Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями

Содержание

Крохи всегда умиляют своих родителей. За одну беззубую улыбку им прощается многое. Но не все. И до поры до времени. Некоторые родители сталкиваются совсем не с тем поведением ребенка, о котором мечтали. Малыш в определенном возрасте начинает бить своих маму и папу. О том, что делать, если малыш дерется, притом с самыми близкими, рассказывает Евгений Комаровский.

Почему это происходит

Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.

Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.

Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.

Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.

Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.

Комаровский о проблеме

Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

В большинстве ситуаций с маленькими драчунами срабатывает только одно: ответить идентично. Ни одно проявление детской агрессии не должно оставаться без внимания родителей, на каждый укус или удар взрослая «жертва» должна незамедлительно реагировать.

Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Причем, Евгений Олегович советует мамам как можно меньше утешать орущего или хнычущего ребенка после этого «идентичного ответа».

Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.

Важно

Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт - он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.

Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.

Другие способы отучить от агрессии

Психологи предлагают множество методик. Некоторые основаны на удалении. Если малыш укусил маму, она просто перестает с ним общаться и дистанцируется. И так каждый раз, когда со стороны чада проявляется негатив.

Почти все социальные педагоги и психологи детского профиля согласны с тем, что малыша с самого раннего возраста нужно приучать «проговаривать» свой негатив. «Меня это огорчает, потому что...», « Мне очень обидно, поскольку...».

В особо сложных случаях, когда дети не только дерутся, но еще и истерично кричат, бросают предметы, разбивают посуду и предметы мебели, лучше обратиться к специалисту за совместным поиском решения. Иногда ребенку требуется медицинская помощь.

Постскриптум

Евгений Комаровский не берется анализировать всех причин, которые толкают детей на агрессию к самым родным людям, но он указывает, что в 99% случаев речь идет не о психическом заболевании, а о недостатках воспитания. В семьях, где родители относятся к чаду разумно и в меру строго, неадекватные инциденты с участием ребенка практически не случаются.

58 комментариев
0

"родители относятся к чаду разумно и в меру строго" - как определить категорию разумности и меру строгости?

Екатерина 14.07.2018 05:04
0

Строгость и любовь выражаются не в том что мы говорим и что делаем, а в том КАК. Мать говорит: "Нельзя", а её интонация, поза, жесты, взгляд говорят: "Ой, моя прелесть, делай что хочешь, я тебя обожаю" Естественно, ребёнок больше ориентируется на невербальную информацию. Но, ведь мы не позволяем ребёнку выбегать на автостраду? И он не выбегает. Во всём есть мера дозволенного.

Евгения 15.08.2018 08:27
0

Наслаждайтесь своими детьми, пока они маленькие, ведь когда они вырастут и перестанут шкодить, плеваться, кусаться, появятся свои интересы, а на нас, на родителей, не будет времени. Вам будет этого не хватать!

Юлия ↩ Евгения 22.11.2021 18:34
0

Что за бред?

Светлана ↩ Евгения 16.02.2022 00:15
0

Что за ерунду вы пишите?!

Яна ↩ Евгения 11.09.2022 20:16
0

Ну да, с таким рассуждением там тогда будет что-то покруче, чем плеваться и кусаться…

Марчелло ↩ Яна 02.01.2023 11:35
0

Будем ему передачки носить...

Алла 13.10.2018 15:03
0

У меня ребенок 1,5 года начал драться со мной, бьет игрушками и ручонками, в основном он так реагирует на запреты, на слово нельзя. Ну не могу я его ударить в ответ, рука не поднимается, один раз шлепнула по попе, так мы вместе с ним ревели. Я 12 лет не могла забеременеть, поэтому, наверное, не могу и все дать ему отпор

Лариса ↩ Алла 05.12.2021 03:55
0

Когда выше чадо подрастёт, Вы уже не сможете ничего изменить. Слепая любовь никому счастья не принесла. Пожалеете об упущенном воспитании и ребёнку судьбу попортите. Не любят в обществе таких вот неуправляемых..

