимнастики будет приемлем для первой недели проведения, после чего нужно оставить то, что понравилось малышу и убрать то, что не по душе, заменив новыми, более динамичными упражнениями. Кроме этого, важно подобрать такую музыку, чтобы она не только зарядила ребенка положительными эмоциями, но и помогала заниматься. Если темп будет очень медленным, то вместо пробуждения малыш еще больше захочет спать. В случае слишком быстрого темпа, неподготовленный организм не успеет как следует разогреться и ребенок переутомится, что тоже вредно.


Проведение зарядки дома даст возможность облегчить этот процесс в детском саду. Поход в ясли становится настоящим стрессом для малыша, поэтому, имея в группе хоть что-то знакомое и понятное, ребенок быстрее адаптируется. Для младшей группы садика характерно использование игровой формы зарядки, когда дети поют песни или проговаривают маленькие стишки в процессе занятия, что помогает полноценному развитию всех навыков малыша. Для средней группы задание усложняется, в этом возрасте добавляется намного больше физических упражнений, а количество игр существенно уменьшается.
Когда дети подходят к школьному возрасту, то для подготовительной группы существуют свои закономерности проведения зарядки. Время ее увеличивается, упражнения становятся более сложными, а для игры выделяется время после проведения всего комплекса. Для начальной школы характерен практически такой же цикл, только в этом случае уже есть дополнительные уроки физкультуры, поэтому на зарядку отводится чуть меньше времени, а направленность ее более конкретная: профилактика сколиоза, искривлений спины и т. д. Ребенку полезно размяться перед учебным процессом и в течение дня, для чего учителя проводят физкультминутки.


Основной комплекс
Чтобы утренняя зарядка была легкой и интересной, а также приносила пользу для ребенка и взрослого, важно заранее продумать комплекс упражнений, просчитать время на его выполнение и провести пробный урок. Ребенок, который видит перед собой взрослого, с легкостью справляющегося с упражнениями, и сам захочет их повторить. Для первых занятий комплекс должен быть посильным, а далее количество задач и их сложность будут постепенно увеличиваться.
Для зарядки стоит использовать следующие упражнения.
- Простое хождение на одном месте или с перемещением в указанную точку.
- Подпрыгивания на одной и двух ногах, на месте и с передвижением.
- Разминка плечевого пояса при помощи круговых движений вперед и назад.
- Поднимание ног вперед, ровных в коленном суставе. В качестве усложнения можно выпрямить руки и касаться их пальцами ног.
- Упражнения на координацию: подпрыгивание на месте с поднятыми вверх руками.
- Приседания.
- Отжимания.
- Ритмичные движения под музыку для расслабления, а также улучшения музыкального слуха и ритма.
- Проведение растяжки: сидя на полу, ноги вместе – наклон вперед, ноги врозь – наклоны к правой, по центру и левой ноге. Можно попробовать освоить шпагат.


Во время проведения зарядки, важно громко и четко считать для ребенка, чтобы он запоминал счет, что тоже важно в дошкольном возрасте, и мог четко, с нужной скоростью выполнить задачу. Наиболее удобным вариантом счета будет четырехфазное выполнение упражнения. Для более взрослых детей можно включать вторую четверку, продолжая счет до восьми.
Важно контролировать выполнение каждого упражнения и корректировать малыша, если он что-то делает не так. Стоит делать это очень аккуратно, не вмешиваясь постоянно, при этом все время подбадривая и нахваливая маленького спортсмена. Чтобы зарядка была всегда интересна, важно постоянно вести поиск новых оригинальных комплексов, предназначенных для детей, которые можно почерпнуть из разных видов спорта: аэробика (работа со снарядами), йога (сложные, но интересные позиции), ушу и бокс (что особенно понравится мальчикам), танцы и балет (для девочек).


Для тех родителей, кто проводит с детьми утреннюю зарядку уже не первый год, можно использовать такой комплекс упражнений.
- Вдох и выдох, выполняемые с подъемом и опусканием рук. Важно следить за скоростью движения конечностей и дыханием.
- Хождение на одном месте, позже с продвижением. Следующим этапом будет добавление движений руками, что рассчитано на развитие координации.
- Разминка шейных позвонков посредством проведения наклонов головы из стороны в сторону, вперед и назад. Очень важно следить за тем, чтобы не было резких движений и высокой скорости выполнения.
- Разминка позвоночного столба при помощи наклонов туловища из стороны в сторону. После этого добавляется движение вперед и назад в прогиб. По завершении производится вращательное движение корпусом по и против часовой стрелки, максимально разминая спину.
- Упражнения на растяжку спины и мышц ног. Нужно произвести наклон вниз с касанием стоп и возвращение в основное положение (ноги вместе, руки вниз).
- Силовая нагрузка, которую можно дать в приседаниях, от 5 до 10 раз. В качестве усложнения провести несколько серий.
- Упражнения на пресс с удержанием ног родителем или установкой под опору. Усложнить упражнение можно при помощи дополнительного спортивного инвентаря, который ребенок будет держать в руках или зажимать ногами.
- Отжимания, которые вначале можно проводить с колен, а в качестве более сложного уровня – в полной стойке.
- В завершение можно дать несколько упражнений на координацию: прыжки на одной ноге, перепрыгивание через гимнастическую палку, прыжки на скакалке и т. д.
- Заканчивать зарядку нужно в спокойном темпе, уменьшать скорость проводимых упражнений и в завершение – просто походить по помещению и подышать.

Чем дольше получится проводить совместную гимнастику, тем крепче будет здоровье у всех членов семьи и продуктивнее каждый рабочий день.
В следующем видео вас ждет веселая мульт-зарядка для спортивных детишек.