Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей

Содержание

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Истерики

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.

Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Советы доктора Комаровского

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

44 комментария
Буба 23.10.2018 08:42
0

Мне понравилась статья. Маленькая шпаргалка родителям.

Сабина 17.01.2019 23:33
0

Как не стоит наказывать ребёнка, подскажите...

Элла 19.04.2020 09:48
0

Я не знаю, что делать: многие дети понимают, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Нашему - почти 1,3 года, но он вообще не воспринимает слово - нельзя. Я уже устала бороться с ним, он не понимает, что нельзя включать газовую плиту, трогать удлинитель с техникой. Сколько бы мы ему не говорили, не пытались объяснять, у нас уже у обоих нервы сдают. Стали бить его по рукам, не сильно, конечно, но даже это не помогает. Он продолжает лезть к плите даже после того, как получит по рукам.

Не раз падал с кресла, когда сильно - буянил, орал: было больно. Но это не останавливало, он снова залезал несмотря на предупреждения. Я уже морально истощена. Не знаю, как бороться с ним изо дня в день(((.

Анна ↩ Элла 09.09.2020 21:27
0

У нас началось с года: сейчас почти 2 - становится ещё хуже. Каждый день мы падаем, ударяемся о те же самые места и стулья - и хоть об стену горох. Как быть, если ребенок вообще не слушает? Сегодня была ситуация: бежала дочка по тротуару вниз, я - за ней, там дорога. Я ей кричу кричу, физически не могу бегать, как обычный взрослый человек, поэтому, как могла, шла быстро-быстро... Она выбегает на дорогу, и тут же поворачивает машина. Я ору ей во все горло, поймала ее уже, перебежавши через дорогу, она смеется, я присаживаюсь на корточки и начинаю ей говорить на эмоциях, что так нельзя и все такое. Она, конечно же, меня не слушает, вырывается, смеется. Я ей импровизировано по попе, она была в трусиках-памперсах и даже не поняла, что я сделала, так как смеялась в этот момент. В этот же момент мне кричат, что я бью ребенка - я давай на него кричать. Вот как быть в такой ситуации? Потом я взяла ее, объясняю, что это дорога, нельзя бегать, она давай истерить и вырываться - и таких ситуаций полно. Гиперактивный ребёнок и очень эмоциональный - я просто реву каждую ночь. Не знаю, как найти подход. Еще она дерётся и кусается, а нас это огорчает и настораживает, что в садике будет драться.

Настя ↩ Анна 27.09.2021 00:59
0

У меня то же самое было. Психанула и показала раздавленного голубя, который маму не слушался.

Елена ↩ Анна 01.02.2022 21:28
0

Проблему с выбеганием на дорогу решила так- сказала как есть, машина- опасность, машинка ударит, ножек можешь лишиться, а без ножек как бегать будешь? Это не шутки! Дочь все повторила, запомнила, теперь каждый раз, когда машину видит, прячется.

Надежда ↩ Анна 30.10.2022 19:34
0

Я тоже в отчаянии. Примерно такая же ситуация с дочкой 2,5 лет. Не могу найти подход, постоянно бьет по лицу. Уже кучу статей перечитала, но не могу найти ответы. Где-то я что-то не так, видимо, сделала, а что, не пойму. Терпения нет...

Гость ↩ Анна 22.02.2024 00:18
0

Нельзя наказывать и орать. Да, да. Когда я была маленькой я как-то убежала от папы и также рванула через дорогу. Мне казалось, что это очень весело и смешно, что я такая смелая и умная. Вот только папа догнал меня на другой стороне улицы и так наорал, что я до сих пор это помню. Больше я на дорогу не выбегала НИКОГДА. Папу люблю, отношения хорошие. Прекрасный урок. Когда по-другому не объяснить, то можно прибегнуть к крайним мерам, особенно когда на кону жизнь ребёнка.

Ольга ↩ Элла 04.02.2021 20:22
0

У нас так по сей день, хотя нам 2 года. Ну, нравится малому стоять у плиты и греметь кастрюлями. Ребенок должен понимать опасность. И вот в очередной раз, когда залез к плите, я взяла его палец и коснулась горячего чайника (легонько). Он, конечно, не заплакал, но уяснил, что лезть к горячему нельзя. А так рядом стоять и помогать мешать яйца - милое дело))) Попробуйте, это работает, только на своем опыте он поймет.

