Человека с рождения окружает воздух и вода, потому важно научиться жить в гармонии с этими стихиями. Если вопросов с вдыханием воздуха не возникает, то умение находиться в воде необходимо вырабатывать. Плавание является полезным и приятным занятием, потому стоит обучать детей этому процессу для гармоничного развития организма и получения дополнительного источника радостных эмоций и физической активности. Чтобы дети быстро осваивали плавание, важно уметь правильно дать им азы этого занятия.


Особенности
Умение держаться на воде присуще самым маленьким детям, они без проблем плавают, не боясь и не задыхаясь под водой, но как только природный инстинкт нахождения в водной среде затухает, возникает необходимость осознанного обучения этому виду деятельности. Чем раньше проводить попытки знакомства с водой, тем легче будет к ней привыкнуть и делать первые попытки плавания. Младенца можно окунать в ванной, надевая ему специальный воздушный круг на шею. Грудничка также можно купать и в бассейне, занимаясь со специальным инструктором, который подскажет, как держать детей, отпускать их и переворачивать.


Умение держаться на воде и перемещаться по ней дает не только необходимые навыки выживания, физическую активность и положительные эмоции, есть еще целый ряд достоинств этого вида деятельности:
- идет активное развитие мышц верхнего плечевого пояса, зоны бедер и ягодиц;
- укрепляется позвоночный столб, что является профилактикой сколиозов и других деформаций;
- положительно воздействует на суставы;
- улучшает гибкость, силу и координацию тела;
- позволяет снять нервное перенапряжение;
- укрепляет иммунитет.



Как и в большинстве занятий, кроме положительных сторон есть и ряд противопоказаний, к которым в плавании относят:
- наличие вирусных или кишечных заболеваний;
- проблемы с кожным покровом;
- наличие эпилепсии;
- проблемы с сердцем и почками (пороки, недостаточность и так далее);
- вывихи в суставах, повреждения конечностей.

Польза от плавания огромная, потому любому родителю стоит самостоятельно или с помощью инструктора попробовать научить ребенка плавать.

Возрастные рамки
Учиться плавать никогда не поздно, однако чем раньше начать занятия, тем легче и быстрее пойдет этот процесс. Работая с детьми, всегда можно превратить учебу в игру, отвлекая детей от страха воды и постепенно прививая привычку к ней. Чтобы правильно подойти к процессу обучения, важно понимать, какие шаги необходимо делать с обучающимися разного возраста.

С новорожденными проводить занятия можно спустя две недели, когда полностью заживает пуповина. Проще всего знакомить ребенка с водой дома, в условиях ванны. Очень важно тщательно вымыть ванну, используя безопасные, но эффективные чистящие средства. Занятия строятся по такой схеме.
- Малыш медленно окунается в воду, чтобы не возник стресс. Важно постоянно контролировать температуру воды при помощи градусника. Ребенок остается в вертикальном положении, взрослый поддерживает его за подбородок или затылок, в зависимости от положения тела крохи. Лучше всего попробовать оба положения – и на животе, и на спине, чтобы определить, что больше нравится ребенку.
- На втором этапе стоит подводить ножки крохи к бортам ванной, что рефлекторно заставляет его отталкиваться от них.
- Чтобы дать возможность малышу почувствовать воду, стоит показать ему, что по ней можно бить ручками и ножками, звуки и всплески вызывают массу положительных эмоций у детей.
- При помощи взрослого, а позже своими силами, ребенок должен научиться преодолевать расстояние от одной стороны ванны до другой, выписывая при этом восьмерку, разворачиваясь по ходу движения.


Для более увлекательного процесса можно использовать игрушки, которые будут привлекать внимание малыша и вызывать желание дотянуться до них. В процессе занятий необходимо все время быть рядом с ребенком, придерживать, когда нужно. Если постепенно снижать температуру воды, можно добиться и закаливающего эффекта.

Если речь идет об обучении детей от года, то с ними можно работать уже в бассейне. Для знакомства с водой следует провести несколько тренировок дома. Лучше всего потренировать с ребенком технику дыхания, используя для этого легкую игрушку, которую нужно при помощи дыхания отправить от одной части ванной до другой.

Чтобы малыш не боялся воды, стоит надеть на него нарукавники – это позволит ему расслабиться и в полной мере насладиться процессом игры в водной среде.

Дети в 3-4 года также могут учиться плавать сразу дома в ванной, окунаясь под воду и правильно вдыхая и выдыхая, а потом уже в бассейне. Лучше всего малыши работают в паре со своими родителями, так как полностью им доверяют, потому первые уроки стоит проводить вместе. В условиях бассейна родитель с ребенком на руках по команде вдыхает и окунается с головой под воду, после чего быстро встает. Глаза на первых порах не стоит открывать, но постепенно нужно переходить и к этому этапу. Когда малыш уже не цепляется за родителя и не так боится, он становится на дно бассейна, чтобы голова была над водой, и проводит то же упражнение, держа родителя за руки.

Дети в 5 лет уже способны полноценно учиться плавать, повторяя упражнения и отрабатывая задания, потому с этого возраста можно начинать процесс обучения. В работе с малышами важно познакомить их с водой и научить не бояться ее, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно приступать к освоению азов разных видов плавания.

Подготовительные упражнения
Чтобы научить ребенка плавать, важно дать ему понять, что вода не представляет опасности, если правильно себя на ней вести, а сам процесс может быть очень увлекательным. Как только боязнь воды преодолена, можно приступать к освоению основных подводящих упражнений.
- «Сердечки» – начальный этап освоения работы рук в стиле брасс. Ребенку дается задание нарисовать ладонями на воде сердечко, работая руками одновременно. Это упражнение в игровой форме позволит освоить базовое умение.