Гость ↩ Алла 06.05.2022 03:27
0

У нас то же самое сейчас. Ему 1.7 и вот уже как два-три месяца дерётся, в основном, со мной. Бывает, и кого-то может тоже шлепнуть, укусить. Но я пытаюсь пальцем показать "нельзя" и по руке. Скоро ребёнок родится ещё и боюсь, что его тоже будет бить и кусать.

Ринат 12.11.2018 19:00
0

Я считаю, что в эти первые моменты проявления агрессии нужно сразу же присекать, не гладить по головке, а тут же давать беспощадное наказание. Два часа, три часа ревёт – пусть ревёт и не подходить ни в коем случае! Не гладить, ведь эти поглаживания как гладильной доски приведут к циклическому кругу. Например, ваш ребенок опять устроил истерику и он знает, что если он поревет часик, то его пожалеют, ни в коем случае этого не делайте. Это немного жёстко, зато результат дисциплины будет на лицо!

Tatiana ↩ Ринат 18.10.2020 16:51
0

Ужас, как жестоко! Считаю, что взрослый должен помогать ребенку пережить трудные эмоции, а не наказывать его за эти эмоции.

Мама ↩ Ринат 28.03.2021 22:21
0

Тоже такого мнения.

Алина ↩ Ринат 08.04.2021 14:06
0

Три часа орать, а потом что? Все поймет? Или агрессию в сердце поселится, обида? Нет, шлепнуть в ответ, а потом поговорить: вот видишь, и маме больно. Давай больше не будем обижать друг друга.

Таня ↩ Ринат 07.06.2021 16:12
0

Согласна полностью.

Евгения ↩ Ринат 09.10.2021 09:43
0

Видимо, у вас нет детей.

Екатерина ↩ Ринат 28.10.2021 19:37
0

2-3 часа поревёт... -это не метод. У него будет болеть голова, он натрёт глаза и будет внутриглазное давление. Вы, наверное, не знаете об этом ничего. Надо другое искать.

Лариса ↩ Ринат 05.12.2021 03:58
0

Согласна целиком и полностью. Всё правильно! Родители должны нести ответственность за воспитание будущего члена общества, а то у нас сейчас ребёнка только, как игрушку воспринимают, не задумываясь, что из него вырастет в дальнейшем.

Ксю ↩ Ринат 31.08.2022 15:04
0

Да вы ненормальный! Потом не удивляйся, когда твоему ребёнку будет не до тебя! Поревешь неделю-две да уймешься - решит он! Тебе на его чувства все равно, и ему будет на твои так же.

Окси ↩ Ринат 31.08.2022 15:07
0

Интересный метод...Только потом не удивляйся, когда твоему ребёнку будет плевать на тебя, как тебе сейчас на его чувства!!!!!!

Родитель 08.12.2018 18:12
0

Любить надо, но знать что такое любовь и вседозволенность, иногда родители путают понятия.

Родитель 08.12.2018 18:14
0

К категории разумности приходят не все родители, современные родители считают, всё это пройдет.

Бабушка 25.12.2018 13:08
0

Моя детка начала кусаться (как мява - кошка ее кусает, поэтому можно и деточке всех кусать) и драться. Вот немного растерялась, а потом говорю - попу съем. Деточка отвечает - попу не. Ну, тогда волосики - НЕ, коленку - не, брови - не... ушли от агрессии, стали учить новые слова... части тела, и где они располагаются. Гнев ушел, сидит хихикает.

Юлия 05.01.2019 01:15
0

Спасибо за статью, надеюсь, поможет.

0

Думаю, неправильно отворачиваться от ребенка в эту минуту: закрывать его в комнате, не разговаривать или оставлять его наедине с самим собой, все мы можем ошибаемся в проявлении эмоций в критических моментах.

Марина ↩ Юля 06.09.2020 15:29
0

Вы лучше скажите тогда , как правильно!

Анна ↩ Марина 07.09.2020 11:33
0

Марина, кто я по сравнению с доктором Комаровским? Просто мама. Ответ в этой статье есть и в видео. По-моему, доктор достаточно обширно рассматривает проблему.