Дмитрий ↩ Элла 03.06.2022 19:20
0

Вашей крохе 1.3 года. Чего вы хотите от него?

Лана 24.06.2020 22:23
0

Элла, и это пройдет.

Читатель 25.11.2020 18:57
0

Бить детей нельзя! Это нарушение границ ребенка. Меня в детстве били ремнем - ничего хорошо из этого не вышло, к психологам теперь хожу, трачу много времени и денег. Постоянные ощущения - неувереннность в себе и близких. Кажется, что вокруг предатели, почти все вокруг. И так всю жизнь. Родители, держите себя в руках. Лучше обнимите ребенка крепко-крепко, даже если он смеется и выбегает на дорогу. Пока обнимаете, расскажите, что так нельзя, что он вам дорог.

Отчаявшаяся ↩ Читатель 04.12.2020 12:33
0

Границы вам, видите ли, нарушили. Конечно, проще всегда найти кого-то виноватого в своих бедах. Вы лучше расскажите, сколько своих детей воспитали и как часто обнимаете, после того, как ребенок на дорогу выбежит? Не боитесь, что когда-нибудь после такого непослушания труп будете обнимать?

Татьяна ↩ Отчаявшаяся 02.06.2021 12:31
0

Нам 2 года будет через неделю. Вот и я каждый день рыдаю после того, что отругаю ребёнка. Лезет на кухонный стол, стулья стоят на столе, на кухонный гарнитур залезала: как по ступенькам забирается по ручкам ящика, хватает ножи и все подряд. Всё спрятала и все равно лезет, на подоконнике сидит, забирается на батарею и там уже на окно... Боюсь, что додумается за ручку схватить. Ругаю, ставлю в угол. И всё равно делает то же самое и так по кругу целыми днями. И по попе била - поплакала и пошла опять залезать везде. Уже столько раз падала, что я со счету сбилась. Сил моих нет уже!

Яна ↩ Татьяна 10.03.2022 12:59
0

1. Давайте детям играть в кухонные кастрюли, ложки, вилки, баночки. У ребёнка не хватает впечатлений.

2. Открутите ручки. Мы во всех комнатах сняли ручки пластиковые с окон. Когда нужно открыть вертикальное проветривание, достаем со шкафа ручку и приоткрываем окно, потом снова ручку вынимаем и убираем. Либо белые решётки металлические на окна поставьте.

3. У нас на окне тоже любит сидеть. Приходится дежурить рядом. Другого варианта нет)

4. По поводу дороги. Не лишайте его впечатлений- "идти куда глаза глядят", будьте терпимее. Детям интересно абсолютно всё! Просто научите ребенка держать вас за руку, попутно комментируя какие могут быть опасности.

5. Готовите есть? Дайте занятие рядом с собой- поковыряться в очистках, поиграть с кусочком теста и т.д.

Татьяна ↩ Яна 03.05.2022 01:13
0

Зачем откручивать ручки, если есть блокираторы на окна от детей?

Ирина ↩ Читатель 13.03.2022 16:48
0

Да, нельзя бить и орать...А что делать, если вообще невменяемый ребенок в 6 лет??? Бросается всем, что под руку попадет и истерит, мешает работать, ничем не интересуется, а сегодня вообще запулил книгой, порванной им же за замечания, мне в лицо и разбил нос...Так что обнимать его после этого???

Ольга ↩ Ирина 14.03.2022 21:42
0

Так надо причину такого поведения искать.... Бить- всегда проще, чем разбираться. Не калечьте своих детей. В их поведении всегда виноваты родители. Ребенок рождается чистым и добродушным, все остальное с ним делает его окружение.

Виктория ↩ Ольга 05.02.2024 01:00
0

Генетика очень большое значение имеет, нужно задумываться о ребёнке, еще на стадии его зачатия

Наталья ↩ Ирина 25.09.2022 18:07
0

Здравствуйте!

Гость ↩ Читатель 22.02.2024 00:20
0

Побольше по психологам ходите ещё не те проблемы обнаружите. Просто жить не пробовали?

