Упорные ошибки детей при письме многие родители расценивают так, что «не дается чаду грамота», или несовершенство современной системы образования. Однако очень часто причина ошибок при графическом воспроизведении родного языка заключается в дисграфии.


Описание патологии
Дисграфией называется нарушение процесса письма. Оно чаще всего сопряжено с неадекватной работой определенных психических функций, которые принимают участие в обеспечении письменного процесса. Дети с дисграфией упорно пишут с типичными и постоянными ошибками.
Дисграфия является очень распространенной проблемой дошкольного и младшего школьного возраста, например, в той или иной форме и степени нарушение письма фиксируется примерно у 53% второклассников, у 38% учеников средних классов, примерно у 19% детей из старших классов в общей образовательной школе.
Специалисты связывают такой высокий процент дисграфии у детей школьного возраста с тем, что в 1 класс почти половина вчерашних детсадовцев приходит с нарушениями развития речи, которые не благоволят нормальному овладению письменной грамотой.
Дисграфия — частичное нарушение письма. Если у ребенка, вообще, не получается освоить письмо, то говорят об аграфии.
В большинстве случаев (97-99%) нарушения при письме связаны с нарушениями чтения.

Причины возникновения
Если ребенок плохо пишет, то у него почти всегда есть проблемы с устной речью — нарушено произношение каких-то звуков, фонематический слух, с грамматическим и лексическим строем речи, к тому же речь его плохо связана. Именно поэтому специалисты считают, что в основе дисграфии лежат нарушения все тех же психических процессов, которые регистрируются и при дислалии, дизартрии и задержке психоречевого развития.
Основная причина может крыться в недоразвитии участков головного мозга, в их поражении. Случиться это может и в период внутриутробного развития, и в момент родов, и после них в любое время. Патологическая беременность мамы, наличие родовых травм, гипоксия, воспалительные недуги мозга, а также травмы черепа и мозга — все это способно вызвать неправильное обеспечение психических процессов, которые в ответе за речь, письмо и чтение.
В большей мере подвержены патологии ребята из билингвальных семей, где принято писать и говорить на двух и более языках. Свой отпечаток может наложить и семейное воспитание — если взрослые говорят неразборчиво, невнятно, то вероятность, что у ребенка будут проблемы с чтением и письмом существенно повышается. Иногда мамы и папы сами «роют яму» своему чаду, несмотря на предупреждения педиатров — слишком ранее обучение грамоте не способствует эффективному и правильному ее освоению.

Что происходит на самом деле?
Написание слов родного языка — очень сложный процесс, который делают возможным самые разные анализаторы головного мозга. В письме участвуют мышцы, которые двигают глаза, речеслуховой аппарат, зрение, слух. Успешное написание слов — это последовательная смена действий, при которой все начинается с распознавания звука, соотношения его с определенной буквой, вспоминание начертания буквы и воспроизведение ее на бумаге.
Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче ему будет в процессе освоения письменной грамоты. Процессы, которые и формируют написание в тетради буквы или слова, должны завершиться в норме к окончанию детского сада. Если эти процессы в головном мозге протекают с ошибкой, то и корковый контроль над письмом как таковым уменьшается.
Особенно хорошо это заметно на детях-левшах, которых родители или учителя стремятся переделать в правшу, запрещая им писать более удобной и лучше контролируемой левой ручкой.

Виды
Все зависит от того, какой именно из психомоторных процессов оказывается нарушенным. В зависимости от этого выделяют несколько видов дисграфии:
- артикуляционно-акустическая — форма нарушения, связанная с нарушением артикуляции, произношения звуков и фонематического слуха;

- акустическая — встречается у детей, которые не могут распознавать фонемы;

- аналитическая — у ребенка не сформированы или нарушены процессы языкового анализа;

- аграмматическая — связанная со слабым развитием лексики и грамматики в устной речи;

- оптическая – при ней у ребенка не сформированы зрительные пространственные представления.