Галина 26.06.2019 16:27
0

Абсолютно согласна с докладчиком. Реакция должна идти сразу и незамедлительно!

Шанти 21.10.2019 13:41
0

Согласна, речь идёт об инстинкте. Как животные поступают со своими детёнышами? Они дают зеркальную реакцию, и те усмиряются. Ребёнок учится познавать мир, в том числе и себя, и вас! Если сделать так, то будет вот так - и это норма! А игнорировать - это, на мой взгляд, учить эмоциональному отчуждению! Это в корне неверный подход!

Анна ↩ Шанти 01.09.2020 16:21
0

Шанти, а у Вас уж слишком жесткий подход: не зверенышей растим - деток. Истина где-то рядом...

Александр 22.06.2020 07:28
0

У моего ребенка - никакой агрессии, ему просто нравится пинаться, царапаться: вот что настораживает. Полностью не согласен со статьей - считаю, что нельзя наказывать ребенка - он тогда решит, что именно так и надо себя вести, раз взрослые тоже так делают.

Анна ↩ Александр 28.08.2020 16:42
0

Александр, хорошо, что вы не видите агрессии. Все индивидуально - конечно, нельзя наказывать, Вы, как родитель, тоньше чувствуете своего ребенка. Но почему ему вдруг нравиться пинаться и царапаться? Вы не задумывались о глубинных причинах такого поведения? Откуда вдруг такие звериные инстинкты? Где он это подсмотрел?)

Ален ↩ Александр 20.05.2022 10:38
0

Так завтра ваш ребенок выйдет на детскую площадку и будет пинать сверстников, а они будут давать сдачи. Вот и порушатся все ваши методы "не надо в ответ, он не поймет". В итоге на улице как раз таки и поймет: что когда руки распускаешь, может сдача прилететь, и мир его перевернется.

0

Моему сыну 3,5 года - он дерётся и кусается! Сначала я старалась объяснить, что мне больно! Видимо, плохо старалась... Почитав доктора Комаровского, я стала давать отпор: пару раз укусила его в ответ, пару раз шлепнула... Вроде, стало лучше, со мной он себя так больше не ведёт (или крайне редко!) Но вот с другими членам семьи - просто катастрофа! Муж максимум, что может, - прикрикнуть на сына, бабушка так и вовсе только уговаривает так не делать... Но и я сама бить не могу, только в крайних случаях. Если я и даю по попе, так малыш хохочет только, а сильнее дать боюсь. Так что теперь я ставлю сына в угол. Действует, правда, ненадолго...((

Екатерина ↩ Яна 28.10.2021 19:46
0

Моему внуку 4 исполнилось. Кусает, бьёт, царапает, щиплет, плюёт, бросает игрушки- агрессия. Просто так- его это забавляет, веселит реакция моя. Объяснения не слушает, в угол не идёт.

Лариса Ивановна ↩ Яна 03.09.2022 21:18
0

Внучке 3,3. Дерётся, кусается... Невестка утверждает, что только со мной. Пыталась дать отпор - истерика была, а ночью приступ удушья, утром заболела. Я всю ночь не спала, два дня её почти с рук не спускала, лечила и проклинала себя, что "довела". Трудно что-либо советовать, здесь уж куда кривая выведет, к тому же гены. Мой муж (дед моей внучки) - очень агрессивный по натуре человек.

Татьяна 17.01.2021 14:41
0

А к какому специалисту обратиться, если ребёнку 6 лет, у него бывают приступы агрессии, и он кидается с кулаками на маму?

Дарья ↩ Татьяна 20.01.2021 08:56
0

К психиатру обязательно и к неврологу, не тяните.