Надежда 25.01.2021 16:19
0

Моей почти 2 года. Начала дурить и в эти моменты море ей по колено. Замечаю, что дурь начинается чаще с увиденного в мультиках или после наблюдений за другими детьми - мол, им можно и мне тоже. Стараюсь отследить и остановить в самом начале: отойти от вредных детей в общественном месте, погрозить пальцем с осуждающим видом. Если момент упущен, ловлю за руку и одергиваю. Если это не помогает, а ситуация усугубляется, то к плохо ведущим себя детям приходят гуси и щиплют за попу и следует лёгкий, но ощутимый шлепок по попе. Обычно этого достаточно. Далее объяснение, почему пришли гуси. Часто одно упоминание уже остужает пыл...

Екатерина ↩ Надежда 24.02.2023 23:58
0

У вас гуси, а у нас акула. Причем акула добрая, просто она очень любит порядок. И если не слушать маму с папой, то придет и будет ругать. Если дочка, к примеру, никак не ложится в кроватку, кто-то из близких стучит в другой комнате, дочка (2 г.) сразу: "Мам, акула пришла") И затихает, но всё в игровой форме, без запугивания.

Мама 27.01.2021 19:46
0

Второй ребёнок, почти 3 года, разница с первым - 15 лет и все, как с чистого листа. Стала копировать в садике поведение других деток. Естественно, оно разное, прикрикивать или ударить может. Справиться с ситуацией помогает только одно - всегда оценивать ситуацию спокойно. Где-то внимание ребёнка переключить и отвлечь, чтобы не сидела, например, на холодных качелях. Заранее предусмотреть ситуацию. Если знаю, что долгая прогулка вымотает и без того уставшего ребёнка, то только на коляске. В этом возрасте хорошо работают короткие обещания типа завтра обязательно сходим. Когда режим дня отлажен, и психика у ребёнка тоже в норме будет. Что касается младшего возраста и всевозможных падений, то тут поможет только ограничение нахождения ребёнка в опасном месте. Нужно открутить все ручки от шкафов, заклеить углы, убрать стулья и т.д. Надеюсь, кому-то поможет этот небольшой список. Мамочки, берегите свое спокойствие в первую очередь, высыпайтесь и радуйте себя, тогда и с малышами будет проще искать ответы.

Анна 09.02.2021 14:39
0

Читаю и страшно становится: одни малыша по ручкам бьют, другие щиплют... Сплошные садисты. Конечно, малыш ведь сдачи дать не может, так легко обижать маленьких и слабых. А ведь вы мамочки - самые близкие и родные люди, именно с вами кроха чувствует себя в безопасности. Подумайте, сколько плохих людей он ещё встретит, сколько раз его обидят и ударят! Вы же не бьёте и не щиплете коллегу по работе или толкающуюся тётку в магазине, которые, по вашему мнению, ведут себя неправильно. Ребёнок - личность, его границы надо уважать. Не унижайте себя, обижая маленьких и безответных, любящих и зависящих от вас деток. А если вас били в детстве, вспомните какие чувства и эмоции это в вас вызывало... Неужели вы хотите, чтобы ваш малыш переживал то же самое?

Екатерина ↩ Анна 16.02.2021 19:02
0

Моей дочке 2.6. Всегда стараюсь её разговорами успокоить, но не очень помогает. За все время ни разу не применяла физического воздействия. Но и как справляться с истериками тоже не знаю. Объятия не помогают. Игнорировать - не всегда есть на это время. Какой действенный способ? Про гусей, мне кажется, самый щадящий вариант.

Анна ↩ Анна 16.10.2021 09:19
0

Видимо, у Вас нет детей, либо очень послушные дети. Потому что у мамы порой просто нет сил и другого способа вразумить ребенка...

Александра ↩ Анна 28.01.2022 10:54
0

Точно!!!

Профессор ↩ Анна 20.05.2022 23:35
0

Только держать в ежовых рукавицах.

Наталья 14.03.2021 17:39
0

У меня ребёнок истерит и, когда пытаюсь поставить в угол, не слушает и этого, получает ремнём. Договоры иногда срабатывают, а иногда нет. Ремень - крайняя мера, когда все уговоры и договоренности не сработали. Не знаю что делать: девочке нет ещё и четырёх.