- «Уточка» – включение в работу ног. Выполнять можно при поддержке родителя или в нарукавниках. Ребенок, находясь в воде, выполняет имитацию движений ног утки, активно сменяя положение конечностей.

- «Лягушка» – активная работа ног, имитирующая лягушку. При поддержке родителя или в нарукавниках ребенок выполняет подтягивание ног к себе, сгибая колени, и толчок, выравнивая ноги.


Постепенно «Лягушку» нужно соединить с «Сердечком».
Как только основные элементы будут хорошо получаться, есть необходимость начать работу над дыханием, так как в процессе плавания ребенок должен опускать голову в воду и уметь правильно вдыхать и выдыхать. Чтобы освоить эти задачи без забот, также существуют игровые упражнения.
- «Бегемотик» – набрать воздух в рот и постепенно погружать голову в воду. Сразу окунается подбородок, потом нос, и так до тех пор, пока малыш не начнет полностью погружаться под воду. Задача ребенка – представить себя бегемотиком, который находясь наполовину в воде, осматривает окрестности. Потом нужно обучить выдыхать воздух в воду.

- «Подводники» – глубоко вдохнуть и погрузиться под воду, продержавшись там как можно больше. Воздух лучше не спеша выпускать в воде, постепенно поднимаясь. Чтобы ребенок отвлекся и не всплывал слишком рано, нужно попросить вспомнить какой-то сюжет мультика или сказки либо занять ум малыша другой задачей.

- «Поплавок» – следующий этап, совмещающий в себе дыхательные упражнения и умение держаться на воде. Ребенок должен вдохнуть воздух, оттолкнуться ногами от пола, прижать к себе колени и обхватить их руками. Задача состоит в том, чтобы максимально долго удерживать состояние поплавка. Первые попытки группировки будут проходить в толще воды, а на более позднем этапе дети научатся всплывать в таком положении.

Обучение всем вышеупомянутым упражнениям не составляют особого труда для малыша, но важно проводить их тогда, когда ребенок готов и сам хочет работать в воде. Любое принуждение будет иметь обратный эффект, и быстро научиться плавать не получится, а иногда этот процесс становится настоящей проблемой, и даже повзрослев дети не хотят учиться плавать.
Процесс обучения
Чтобы помочь ребенку научиться плавать, важно ознакомить его с водой, научить синхронно работать руками и ногами, а также правильно дышать. Как только предварительная подготовка завершена, можно пробовать плыть. Первым шагом к этому будет упражнение «Ножницы», где главная задача – попеременная работа прямыми ногами, благодаря которой удается удерживать туловище на поверхности воды. Лучше всего тренироваться на мелкой части бассейна или у берега на реке, чтобы руками стоять на дне, а работать ногами. Вторым этапом будет работа с бортиком или доской для плавания, которые позволят удерживать туловище на плаву и работать ногами.

Следующим упражнением, которое позволит успешно освоить процесс плавания, является «Стрела». Главная задача юного пловца состоит в том, что он должен научиться держаться на воде и перемещаться по ней. Руки складываются вместе и держатся над головой, ногами необходимо сделать сильный толчок, благодаря которому удастся проскользить по воде. После толчка все тело выпрямляется в одну линию, что напоминает стрелу. Голова погружена в воду и не поднимается, пока есть запас воздуха и тело держится на воде, не опускаясь ко дну.

Как только «Стрела» начинает уверенно получаться и ребенок скользит по воде более 5 секунд, можно включать в работу ноги, выполняя упражнение «Ножницы». Проводя оба движения, можно добиться определенного продвижения в воде. Следующим этапом в обучении будет самостоятельная работа, при которой дети должны толкаться и плыть от одного родителя к другому или от одной отметки к другой. Родители могут помогать стартовать, чтобы придать необходимое ускорение для уверенного плавания. В этом упражнении уже подключаются в работу руки, и ребенок начинает плыть брассом.
Чтобы расслабить тело и еще больше подружиться с водой, важно освоить упражнение «Звезда», при котором необходимо находиться на поверхности воды, выдерживая горизонтальное положение всего тела, раскинув конечности по сторонам, имитируя звезду. Такое упражнение можно делать как в положении на спине, так и на животе.

Чтобы отработать правильные движения рук, можно надеть на ноги надувной круг, что исключит их активность, и использовать только руки для передвижения. Не стоит давить на ребенка и ругать за ошибки, важно подбадривать и хвалить за любые действия, что вызовет желание работать дальше.
Дети в 7 и 8 лет легче схватывают все упражнения, они быстрее учатся и хотят обогнать своих сверстников, что ускоряет процесс обучения. В этом возрасте используются те же подготовительные упражнения, после чего осваиваются основные виды плавания:
- кроль – пловец расположен лицом вниз, руки попеременно меняют свое положение, ноги работают ножничками;

- брасс – тело пловца направлено лицом вниз, руки выносятся вперед, разводятся по сторонам и собираются вместе под туловищем, ноги выполняют имитацию движения лягушки;

- баттерфляй – пловец направлен лицом вниз, руки работают одновременно, поднимаются от таза через верх к голове, туловище при этом приподнимается над поверхностью, ноги имитируют движение хвоста дельфина;

- кроль на спине – пловец находится на спине, руки работают попеременно, ноги выполняют имитацию движения ножничками.

Примерно теми же методами можно научить плавать и взрослого человека, отличием будет отсутствие игрового метода, так как в этом случае он не будет эффективен.
При правильном подходе, здоровой мотивации и на личном примере можно без особых забот научить плавать ребенка любого возраста или помочь взрослому освоить навык держаться на воде и плыть, если в свое время этот процесс не был реализован.
Как научить ребенка плавать, смотрите в видео ниже.