Мама 19.01.2021 20:01
0

Ребёнок 1,4 года постоянно пытается причинить боль маме, в основном. Месяцев с 5, как только стали слушаться руки, всё пытался схватить за волосы. И сейчас эта проблема не прошла. Ещё и за лицо пытается ущипнуть, но без агрессии, если только спать хочет. А в основном, это как игра, может даже смеяться. Раньше хватал за волосы и пытался повернуть мою голову так, чтобы было видно моё лицо и реакцию. Причём, с любопытством смотрел, без злости, с папой реже, с чужими - никогда. Что это? Точно не недостаток внимания. Я всегда с ним. И по попе шлепала - не помогает. И раз его дернула за волосики, так потом, когда его ругаю, он стал сам себя за волосы дергать, еле отучили. Единственное - отпускает, когда я делаю вид, что плачу.

Владимир 03.02.2021 16:20
0

Думаю, тут надо дифференцировать такие вещи, как гнев (эмоции) и то, как ребенок выражает свой гнев. Можно его ругать за то, что дерётся. Но ругать за то, что он испытывает гнев, ни в коем случае нельзя. Наоборот: нужно помочь его выразить, но более правильным способом, справиться со своими эмоциями, не подавляя их.

Анна ↩ Владимир 04.02.2021 11:56
0

Ужас какой! Откуда у здорового ребёнка может быть гнев вообще? Мне кажется, это патология.

Владимир ↩ Анна 04.02.2021 14:20
0

Считаю, что отсутствие негативных эмоций - признак нездоровой психики.

Екатерина ↩ Владимир 28.10.2021 19:47
0

Согласна.

Прохожий ↩ Анна 25.08.2022 01:15
0

Гнев - это нормально.

Екатерина 19.07.2021 15:47
0

А как реагировать нам, родителям, на ребенка, который бьёт твоё чадо на детской площадке из-за того, что родители дома не могут правильно донести ребёнку, что так делать нельзя? Моей малышке всего годик, добрая, общительная, лучезарная девочка. И вот был у нас случай, как к ней подошёл мальчик и просто так ударил. Мама этого мальчика строго ему объясняла, что так делать нельзя. На что он выслушал её и спокойно пошёл играть дальше. Потом опять подошёл к нам и ударил лопаткой по лицу мою дочку, на что получил от меня сдачу. Я ему жёстко сказала, что нельзя бить девочку. Вот тогда он устроил ор на весь двор и больше подходил. Мама сделала мне замечание, что я не должна воспитывать её ребёнка. И я полностью с ней согласна - не должна! На это есть родители. Но смотреть и оставаться равнодушной, как бьют моего ребёнка я тоже не должна. Учить давать сдачи не хочу. Ещё успеет постоять за себя, а пока пускай наслаждается жизнью.

Евгения ↩ Екатерина 06.08.2021 01:25
0

Такая же история. Малышка была очень скромная, всегда стояла среди деток, и любой мог отобрать у неё игрушку, толкнуть, ударить... Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Но... Нам исполнилось 1,8 годика и тут - резкие изменения в поведении! Малышка начала драться со мной, с детками на площадке. Как ни пытаемся объяснить - все бесполезно. Вижу, зла нет в её действиях, как-будто пытается так общаться с детьми, а сама не понимает, что делает неправильно. Родители начинают остерегаться общаться с нами - сами, конечно, адекватно реагируют, но мне очень неудобно. И любовью окружена дома, и строгость есть, слово "нельзя" знаем уже с 9 месяцев и сразу воспринимаем в серьез, а тут такое вытворять начала!

Малыш ↩ Екатерина 07.05.2022 12:31
0

Очень интересный случай. В данной ситуации вы защищали своего ребёнка, а не воспитывали чужого. У меня сын стал драться с недавних пор и бьет только детей младше себя. Я его ругаю, объясняю, но если бы вот так ударил малышку, ещё и по лицу, и получил бы от мамы, то мне бы было жаль своего ребёнка. Но, может, он бы так понял, что драться нельзя было.

Ольга 21.09.2021 12:16
0

Я в шоке от комментаторов...как можно бить ребенка? Насилие порождает насилие. Родители, читайте книги...