Лея ↩ Наталья 16.03.2021 09:54
0

Каким ремнём? Вы вообще в своём уме? Как можно ремнём бить такую кроху? Надеюсь, в старости она вас тоже будет поколачивать или сдаст в дом престарелых.

Гость ↩ Наталья 07.03.2022 19:16
0

Как можно бить детей? Очнитесь! Вас же не бьют, когда вы себя плохо ведёте! И что они такого делают, чтобы их бить? Подумайте над этим! Это не метод! Я знаю, о чем говорю- у меня четверо детей, в том числе двойняшки, все в двойном размере. Да, могу ругаться, но чтобы бить??????

0

Все тут такие советчицы, что и как не надо делать, сразу видно, что нет своих детей! А ничего, что на Руси розгами били? И все дети выросли здоровыми и уважающими старших. А сейчас пытаются дать волю, и эти дети хамят взрослым, ругаются матом и обижают слабых, а их мамаши с остервенением это защищают и, как собаки, облаивают других детишек. Поэтому всегда надо действовать по обстоятельствам. Главное, занимать ребенка. Или посещать совместно развивающие центры. Больше беседовать, показывать хорошие примеры и плохие, как не надо делать. Рассказывать сказки. Пусть ребенок смотрит советские мультики, которые учат, что добро побеждает зло, а не дебильные импортные. Главное, чтобы дети были здоровы и физически и психически.

Ирина ↩ Аля 16.07.2021 16:31
0

Я согласна, что нельзя бить детей, но!... Когда мы росли, нас не били? Били. Да, может не сильно, не ремнем (хотя, я думаю, по-всякому было). Всё дети разные, и нервы у родителей просто слабеют. У меня 2 мальчика 7 лет и 1,5 года. Старший не кусался, не дрался, но истерил знатно. Била по попе (тихонько, конечно, но чтобы понял), и он понимал. Младший сейчас дерётся, бьёт меня и брата старшего, кусается и ему весело, он не понимает, что так нельзя. Говорим, уходим в другую комнату, когда истерит, он не понимает. Поэтому, когда кусает, даю по губам (не сильно), но я это делаю. Тогда он прекращает. И никакие уговоры и прочее не помогает. Так я о чем? Советчиков очень много, приходите ко мне и побудьте с моими детьми какое-то время, и я посмотрю, как вы будете с ними договариваться. Если у вас получится, я буду бесконечно благодарна и возьму с вас пример. Ругать всех очень удобно, но, повторюсь, все дети разные, и по-разному всё понимают. Я безумно люблю своих мальчишек, думаете, я хочу поднимать руку или кричать? Конечно нет.

Светлана ↩ Ирина 26.12.2022 20:47
0

Полностью поддерживаю.

Людмила 12.08.2021 00:42
0

Согласна, нас били ремнем и в угол ставили, но мы всё равно уважали и любили своих родителей. Где-то боялись, но это был страх боли, поэтому вели себя хорошо. А сейчас не кричи, не бей, слово лишнего не скажи, а потом они на голову садятся, грубят нам, учителей не уважают, дерутся, матерятся. Потому что знают, им за это ничего не будет: мамочки за них заступятся. Моему 5 лет, он так доводит меня, что хочется с 23 этажа в окно выйти. Я даже из дома уходила 2 раза, сын с папой оставался и ему всё равно. Он прощения просит, а через 5 минут меня бьёт и посылает. Как его не бить? По-хорошему не понимает. Чем больше с ним разговариваю, прошу, уговариваю, тем больше он посылает меня и не слушается.

Гость ↩ Людмила 27.12.2021 02:22
0

Аналогичная ситуация. Это нужно пройти и пережить, чтобы трезво оценивать.

Наталья ↩ Людмила 07.03.2022 19:20
0

А если он потом вырастет и будет бить свою жену?