Симптомы
Определить у детей дисграфию можно по характерной симптоматике, при которой в письме преобладают одни и же устойчивые и возвращающиеся ошибки, которые никоим образом не взаимосвязаны с тем, что чадо не знает правил языка. Типичными специалисты считают подмену сходных по написанию букв — вместо «щ» ребенок пишет «ш», вместо «в» – «д» и так далее. Сюда же относят грубые пропуски букв в слогах или слогов в слове, а также написание лишних букв, которых в слове быть не должно в принципе. Есть сложности с написанием слитных и раздельных слов, слова в предложении не согласованы.
Дети с дисграфией пишут очень медленно, даже если им уже 10 или 11 лет, у них отвратительный почерк, который разобрать зачастую неспособны они и сами. Литеры хаотичны, часто у них разный наклон, высота, они могут меняться по этим характеристикам.
Диагноз не принято выставлять слишком рано, пока чадо не изучит технику письма, то есть до 8 с половиной лет рассуждать о присутствии дисграфии у мальчика или девочки нет никакого смысла.

Если ребенок и пишет, и говорит слова неправильно, то имеется в виду наличие артикуляционно-акустической формы. Если ребенок говорит правильно, а пишет с ошибкой, это может быть признаком акустической формы патологии.
У ребят с нарушенным речевым анализом есть большие проблемы с разделением слов на слоги, а предложений — на отдельные слова. При этом на письме могут встречаться лишние буквы, отсутствовать окончания, может быть слитное написание с предлогами и раздельное, когда встречаются приставки.
Это — самая распространенная форма дисграфии.
Аграмматическая форма проявляется неправильным использованием падежей, рода, числа, искажением смыслового согласования слов в составе одного предложения. При оптической дисграфии нередко ребята меняют одни буквы на другие, похожие по написанию.
Дети с любым типом патологии хуже учатся, у них менее развито мышление, логика, память, они быстрее утомляются и часто не могут сосредоточиться.

Диагностика
Чтобы исправить проблему, нужно разобраться в особенностях и причинах. Первым делом нужно обратиться к неврологу, а затем посетить окулиста. Иногда есть потребность и в посещении сурдолога, чтобы проверить слух ребенка. Обязательно логопедическое обследование.
Логопед проверит тексты, написанные ребенком, поговорит с ним и выяснит, как обстоят дела с развитием речи в целом. Логопедическое заключение выносится после того, как специалист установит типичность ошибок школьника.
Лечение
Коррекцией проблемы занимается логопед. Для каждого ребенка составляются индивидуальные задания, которые будут зависеть от точного типа и формы нарушения. Одновременно с этим детям с нарушением зрения показано лечение у окулиста, восстановление, исправление развитие и нормализация зрительных функций. Детям с нарушениями слуха показано наблюдение и лечение у лор-врача и сурдолога.
Логопед должен составить такие упражнения, которые помогут восстановить правильное произношение звуков у конкретного ребенка. Занятия проводят в форме игры, это облегчает запоминание и развивает ассоциативное мышление и логику.
Преодоление дисграфии не будет быстрым процессом, все рекомендации родителям ребенка с нарушением письма начинаются с утверждения, что нужно запастись терпением, и это правда. Многие упражнения и задания логопеда родителям придется помочь выполнить ребенку дома.

Если обследование у врачей не показывает нарушений здоровья, то достаточно будет логопедической коррекции без применения медикаментов.
Насколько эффективным будет лечение, зависит от того, насколько последовательным будут родители и врачи в устранении проблемы. До сих пор врачи и учителя не могут прийти к единому решению — что делать с контрольными и классными работами детей с дисграфией на период их лечения. Хорошо, если в школе есть логопед, который будет вместе с преподавателем русского проверять работы таких детей, выделяя ошибки по незнанию от патологических ошибок.
Считается, что снижать балл за логопедические ошибки несправедливо.
Но в современных общеобразовательных школах наличие в штате логопеда скорее редкость, чем правило, а потому оценки детям постоянно снижаются. Чтобы не допустить отставания ребенка на время лечения, следует предоставить учителю справку от невролога и логопеда, в которой будут указываться его типичные ошибки согласно установленному диагнозу. Это поможет отличить, где ученик поленился и не выучил правила, а где допустил ошибку по причине дисграфии.
Профилактика подразумевает развитие речи ребенка еще до начала посещения школы.