В 1.5 года это вариант нормы, но задача родителя- научить ребенка справляться с агрессией и контейнировать его эмоции. Помогите ребенку перенаправить агрессию и учите ребенка трем видам взаимодействия с людьми: запрет, компромисс и уступка (жизненные сценарии, которые вы обязаны проигрывать с детьми). Ваша спокойность, твердость запрета и гибкость в подходах к ситуациям - вот ключ решения всех проблем. Всегда уточняйте в авторитетных источниках, что на данном этапе работает и не работает в голове ребенка, какие части мозга и т.п.

После трех лет такое поведение- это уже отсутствие авторитета взрослого, поэтому работайте над собой, а не бейте детей (Корпачев, Петрановская вам в помощь).

Комаровский- педиатр, пусть лечит ангину и не лезет в область психологии детей.

Галина ↩ Ольга 08.10.2021 03:57
0

Даже насмешили, честно).

Анна ↩ Ольга 11.10.2021 00:09
0

Не всем же ребенку потакать.

Элина ↩ Ольга 04.02.2022 16:32
0

Дай Бог, чтобы вы не вырастили монстра))) А Комаровский, хоть и педиатр, понимает в воспитании детей намного больше, нежели некоторые мамочки))))

Дуся ↩ Элина 12.10.2022 16:46
0

Кусать детей...Так чем же взрослые лучше?

Элина 04.02.2022 16:28
0

Лично я своего сына воспитываю так: маму бить нельзя. Если ударил- дам сдачи, естественно, с учётом своей силы, но в тоже время чувствительно. Плюс не буду с ним «дружить» после этого- это и имеет в виду Комаровский. Если после этого он ударится, упадёт или что-то ещё - бесспорно, я его пожалею, поцелую и т.д, но если он посмеет поднять на меня руку ещё раз- повторю свои действия. А касаемо детей с площадки, садика- тут я говорю ему так: если мальчишки обижают, бьют - давай сдачи! Не будешь давать сдачи- будут обижать. Но если лезут драться девочки- их бить нельзя. Лучше крикни, ну в самом крайнем случае, оттолкни и отойди. Девочек бить нельзя. Никогда. И маму, бабушку, любую даму женского пола- нельзя. Сейчас нам 6 лет, ребёнок адекватный, неконфликтный и умеет различать, кого можно бить, кого нельзя. Этой системы придерживаюсь с рождения буквально, чисто интуитивно. Комаровского только сейчас прочитала, подписываюсь под каждым его словом.

Малыш 07.05.2022 12:24
0

То есть Комаровский считает, что родитель должен дать «сдачу», чтобы ребёнок понимал, что в ответ может получить боль, мягко говоря. и ему могут ответить тем же. Вот у меня ребёнок 2,6. На площадке обижает детей младше себя. Я спрашиваю: "А почему не трогаешь детей старше себя?" На что он отвечает: "Они могут тоже ударить". То есть он понимает, что может получить в ответ от старших и будет больно. Но меня он иногда бьет, я тоже могу по попе стукнуть в ответ. Считаю, это не выход. Получается, мы дерёмся с собственным ребёнком. Нужен какой-то другой выход.

Марина 07.02.2023 12:46
0

Добрый день! У меня ребёнок (ему 1,2) кусается, царапается и волосы выдирает клоками. Я и разговаривала с ним, я и кусала в ответ (не сильно!), и по попе получал (не больно!)... Я просто уже не знаю, 🤷‍♀️ что делать!! Но и синей ходить тоже не хочу. Все руки в синяках.

Гость 20.04.2023 22:19
0

В смысле ударить ребёнка в ответ? Первый раз такой слышу! Меня пнула дочка в состоянии истерии, мне закатить истерику и пнуть в ответ🤣?!

Как верно написано: в состоянии истерики, это случайно, неумышленно. ↩ Гость 22.03.2024 01:31
0

А здесь пострадавшие от преднамеренности агрессивных действий.

Дочка 2,2 бьёт по лицу с улыбкой. На запреты и сдерживания от удара, хохочет и заливается. Давала сдачу, ржёт... Ставлю в угол, стоит, но веселится и сомневаюсь что понимает за что и раскаивается. Ума не приложу как себя вести.

Валерия 10.06.2023 12:18
0

Агрессия порождает агрессию.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.