Елена 01.02.2022 22:00
0

Поражаюсь некоторым комментариям...По логике некоторых, нужно все убрать, чтобы ребенок не травмировался. Согласна, если это касается потенциально опасных предметов, а что делать с бытовой техникой и мебелью? Есть дети, которые с разбегу лбом входят в шкаф, дверной косяк и т.д. Все на свалку тогда! Оставить голые стены и надувные матрасы, есть из пластиковых тарелок. Второе, прежде чем писать про "личные границы", почитайте хоть одну книгу про развитие ребенка, не блогера какого-нибудь, а профессора психологии. Значит, ребенка личные границы нельзя нарушать, а он имеет право нарушать границы всех... И что из него тогда вырастет? В-третьих, если ребенок бьет и кусает, он элементарно еще не понимает что такое "больно", он считает, что можно маму бить и кусать, мама все стерпит. Ваши "поглаживания" по памперсу для них- это игра, это смешно...Моя кусала, била меня долго, до тех пор пока я не укусила ее... А после того, как она проревелась, задала ей вопрос: "Больно?" Ты думаешь, маме не больно? Какие тут "личные границы"? Вседозволенность искоренять надо сразу! Иначе потом побитые будут все. В статье все правильно написано, но, я считаю, что ребенку дать по попе можно только за совсем что-то серьезное!

Ольга 12.06.2022 00:01
0

У супругов, которые ругаются или которые разошлись, растут дети с отклонениями в поведении. Читайте про эмоциональный интеллект.

За что бьют детей? За свою безграмотность и беспомощность. Проще ударить, чем объяснить и вразумить. Дети себя ведут так, как ведут себя родители. Что они видят в ближнем кругу, то и повторяют. Истерики и крики с пустого места не берутся. Значит, они это увидели. Так что лучше задумайтесь о своей убогости, мамочки. И писать, что ему 1.5-2 года, а «он ничего не понимает»… А ведь он, действительно, ничего не понимает, ведь ему 2 года! Вы не понимаете, как донести до ребёнка информацию, зато он должен понять вас...

Елена 23.10.2022 09:43
0

Ребенок должен знать границы дозволенного. Должны быть правила. Гуляем только тут и тут, на дорогу нельзя. Если будешь убегать, то пойдем домой. Но обязательно слова подкреплять действиями. Обещали - выполнили. Если убегает, за руку и домой, несмотря на то, что только вышли. Понимаю, прогулка потеряна, но это временная мера, которая необходима, в первую очередь, для безопасности ребенка. Через три-четыре таких возврата домой ребенок начнет понимать. Дома лезет туда, куда нельзя, бегает, - тем самым может навредить себе. Возьмите игрушку и путем имитации покажите, как мишка упал с подоконника, стула, кресла, покажите, что ему больно, что его заберут в больницу, и он не сможет больше гулять, играть. Не доходит, скажите твердое нельзя и после того, как ребенок в очередной раз не послушается, посадите его на руки и не пускайте никуда. Скажите, что он будет сидеть просто так, потому что не слушается. Скорее всего, будет истерика (протест). Без эмоций, без слов просто удерживайте ребенка. Ни одна истерика не длится вечно. Он в конечном счёте устанет и замолчит. Тогда абсолютно спокойным голосом скажите: "Ты меня не слушаешься, поэтому я тебя крепко обнимаю и не пускаю". Возможно ребенок опять начнет кричать и проверять вас на прочность. Молчите, сидите и держите крепко, пока не успокоится. Как только стихнет, отпустите и скажите, что опять обнимите крепко, если он не будет слушаться. И, конечно же, выполните обещанное. Сразу может не понять, но на 5-10 раз поймет связь. Рано или поздно ваш ребенок пойдет в сад. Там четкие границы и правила. Уходить со своей площадки нельзя, на подоконник нельзя, бегать в группе нельзя. Там не один ребенок, а много, и воспитатель не может уделять внимание только вашему. Поэтому обязательно надо определить правила до сада. Порой от этого зависят его жизнь и здоровье.

Анна 04.08.2023 22:12
0

Кошмар, конечно, «нас били и мы будем». Я, наблюдая за детьми на площадке, а потом зачастую знакомясь с их мамами, ни разу не ошиблась: все идёт от взрослых. А потом эти мамы рассказывают: "Ну вот почему он орет и бьет меня по лицу?". А сама на площадке или в телефоне, или обсуждает в негативе кого-то. Да ребёнок уже криком кричит: "Мама, я здесь". Начинайте с себя! И никогда не забывайте, что любой удар родителей остаётся шрамом на всю жизнь. Поверьте. Ударить всегда проще маленького человечка, чем поменять своё бревно в глазу.

Гость 10.11.2023 20:24
0

В любом воспитании должен быть кнут и пряник.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.